Эрдоган не простил Осману Кавале его усилий, направленных на признание Геноцида армян

28 октября, 2021 - 18:49

На прошлой неделе между Турцией и странами ЕС пробежала очередная черная кошка.

Дипломатический скандал разразился после того, как десять аккредированных в Анкаре послов призвали руководство Турции прекратить политические репрессии в отношении известного общественного деятеля и филантропа Османа Кавалы, которого правозащитники считают узником совести, пишет Артем Ерканян (26.10.21).

Заступничество европейцев за Кавалу настолько оскорбило Эрдогана, что он пообещал выдворить их из страны. Почему же для президента Турции так принципиально, чтобы Кавала не покинул застенки? Узник, которому покровительствуют европейцы, оппонировал Эрдогану во многих вопросах. Но быть может, больше всего он разгневал турецкого лидера тем, что открыто поддерживал армян и Армению.

64-летний уроженец Парижа Осман Кавала – представитель знатного турецкого рода. Попытки искать в его жилах «примеси» армянской или греческой крови успехом не увенчались, хотя Кавала и не скрывает, что предки его переехали в Стамбул из Фракии. Полученное в Европе и Америке блестящее образование помогло будущему филантропу не только успешно управлять процветающим семейным бизнесом, но и проявлять интерес к таким сферам, как культура, образование, наука, экология, права человека.

Основанный в 2002-м году фонд «Anadolu Kultur» содействовал очень многим полезным начинаниям — от правозащиты до борьбы против вырубки деревьев и эрозии почвы, от популяризации за рубежом турецкого искусства до защиты культуры национальных и религиозных меньшинств.

В центре внимания турецких спецслужб Осман Кавала попал после того, как стал активно финансировать проекты, направленные на сотрудничество между структурами гражданского общества Турции и Армении.

Это был период так называемой «футбольной дипломатии», когда у многих в мире появилась иллюзия того, что правители Анкары готовы пересмотреть свои подходы к армянскому вопросу. Кавала со своей стороны делал тогда все возможное, чтобы это стало реальным. Он спонсировал концерты Армяно-турецкого молодежного симфонического оркестра, финансировал проект «Разговоры друг с другом», ставший площадкой для диалога представителей молодежи двух стран, покровительствовал созданию «Армяно-турецкой киноплатформы», содействовал решению вопроса о реставрации армянской церкви Сурб Кирагос в Диарбекире, помог отметить 140-летие великого композитора Комитаса, материально поддержал проведение в Стамбуле мероприятий, посвященных памяти жертв Геноцида армян.

Осман Кавала искренне верил в то, что его усилия могут что-то изменить. Но после того, как меджлис отказался ратифицировать подписанные в Цюрихе протоколы и процесс армяно-турецкого примирения фактически зашел в тупик, основатель фонда «Anadolu Kultur» и его единомышленники стали открыто оппонировать правителям, продолжая настаивать на необходимости покаяния перед армянами за учиненный младотурками в 1915-м году геноцид. Похоже, именно это и взбесило Эрдогана больше всего.

Основателю фонда «Anadolu Kultur» дали понять, что финансирование им «проармянских» инициатив не нравится президенту. Но Османа Кавалу это не остановило. Созданная им типография продолжала публиковать книги о геноциде 1915-го года. В принадлежащем ему ресторане «Джезаир» по-прежнему проводились круглые столы на тему ответственности младотурецкого режима за организацию армянской резни. Сам Кавала не только настаивал на важности осуждения преступлений младотурок турецким обществом, но и приветствовал принятие парламентами европейских государств резолюций о признании Геноцида армян.

В то самое время, когда официальная пропаганда называла врагами турецкой нации всех, кто поднимает на Западе тему армянского геноцида, Осман Кавала осмелился назвать историческую резолюцию немецкого Бундестага своевременным и крайне необходимым шагом. Более того, он даже сам финансировал научные исследования, способные доказать, что Геноцид армян был не спонтанным, а заранее спланированным и организованным на уровне правительства. Историк Ханс-Лукас Кизер, издавший в 2018-м году книгу «Талаат-паша: архитектор геноцида» в своем предисловии особо отметил, что помощь, оказанная Кавалой «имела решающее значение для успеха исследования».

Осман Кавала не раз бывал в Армении и, конечно же, всякий раз посещая Ереван возлагал цветы к мемориалу жертв геноцида. В последний раз в Цицернакаберде он побывал в день 101-й годовщины трагедии. «Я несколько раз посещал музей геноцида, однако это совершенно другое чувство быть здесь 24-го апреля вместе с армянским народом. Это очень трогательно для меня», — заявил он тогда сопровождавшим его журналистам.

На груди Кавалы представители СМИ заметили учрежденную музеем геноцида медаль Авроры Мардиганян, которой он был удостоен за год до этого. Именно после той поездки в Ереван, Кавалу и арестовали. Ему инкриминировали «попытку сменить конституционный строй и свергнуть действующее правительство». Якобы, такую цель он преследовал, поддерживая организаторов массовых акций протеста в связи с решением властей вырубить деревья в стамбульском парке Гези. Будучи в тюрьме Кавала получил известие о том, что ему присуждена Международная правозащитная премия имени Гранта Динка. Кавала и убитый турецкими националистами армянский журналист Грант Динк были близкими друзьями. И судьбы их тоже оказались весьма схожи…

В 2019-м году Европейский суд по правам человека признал арест Кавалы преследованием по политическим мотивам. В Анкаре вынуждены были считаться с этим. В феврале 2020-го турецкий суд вынес по делу Османа Кавалы оправдательный приговор. Но выйти на свободу ему так и не удалось. Прокуратура выдала новый ордер на арест, обвинив на этот раз уже в соучастии в попытке государственного переворота. Правозащитники назвали заключение обвинителей сфабрикованным от начала до конца. Продолжающиеся репрессии они считают попыткой «заставить замолчать активиста и правозащитника, отпугнуть других лиц от подобной деятельности».

Говоря о «подобной деятельности» прежде всего следует подразумевать усилия Османа Кавалы, направленные на защиту законных прав армян и курдов. Кавала был, пожалуй, самым влиятельным человеком из тех, кто готов был последовательно отстаивать интересы своих сограждан курдского и армянского происхождения. Нет сомнений в том, что именно за это он и поплатился.

Осторожная попытка европейских послов назвать вещи своими именами столкнулась с агрессией со стороны Эрдогана, дерзнувшего бросить перчатку всей Европе. Но во вторник утром стало известно, что Анкара уступила, не став выдворять западноевропейских послов. Сигналы, поступившие из Брюсселя, по-видимому, заставили Эрдогана осознать серьезность последствий своей непродуманной угрозы. Турецкий лидер в понедельник вечером сказал, что принимает заявления дипломатов о невмешательстве и все поступившие сигналы к сведению и надеется на то, что отныне иностранные дипломаты не станут позволять себе вмешиваться во внутренние дела Турции. Инцидент он назвал исчерпанным.

Тем временем неудавшийся демарш Эрдогана лишь обострил интерес всего мира к личности узника совести.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image