Мнение. Чего добивается Азербайджан от Армении, в чем смысл обвинений в адрес России?

18 августа, 2021 - 12:22

В последнее время участились заявления Азербайджана о перестрелках не только на границе с Арменией, но и в зоне карабахского конфликта. Азербайджан оспаривает право непризнанной НКР иметь собственные вооруженные силы и обвиняет российский миротворческий контингент «в бездействии и неискренности ее миротворческой миссии в Карабахе».

Одним из азербайджанских изданий был даже подготовлен «сенсационный материал» о переброске военнослужащих ВС Армении в НКР «при молчаливом согласии российских миротворческих сил».

Азербайджан искусственно нагнетает напряженность, считают в МИД Армении, и азербайджанские ВС решают политические задачи, активизируя «свои провокационные действия как против вооруженных сил Республики Армения, так и против подразделений армии обороны Арцаха».

Азербайджан обвиняет российскую сторону и в том, что она не полностью обеспечила вывод армянских вооруженных сил из Карабаха. Согласно заявлению о прекращении боевых действий в Карабахе, подписанному главами Армении, Азербайджана и России, здесь больше не должны присутствовать армянские ВС, считает азербайджанская сторона. 

МИД Армении выступил с ответным заявлением, в котором говорится, что азербайджанская сторона «в открытой форме искажает» содержание этого документа:

«Армия обороны НКР вместе с российскими миротворцами обеспечивают безопасность и право на жизнь народа Арцаха».

Мнение армянских экспертов о том, чем объясняется подобное поведение Азербайджана, чего хочет добиться азербайджанская сторона эскалацией напряженности и последними заявлениями.

Директор Института Кавказа политолог Александр Искандарян

Баку давит на Карабах, чтобы получить преимущества в Армении

«В трехстороннем заявлении по Карабаху от 9 ноября 2020 года [о прекращении боевых действий в Карабахе] ничего не говорится об арцахской армии. Четвертый пункт известного заявления гласит о том, что «миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил». И речь тут идет об армии Республики Армения.

Обычно в непризнанных странах путем переговоров достигаются какие-то договоренности о наличии определенных сил с целью защитить местное население.

Бывает, что ограничиваются их вооружения, сокращаются до легкого стрелкового оружия. В случае с Арцахом таких договоренностей просто нет.

В трехстороннем заявлении ничего этого нет. Не обговорено, что из себя должна представлять армия НК, какой может быть ее численность, где будет она дислоцирована и т.д. Эти вопросы могут быть предметом переговоров.

Но проблема в том, что Азербайджан отказывается от переговорного процесса в рамках любого формата, в том числе Минской группы ОБСЕ [при посредничестве которой проходили мирные переговоры до второй карабахской войны].

Азербайджан вовсе не признает существование Нагорного Карабаха. Он считает, что проблема решена.

В любом случае прописанный в трехстороннем заявлении пункт о выводе войск касается ВС Армении, а не Арцаха. А куда и как можно граждан Арцаха, служащих в арцахской армии, выводить? Азербайджан просто трактует заявление по-своему и в свою пользу.

В мире свои собственные армии имеют и непризнанные страны. Такие силы есть, например, у Тайваня. Армия была и у Косово, когда она была еще ограниченно признана. В Палестине, например, есть местные полицейские формирования. Там есть территории, которые контролируются израильской армией, и есть территории, которые контролируют местные вооруженные силы. В Секторе Газа у ХАМАС есть вооруженные группировки.

В последние недели видны элементы попыток Азербайджана предъявить претензии уже России, а не Армении. Это форма давления.

Азербайджан пытается таким способом добиться для себя каких-то преимуществ.

Причем речь идет не о преимуществах в Арцахе, а о преимуществах в Армении. Азербайджан пытается добиться коридора [согласно пункту трехстороннего соглашения о разблокировании транспортных коммуникаций, Азербайджан требует открыть Зангезурский коридор, Армения настаивает на общем деблокировании коммуникаций], подписания мирного договора с Арменией, признания границ.

Она хочет поскорее начать процесс делимитации и демаркации границ, решить вопрос эксклавов и анклавов и т.д. Азербайджан давит в зоне Карабаха, чтобы получить что-то в Армении».

Мгер Акопян, военный эксперт

Азербайджан дискредитирует Россию с целью вывести ее из региона

«Азербайджан по-своему трактует трехстороннее заявление по Карабаху от 9 ноября 2020 года. И поскольку в нем нет никаких упоминаний о праве Арцаха иметь собственные вооруженные силы, Азербайджан настаивает, чтобы армия обороны Нагорного Карабаха была расформирована.

В трехстороннем заявлении не говорится, что в Карабахе не должны быть армянские силы. Сейчас в Арцахе служат граждане НКР, кроме этого, любой человек может на добровольной основе пройти службу в арцахской армии.

Агрессивная реакция Азербайджана связана с присутствием российских миротворческих сил в Карабахе. Азербайджан это нервирует.

Особенно не понравились Азербайджану проведенные недавно в Карабахе учения российских миротворцев. Поэтому заявление о якобы переброске военнослужащих из Армении в Карабах, а также претензии к России о ее бездействии и сомнения в искренности миротворческой миссии РФ, прозвучали именно после учений МС РФ.

Официальный Баку ведет антироссийскую пропаганду, что на руку Турции. Турции не выгодно присутствие России в Карабахе.

Она прекрасно знает, что армянам сложно будет в послевоенной ситуации самостоятельно себя защитить».

Карен Ованнисян, военный эксперт

Азербайджан пытается заменить Россию Турцией

«Цель Азербайджана – представить российских миротворцев как сторону конфликта с предвзятой позицией и вывести их из региона или наряду с российским контингентом подключить к миротворческой миссии и турецкие войска.

Но у Азербайджана нет никаких рычагов для этого.

Азербайджан также заявляет о «создании новых [армянских] постов возле сел Мхитарашен и Шош в Карабахе» и пытается оправдать этим свои агрессивные действия.

Ни в одном из трехсторонних заявлений по Карабаху – что от 9 ноября 2020 года, что от 11 января 2021 года – не говорится о том, что армянская сторона не имеет право обеспечить безопасность местных жителей».

Армине Мартиросян, Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image