Армяне Самцхе-Джавахетии (Грузия)

14 июня, 2014 - 09:46

Расположенный на крайнем юго-западе Грузии регион Самцхе-Джавахетия, является одной из наиболее крупных провинций страны и включает в себя шесть административных районов – Адигенский, Аспиндзский, Боржомский, Ахалцихский, Ахалкалакский и Ниноцминдский (бывший Богдановский).
На юге и юго-западе граничит соответственно с Арменией и Турцией.
С запада и северо-запада к провинции примыкает Аджарская автономия.

Будучи частью Северного (Арсиано -Ахалкалакского) ответвления Армянского вулканического нагорья, Самцхе-Джавахетия, и в первую очередь её юг – Ахалкалаки и Ниноцминда, является типичной высокогорной страной, в среднем 1800-2000 м над уровнем моря. Климат страны характеризуется наиболее суровыми для Грузии термическими параметрами. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах 2-3 градусов тепла, и это притом, что город Ниноцминда расположен гораздо южнее Ташкента и Рима. Нередки зимы с морозами до 40 и более градусов.

Джавахетия – район субальпийских и альпийских лугов с множеством кристальных родниковых и минеральных водотоков.
Гидрографическая сеть района достаточно развита. Главная водная артерия – Кура, образует весьма обширный бассейн с многочисленными притоками (Ахалкалаки, Парвана и др.). В регионе много озер вулканического происхождения – Махатапа, Ханчали, Парвана и др.

Немного из истории этого края

Каких-то 100 лет назад – АХАЛКАЛАК, уезд (гавар) в Тифлисской губернии Российской империи с одноименным административным центром, на Ахалкалакском плато, в бассейне реки Парвана. Соответствовал части гавара Джавахк провинции Гугарк Великой Армении.

Город расположен между двумя небольшими реками бассейна Куры, которые впадают друг в друга чуть севернее города. Ландшафт можно охарактеризовать как плоскогорье. К юго-востоку от города расположен внушительных размеров холм, который местные жители называют "Ташванка". Когда-то холм был покрыт густым хвойным лесом, однако сейчас он значительно поредел — его вырубили на дрова в нелёгкие 90-ые годы прошлого века. На северо-западном склоне "Ташванки" у подножия находится городское кладбище.

Солнце в городе встаёт из-за горы Абул (Диди-Абули - 3301м), расположенной к востоку. У подножия горы Абул еще совсем недавно, буквально 10 лет назад, находился горный полигон российской военной базы, которая в 2007 году была передана властям Грузии. Тогда, вся инфраструктура и жизнь города была сосредоточена вокруг базы. У подножия горы Абул также находятся сёла Бузавет и Абул, а западнее их — село Картикам. За горой Абул находится достаточно крупное озеро Паравана, в котором водится рыба рябушка. Вдоль озера лежат сёла Родионовка и Тамбовка.

Из устных источников известно, что район Ахалкалаки и другие прилегающие к нему административные образования, например Ниноцминда (бывшая Богдановка), в средневековье были переданы Грузии армянским царём в качестве приданого дочери, которая, по всей видимости, вышла замуж за грузинского принца.

Современная территория провинции в разные отрезки исторического развития входила в состав разных государственных образований. В древнейший период являлась северной окраиной Урарту. После образования государства Армения и ее вхождении в обширнейшую империю персидского правителя Кира Ахеменида, именно здесь проходила ее северная граница. Река Кура (в древнеиранской транскрипции – Куруш) была нареченна именем легендарного правителя Востока.

Джавахк находился в составе армянского государства вплоть до падения династии Аршакидов в 428 г. До VII в., Джавахк, как и остальные области Восточной Армении, входил в состав Персидского царства. Позднее Джавахк, вместе с остальными областями Армении, был захвачен арабами. Провинция Джавахк находилась под арабским господством до конца IX в., когда царь Армении Смбат I Багратуни (890-914 гг.) вновь присоединил всю область Гугарк, вместе с Джавахком, к своему царству.

С ослаблением Армянского царства Багратидов, Джавахк в конце X-начале XI вв. вошел в состав царства грузинских Багратидов. В 1044-1047 гг. грузинский царь Баграт IV на месте слияния реки Парвана с ее притоком Карасун-ахпюр основал крепость Ахалкалак. Однако Джавахк недолго входил в состав царства грузинских Багратидов. В 1064 г. турки-сельджуки во главе с Алп-Асланом захватили и разграбили Ахалкалакскую крепость. С этого времени Джавахк стал постоянно подвергаться разбойничьим набегам турок-сельджуков.

Лишь в конце XII в., в период царствования грузинской царицы Тамары, в результате побед полководцев Иване и Закаре (основатели рода Закарянов – прим.ред.) над сельджуками, Джавахк был вновь присоединен к Грузинскому царству. Как и остальные территории Северной Армении, Джавахк был отдан в управление представителям армянского княжеского рода Закарянов. В Джавахке правителями были назначены Саркис Тмогвеци и Шалва Торееци. В этот период крупным центром Джавахка, наряду с Ахалкалаком, становиться знаменитая крепость Тмкаберд, находящаяся на берегу Куры.

В 1266 г. правитель Тмкаберда Саркис Джахеци, пользуясь противоречиями между Грузинским царством и вторгшимися монголами, смог основать самостоятельное княжество, которое, усилившись, включало в себя территории от Ташира до Эрзерума, и было известно под именем Самцхетского атабекства. Это княжество, большую часть населения которого составляли армяне, сохраняло свою относительную самостоятельность вплоть до 1535 г.

В 1484 г. персидский шах Якуб со своими войсками вторгся на территорию княжества, разграбил и увел в плен многих жителей. В результате княжество ослабло и не смогло противостоять нападению объединенных сил грузинских царств Имеретии и Картли, которые захватили его в 1535 г.

Однако уже в 1547 г. турки-османы захватили крепости Ахалкалак и Ахалцихе, а впоследствии, в 1637 г. основали на территории Джавахка Ахалцихский элайет, впоследствии отдельный санджак (провинцию).

Джавахк издревле был населен армянами, о чем свидетельствуют как армянские, так и грузинские, арабские, турецкие и другие источники. По данным грузинского источника Леонти Мровели, в начале IV в., во время распространения христианства, разговорным языком населения Джавахка был армянский. По сведениям турецких налоговых реестров XVI-XVIII вв., в населенных пунктах Джавахка и прилегающих районах в основном проживали армяне. Об этом также пишут грузинский автор Вагушти Багратиони, член конгрегации мхитаристов Гукас Инчичян и другие. Однако установление турецкого владычества оказало значительное влияние на этнический состав Джавахка. Постепенно христианское население края, и в первую очередь армянское уменьшалось, а вместо этого увеличивалось количество мусульманского населения, в основном за счет лазов и черкесов. К концу XVIII в. Джавахк потерял значительную часть своего коренного армянского населения, часть которого переселилась в другие края, а часть была просто уничтожена. Турецкие власти значительно укрепили Ахалкалакскую и Ахалцихскую крепости, на территории Джавахка был создан Ахалцихский пашалык, являющийся важным форпостом на северо-восточных границах Османской империи.

Новый этап в многовековой истории Джавахка связан с началом установления господства на Кавказе Российской империи. В 1807 и 1810 гг. русские войска дважды осаждали Ахалцихскую крепость, считавшуюся в то время самой непреступной турецкой крепостью в Передней Азии, но безуспешно. Однако 8 декабря 1811 г. малочисленный отряд русских войск под командованием генерала Котляревского, совершив тяжелый переход в зимних условиях, внезапной ночной атакой захватил Ахалкалакскую крепость. Но в 1812 г., по условиям Бухарестского мирного договора с Турцией, Россия была вынуждена вернуть ей Ахалкалакскую крепость.

Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича 24 июля 1828 г. вновь захватили Ахалкалакскую крепость и подошли к стенам Ахалциха. Русским войскам предстояло штурмовать самую сильную турецкую крепость на восточных рубежах Османской империи, гарнизон и мусульманское население которого состояли, по свидетельству современников, из наиболее воинственных жителей Турции. Однако русские войска, в результате решительного и кровопролитного штурма 16 августа 1828 г. захватили Ахалцихскую крепость. Это имело огромное значение для всего дальнейшего хода войны.

Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., Ахалкалак и Ахалцих вошли в состав Российской империи. Кроме этого, в соответствии с этим договором, в 1830-1831 гг. из Эрзерума, Ардагана и других районов Западной Армении в Джавахк переселилось большое количество армян во главе со своим духовным предводителем архиепископом Карапетом Багратуни и основали здесь около 50 сел. За в следствии этого армянское население Ахалкалака увеличилось.

В Ахалкалаке нашли прибежище также 1500 армян (мушцы, ардвинцы, басенцы), спасшихся от резни 1895-96 гг. В результате была восстановлена численность армянского населения Джавахка, которое к тому времени, как говорилось выше, в результате бесконечных войн значительно сократилось. Наряду с местными 1716 семействами (около 10-11 тыс. человек) армян, 639 семействами мусульман и 179 семействами грузин, здесь поселилось около 58 тысяч армян из Западной Армении.

По желанию императора Николая I фельдмаршал И.Ф.Паскевич решил поселить их на территории бывшего Ахалцихского пашалыка, чтобы, как указывал ему император, армянское население несло охрану данного края по примеру казачьих военных поселений в других районах России. А на месте бывшей турецкой крепости был разбит русский военный лагерь – прообраз современной российской базы.

Суровый климат и патриархальный уклад местного населения, обеспечившие району звание "Кавказской Сибири", уже с первой половины XIX в. предопределили и другое призвание Джавахетии - как места ссылок непокорных поданных Российской империи и старообрядцев.

С 1837 сюда стали высылать и представителей наиболее гонимой из православных сект – духоборцев. Поначалу их насчитывалось 29 тысяч. Только по дороге из Приазовья в Джвахетию погибло около 5 тысяч духоборцев. Обосновавшиеся на высотах 2000-2100 м над уровнем моря, они заложили новые поселения, закрепив за ними прежние – приазовские, имена: Тамбовка, Богдановка, Гореловка, Родионовка, Ефремовка, Орловка, Троицкое, Спасовка. Страну же своего нового расселения назвали "Новой Духоборией". Сегодня – это крайний юг Ниноцминдского (бывшего Богдановского) района Самцхе-Джавахетии.

В 1903 в более чем 150 селах гавара проживало 54816 человек, в основном — армяне.

После революции 1917 г. и распада Российской империи в истории Джавахка, как и всего региона, начался новый этап, полный испытаний и трагедий. Русские войска, ведущие боевые действия на Кавказском фронте первой мировой войны, начали стихийно покидать боевые позиции, что позволило турецким войскам перейти в наступление на всем протяжении фронта. Малочисленные армянские войска оказались не в состоянии противостоять наступлению турецких войск.

В начале мая 1918 в Ахалкалак вторглись турецкие войска. Командование армянскими отрядами самообороны принял полковник Аракелов. Ополчение заняло позиции на Юге гавара, на высоте у с. Карцах, где было установлено 2 орудия. Первая атака, предпринятая 7 мая войском Абдуллаха паши была отбита; враг оставил на поле брани знамена и множество убитых. Героически противостоя новой атаке превосходящих сил противника, армянские отряды отошли и заняли позиции за селом. ЗЗначительная часть обороняющихся погибла в этом сражении.

Десятки тысяч армян Джавахка, в основном из Ахалкалака и окрестных сел, в памяти которых были еще свежи воспоминания о геноциде армян 1915 г. в Османской империи, спасаясь от наступления турецких войск, попытались найти убежище на территории Грузии. Однако руководители Грузии, которая входила тогда в состав Закавказской Республики, отдало приказ своим войскам под командованием генерала Арджеванидзе не впускать армянских беженцев на свою территорию, тем самым обрекая их на гибель от холода и голода. Большая часть беженцев из Ахалкалаки была вынуждена обосноваться в лесах в районах Цалки, Боржома и Бакуриана, к северу от Ахалкалака.

Вторгшиеся 9 мая в полупустые армянские села турецкие полчища учинили расправу над беззащитными женщинами, детьми и стариками. Нагнав у с. Большой Арагял многочисленную группу армянских беженцев, турецкие варвары сожгли заживо 400 стариков и детей, угнали в Турцию молодежь, а остальных согнали в церковь с. Ходжабек. Немногочисленный отряд под руководством Л. Демирчяна в результате ночной атаки освободил их и переправил в Цалка. Были истреблены 2000 жителей армян сел Хорения и Тахча (спаслось 23 человека), а также армяне, остававшиеся в селах Гумбурдо, Абул, Агана и Бежано. Многие жители г. Ахалкалака погибли при переправе через р. Тапарван в результате турецкого обстрела.

В середине мая армяне вели оборонительные бои на правом берегу р. Тапарван и на высотах с. Куликам. Жители с. Сатха смогли приостановить турецкое наступление и, тем самым, обеспечить отход беженцев в Цалка. До конца мая население покинуло г. Ахалкалак и села гавара. Только в августе-ноябре, в результате постоянных нападений турецких орд, голода, эпидемий и т. д. в Бакуриани погибло 18 тыс. армян, в Цалка: из 2060 жителей с. Гандза — 720, из 1700 жителей с. Ханчали—1150, из 3250 жителей с. Сатха—2500.

До конца года, к началу весны 1919 г. в результате турецкого вторжения, голода, холода и болезней из 85 тыс. армянских беженцев из Ахалкалака и окрестных сел погибло около 40 тыс.

Остатки армянских переселенцев в январе-феврале 1919 вернулись в свои разоренные и разграбленные населенные пункты.


Сразу же после своего образования в мае 1918 года, грузинское правительство выдвинуло свои претензии на населенные армянами области Джавахка, как впрочем и на некоторые другие области Северо-Восточной Армении, что привело в конце 1918 г. к армяно-грузинской войне, которая началось после того, как Турция вывела в декабря 1918.свои войска с территории Джавахка и Лори. Армянские войска со стороны Александрополя вступили на территорию Джавахка и начали успешно продвигаться вперед. Однако вскоре военные действия были прекращены и в результате Грузия, при поддержке держав Антанты, установила свою власть в Джавахке. Грузинские власти установили в Джавахке режим военной диктатуры, начался процесс принудительного заселения края грузинскими переселенцами из внутренних районов Грузии.

6 марта 1921 в Ахалкалак вторглись кемалистские войска под командованием Гумантара-паши и тюркские башибузуки. Грузинские войска, как и в 1918 г., вновь не оказали никакой помощи армянскому населению края, вынужденному своими силами противостоять турецким войскам. В неравном бою с врагом у с. Гумбурдо погибло большое число армян (в том числе и женщин) — защитников своего края. 350 плененных крестьян и 120 молодых людей были зверски умерщвлены турками. Однако на сей раз армяне не оставили свои родные места и перешли к самообороне. Захватчики получили отпор, в частности, на подступах к селам Аластан, Молит и Табацхури.
16 марта части 11-й Красной Армии вошли в Ахалкалак и турецкие войска в апреле оставили пределы гавара.

Турецкие нашествия 1918 и 1921 имели пагубные последствия для армянского населения Ахалкалака: 100-тысячное население гавара сократилось почти в 2 раза.

После установления советской власти в Армении и Грузии, вновь был поднят вопрос о принадлежности Джавахка. Подавляющее большинство населения края, и в первую очередь Ахалкалакского района, выступало за присоединение края к Советской Армении. Вопрос о принадлежности Ахалкалакского района был решен на пленуме КавбюроВКП(б) 7 июля 1921 г. и был передан на рассмотрение ЦККП Грузии, которое однозначно высказался за передачу Ахалкалакского района Советской Грузии. По "случайному" совпадению событий, 5 июля 1921 г. на заседании того же Кавбюро ВКП(б) было принято решение о передаче другой исторической армянской области – Нагорного Карабаха, в состав Советского Азербайджана.

В Джавахке родились и выросли многие видные сыны армянского народа – писатели Дереник Демирчян и Ваан Терьян, первый ректор Ереванского университета Акоп Манандян, военный министр I Республики Армения Рубен Тер-Минасян и многие другие. Из четырех премьер-министров Республики Армения двое – Ованес Качазнуни и Амо Огаджанян, также были родом из Ахалкалака.

Расположенный в 220 км к западу от Тбилиси и в 300 км. к северу от Еревана город Ахалцихе, в виду занимаемого выгодного стратегического положения всегда являл собой арену жесточайших столкновений региональных держав. В древности этот край также был частью армянского государства (провинция Гугарк), к которому он был окончательно присоединен в 189 г. до н. э. основателем армянского царского дома Арташесидов Арташесом Первым. С ослаблением армянской государственности данная территория в 37 г. н. э. была передана Римом под юрисдикцию Грузии, хотя армянский этнокультурный элемент продолжал играть здесь важнейшую торговую и экономическую роль. Будучи театром военных действий, территория Ахалцихе перманентно переходила из рук в руки.

Собственно город Ахалцихе берет свое начало с Х в., когда князь Гварам основал здесь крепость Ломсианта. Спустя два столетия, край был занят царицей Грузии Тамарой и присоединен к Грузинскому царству, как область Самцхе (в переводе с грузинского — "земля месхов"). Царица реконструирует занятую цитадель, и нарекает бастион "Новой крепостью" – Ахалцихе. В 1236 году город завоевывают вторгшиеся в регион из Центральной Азии турки-сельджуки и подвергают его разрушению. В XIV веке данная территория существует как полузависимое политическое объединение, которым попеременно управляют представители армянских и грузинских княжеских домов. В 1416 году город вновь подвергается разрушению, на этот раз предводителем тюркского племенного союза кара-коюнлу Кара-Юсуфом.

Как говорилось раннее, в 1828 году русский генерал Паскевич занимает Ахалцихе и присоединяет его к Российской империи. Он же в 1830 году из армянского Карина (Эрзрум) осуществляет переселение 2536 армянских семей в Ахалцихе.

Армяне Ахалцихе составляли основу торгово-купеческого и производственного городских сословий, имели ремесленные ряды, а также занимались врачеванием и образованием. В городе издавалась армянская периодика, и функционировали многочисленные школы. Действовало пять армянских церквей, и в их числе — знаменитый учебно-образовательный комплекс при храме Сурб Ншан. Церковь Сурб Аствацацин, датируется 1356 годом. В XII-XIII веках была построена церковь Сурб Еремян. Помимо армянских церквей, в городе действовала мечеть и две синагоги.

Из школ Ахалцихского региона вышли в большой мир академики А. Манандян, и С. Малхасян, профессоры Б. Фанарджян и Г. Навакатикян, выдающиеся художники В. Суренянц и А. Коджоян, певица Л. Закарян, виднейший деятель католической церкви, кардинал Г. П. Агаджанян и многие другие".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image