Город Бурдж Хаммуд. Маленькая Западная Армения на территории Ливана

11 августа, 2021 - 10:24

Бурдж Хаммуд – один из самых динамично развивающихся городов Ливана, расположенный на северо-востоке от Бейрута. Раньше Бурдж Хаммуд практически представлял из себя болото, где после геноцида армянским беженцам было предоставлено право строить себе хижины. Через некоторое время им также разрешили возводить дома и здания, которые постепенно образовали город. Бурдж Хаммуд – это проявление коллективной памяти народа, оторванного от своей исконной родины. Это тоска по родному дому, место памяти. В середине 2019 года Граг Аведанян организовал свои пешеходные экскурсии по городу, чтобы познакомить гостей и местных жителей с историей геноцида, выживания и возрождения армянского народа. Бурж Хаммуд – это история, которую Граг рассказал и изданию The Armenian Weekly.

Интересна этимология Бурж Хаммуда. Буквальное значение – «Башня Хаммуда». Считается, что Хаммуд – это Хаммуд Арлсан, который несколько веков назад жил в двухэтажном каменном строении, что позволяло ему контролировать сельскохозяйственные земли и следить за работой крестьян. Народу, который зачастую жил в лачугах, это сооружение казалось башней. Вскоре этот район стал известен как «Бурдж Хаммуд». Считается, что здание сохранилось по сей день и находится в помещениях церкви Mar Dumit.

Бурж Хаммуд стал независимым муниципалитетом в 1952 году с отцом Богосом Ариссом в качестве первого мэра. Город был разделен на кварталы, которые были организованы и названы в честь родовых деревень Западной Армении, откуда пришли эти общины: «Нор Адана», «Нор Мараш», «Нор Сис», «Нор Гилигия» и другие (Нор – в переводе с армянского «новый»). Во многих отношениях Бурдж Хаммуд – это реконструкция диаспорной версии армянской нации. Отец Арисс сыграл важную роль в планировании и наблюдении за созданием города, который стал религиозным, культурным, социальным, образовательным и политическим центром для армянских общин Ливана после геноцида.

Община организовывала и основывала институты и структуры, которые считала необходимыми для развития и процветания народа. Все три конфессии – апостольская, католическая и евангелическая – создавали свои церкви и школы. Традиционные политические партии также погружались в работу и мобилизовали массы. Они основали газеты, радиостанции, скаутские и спортивные движения. Сфера искусства была преобразована благодаря созданию культурных организаций, театров, кинотеатров и музыкальных магазинов. Кроме того, Бурдж-Хаммуд стал городом ремесленников, и покупатели со всей страны стремились заполучить изделия искусных сапожников, талантливых ювелиров, портных и других мастеров.

Улица Аракс – одно из главных торговых мест современного Бурдж Хаммуда, где можно найти практически все. Известная своей постоянной оживленностью, оно названа в честь реки длиной в тысячу километров, проходящей через Турцию, Армению и Иран.

The Armenian Artisanat – социальное предприятие, основанное Армянским Спасательным Крестом Ливана (The Armenian Relief Cross in Lebanon (ARCL)) в 1977 году. Он полностью управляется женщинами и направлен на сохранение традиционного искусства армянской вышивки. ARCL периодически проводит мастер-классы по вышивке, чтобы все желающие могли разучить различные техники. К каждой поупке прилагается буклет, объясняющий западноармянское происхождение вышивки. Прибыль, получаемая ремесленничеством, используется компанией для оплаты труда женщин и реинвестирования в различные гуманитарные проекты, которыми занимается ARCL.

Улица Мараш – одна из старейших улиц Бурдж-Хаммуда. Это узкая улочка, любимая местными жителями. Она известна своими магазинами специй, однако там можно найти все. Вывески магазинов также во многом армяноязычные. Магазины специй на Мараш-стрит известны своими сушеными фруктами и овощами, травами и чили. Там также продаются сладости. Особенным спросом пользуется авторская чурчхела.

В 60-70-е годы Бурдж Хаммуд также стал родиной нового жанра армянской музыки, известного как «эстрадайин». Такие артисты, как Адисс Хармандян, впервые начали петь поп-музыку на армянском языке. Эта «гибридная» музыка находилась под влиянием международного и европейского джаза и поп-музыки, но исполнялась на западноармянском языке. Магазины грампластинок в Бурдж Хаммуде все чаще открывались для удовлетворения возросшего спроса на армянскую музыку. Левон Катержян, Мануэль Мененгичян и Георгий Тутунджян также были популярными исполнителями того времени. Городская армянская радиостанция «Вана Дзайн» («Голос Вана») сыграла важную роль в сохранении армянского языка через музыку, но плейлист составляла с осторожностью.

Хачкары – особенность армянского монументального искусства – также стали появляться по всему городу. Один из самых известных был установлен муниципалитетом к столетию Геноцида армян в 2015 году на одной из главных улиц Бурдж Хаммуда. Хачкар высечен из армянского туфа.

Когда армяне из Мараша основались в районе Нор-Мараш, они почувствовали срочную необходимость построить церковь. Устные свидетельства повествуют о том, что Тер Акоп, жрец Мараша, возглавлял краудфандинговую кампанию (вид привлечения средств с целью финансирования определенного проекта от любого желающего). Он попросил своих товарищей из Мараша пожертвовать все, что они могли, чтобы осуществить возведение храма. Одни жертвовали деньги, другие – драгоценности. Те, кто не мог ничего пожертвовать, предлагали свой бесплатный труд. Так, мусульманин-суннит Бсат был ошеломлен, когда увидел, как община коллективно строила церковь Сорока Мучеников, включая детей, которые перевозили песок в своих школьных сумках. Он подарил металлические окна и большие металлические двери церкви в знак восхищение трудолюбию людей.

Армянская апостольская церковь была построена поэтапно к 1931 году, став первой армянской церковью в Бурдж Хаммуде. К храму постепенно пристроили школу. Они назвали церковь (и школу) «Карасниц Манканц» («Сорок мучеников») по названию своей церкви в западноармянском Мараше. Тер Акоп, родившийся в Мараше, был похоронен в Нор-Мараше рядом с ней.

Памятники в Бурдж Хаммуде часто изображают героев, военачальников, политических лидеров или религиозных деятелей. Но только не этот. Это – Аполлон. Настоящее имя – Саркис Дудакян. Он известен тем, что до последнего дня своей жизни распространял ежедневную армянскую газету «Азтаг» среди своих верных читателей. В 2017 году, в ознаменование 90-летия основания Азтага, перед Центром Арин была установлена статуя Аполлона, чтобы увековечить память скромного и трудолюбивого патриота. Статуя была мастерски выполнена известным скульптором Варданом Авесяном.

Художественная галерея «Люси Тутунджян» была основана в 2009 году в центре Бурдж Хаммуда и стала особым местом как для художников, так и для любителей искусства. Ее цель – представить искусство как всему Ливану, так и людям за его пределами. Вот уже более десяти лет в галерее выставляются работы местных и зарубежных художников. В галерее размещены скульптуры, картины и другие произведения различных видов искусства.

4 августа прошлого года в Бейруте прогремел взрыв, последствия которого коснулись и Бурдж Хаммуд, без того страдавший от тяжелого экономического и финансового положения в Ливане. Однако несмотря на это город по-прежнему полон жизни, хотя еще и не оправился окончательно.

Перевод: Bourj Hammoud: An Armenian City in Exile / The Armenian Weekly

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image