"АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА"

27 июля, 2021 - 15:17

- Большое, все в граффити здание, именуемое art-factory, появилось на выезде из Еревана по аштаракской трассе совсем недавно, но уже снискало популярность среди тех, кто интересуется искусством вообще и современным искусством в частности. Это штаб-квартира Yerevan Biennial Art Foundation - фонда, ставящего перед собой и армянским искусством весьма амбициозные задачи. Его директор Нане ЕГИКЯН уверена, что задачи эти выполнимы, поскольку у армянской культуры огромный потенциал. Что ж, ей, внучке культового архитектора Рафо Исраеляна, проучившейся и проработавшей в США многие годы, виднее.

- Появление вашего фонда выглядит экзотичным. Думать об искусстве и пытаться продвигать его - это крайне не модно...

- Фонд Yerevan Biennial Art Foundation был создан два года назад. Перед ним изначально стояла задача привезти в Армению биеналле, которое способствует развитию в стране искусства по самым разным направлениям. Арт-сфера Армении может и должна развиваться и прийти в соответствие с международными стандартами. Наш фонд ставит перед собой амбициозную сверхзадачу, даже видит свою миссию в том, чтобы Армения стала в этом регионе первачом, заняла лидирующую позицию, чтобы за искусством приезжали именно сюда. Мы считаем, что армянская культура обладает таким потенциалом. И речь идет не только о презентации нашего огромного арт-наследия, но и о современном искусстве. Наша работа заключается в том, чтобы всеми силами способствовать достижению этой цели, в том числе развивать те направления, которые пока не нашли своего места в панораме современного армянского искусства. А для этого у нас есть самые разные программы и опыт работы. Собственно, в какой части света, в каком городе бы ни появлялось биеналле, этот город сразу переживал культурный бум, и это даже сказывалось на экономике. Вот совсем свежий пример - Ливерпуль. Так что мы рассчитываем построить успех. А в эпицентре наших программ - образование.

- Речь об образовании в сфере искусства или его менеджменте?

- Второе. Ведь в Армении есть все - великое культурное наследие, нынешние артисты в широком смысле этого слова и теоретики искусства. Вот чего у нас нет, так это соответствующего умения все это достойным образом презентовать. Мы предлагаем масштабную программу, которая длится год, а каждый курс продолжается два месяца. Мы будем привозить специалистов из-за рубежа, которые будут работать и обучать тех, кто в Армении имеет дело с искусством, по пяти направлениям. Первое - это курирование выставок, их проведение по тем реальным законам, которые работают в мире. Дальше "арт-хендлинг" - это о том, как прикасаться к объектом искусства, какими материалами пользоваться, как осуществлять развеску, вплоть до какие перчатки при этом надевать. Это огромное количество, казалось бы, мелочей, которые стали стандартом и которые мы пока не применяем. Обычно при организации выставок гости приезжают со своей командой, которая все и делает. Наши специалисты остаются в стороне, и этот контакт реализуется неполноценно. Приехали-уехали - мы не имеем возможности учиться у них, они не работают с нами полноценно. Но в таких "мелочах" во многом кроется вопрос доверия со стороны зарубежных партнеров. Еще среди наших образовательных направлений менеджинг галерей и арт-критика. Эта программа очень важна для нас, и мы надеемся, что она сыграет большую роль в деле развития в Армении соответствующей сферы. Все практически готово, осталось дособирать еще средств, чтобы ее запустить. Средства - потому что очень важно, чтобы эта программа не стала разовой, чтобы была возможность работать на перспективу и мы могли бы реализовать ее не только в Ереване, но и по разным регионам Армении.

- А пока образовательная программа будет запущена, вы регулярно выставляете наших художников. И, судя по вашим "ивентам", биеналле больше заточено на изобразительное искусство...

- Это не совсем так. Это здание, которое мы называем "Арт-фактори", оно специально выстроенное. Здесь кроме выставочного пространства и студий живет тек-компания. А наверху есть бар и ресторан. Рамки расширяются - искусство, хай-тек, бизнес. Мы открылись недавно, но уже наблюдаем этот, постоянно расширяющийся контакт. Скажем, уже архитектор успел познакомиться с бизнесменом, и они начали совместный проект. Мы в свою очередь, сотрудничаем с IT-командой, которая создает и расширяет наши возможности. Что касается выставочного зала, очень важно, чтобы у нас была возможность поддерживать современных армянских художников. Именно этой цели служит это пространство. Здесь проходят выставки, ворк-шопы, лекции, различные мероприятия, в которых принимают участие художники Армении - и молодые, и уже состоявшиеся. Мы пытаемся поддерживать их на разных уровнях, используем разные платформы, чтобы местные художники могли продавать свои работы, демонстрировать их не только нашей диаспоре, но и миру. Мы контактируем с галерейщиками по всему миру, и художники-члены нашего фонда получают в этом плане реальные перспективы.

Есть еще такой момент - кто-то что-то создал и не знает, что с этим делать дальше, куда двигаться. Мы связываем его с теми, кто может поддержать его начинание. Что касается заточенности на изобразительном искусстве - не совсем так. Вот мы делаем первые шаги в сторону модного дизайна. В июне провели фешн-шоу - был объявлен конкурс, в котором изъявило желание принять участие множество дизайнеров одежды. Авторитетное жюри выбрало десятерых из них. Так что работаем и с этой сферой, - с разными и вполне конкретными перспективами. Каждый, кто входит в мир презентации искусства, старается искать свои фишки. У нас такой фишки нет. Наша "фишка" - сама Армения с ее большим потенциалом.

- Откровенно говоря, за последние 20 лет довелось пересекаться со многими организациями, уверенно утверждавшими, что как минимум сделают из Армении регионального арт-лидера. Слов было сказано много - воз и ныне там. Откуда уверенность, что именно вы рождены, чтоб сказку сделать былью?

- Это очень хороший и важный вопрос. Существует широкий инструментарий. Собственно, проведение биеналле - а это для нас важнейший аспект - в прошлом году из-за ковида прошло в режиме онлайн. Будем надеяться, на будущий год оно будет "живым", и станет "фактором". Еще один важный момент - работаем с "Гугл Артс", а это самая большая платформа в мире. Сейчас в связке с Домом-музеем Сарьяна мы готовим для нее выставку. То есть речь не только о продвижении отдельных художников. Мы не первые, кто начал сотрудничество с этой платформой, но никто не делал этого столь масштабно. Мы прилагаем большие усилия, чтобы представлять там как можно больше выставок - и современных художников, и нашего наследия. Вписать Армению в карту "Гугл Артс" - это очень серьезная и перспективная задача. Плюс те платформы, которые занимаются продажей арт-объектов. Сейчас мы работаем с одной такой платформой из Берлина, очень известной и успешной. Это большое достижение не только для фонда, но и для Армении - когда работы продаются, причем не только в нашей стране, но и вывозятся за рубеж. С этим можно спорить, но, увы, успех выставки принято фиксировать, если работы продались. И мы очень рады, что на всех выставках, которые мы делали, происходило именно так. То есть люди видят эти работы не только те две недели или месяц, пока длится выставка. Наконец, для художника продать - значит возможность продолжать творить.

- Вы все-таки больше фокусируетесь на продвижении молодых художников?

- Нет, мы уже сотрудничали с Геворгом Мурадовым - очень известный в мире художник, сейчас планируем еще одну выставку живого классика. Пытаемся работать с разноуровневыми художниками и охватить как можно большее количество людей. Это и взаимообогащение, и создание большого профессионального сообщества. В июне у нас прошла выставка, в которой принимали участие семеро художников, и это тоже своеобразная коллаборация. На втором этаже у нас есть студии, в которых уже сейчас начинают жить и работать художники, скульпторы, режиссеры - мы не хотим, чтобы это были представители только одной профессии. И мы создаем атмосферу, чтобы они не только общались друг с другом, но и учились друг у друга, вдохновлялись друг другом. В какой-то мере наш фонд старается презентовать себя как объединяющее звено. С другой стороны, мы никак не вмешиваемся в творческие процессы. Если вы обратили внимание, само наше пространство большое и открытое настолько, что оно может показаться пустым, чтобы каждый входящий сюда артист мог чувствовать себя совершенно свободным.

- А в чем, на ваш взгляд эксперта, главная фишка армянского изобразительного искусства?

- Если говорить о прошлом, скажем, Сарьян, Кочар - это очень выразительное и действенное искусство артистов, творящих среди множества ограничений. Кругом всяческая цензура, но эти мастера находили формы и возможности представить нашу мифологию и историю, сказать, что они - армяне. И сегодня эта тенденция в какой-то мере продолжается. Ведь очень трудно творить через преодоление боли. Но это свойство нашей нации. Мы слишком часто испытываем боль, а наша география заставляет нас постоянно противостоять вызовам. Но я вижу, что в армянских деятелях искусства есть сила работать, творить, превозмогая эту боль. Очень часто наше искусство - путь освобождения от боли. Мне кажется, именно это надо непременно представлять миру. Ведь не каждая нация это умеет, и это не только живопись, но и книги, поэмы, фильмы. Аршил Горки, Сарьян, Параджанов - люди, внесшие в мировое искусство новые стандарты. Искусство, рождающееся в Армении в тех условиях, в которых оно пребывает, - это, наверное, ненормально. Но оно гораздо больше чего-то сиюминутного.

Сона МЕЛОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image