В Великобритании начали борьбу с крупным азербайджанским деньгоотмывателем Джаванширом Фейзиевым
Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании (NCA) намерено наложить арест на 15 миллионов фунтов стерлингов (20,5 миллиона долларов США) на банковских счетах, принадлежащих жене, сыну и племяннику влиятельного азербайджанского политика, депутата Милли Меджлиса (парламент) Джаваншира Фейзиева. Агентство полагает, что эти деньги были отмыты через обширную систему денежных переводов, обнаруженную в 2017 году международной журналистской правозащитной организацией «Проект по освещению организованной преступности и коррупции» (OCCRP).
При этом ни Фейзиеву, ни членам его семьи пока не предъявлено никаких обвинений в совершении какого-либо преступления. Однако в ходе гражданского разбирательства юрисконсульт NCA представил 8 ноября подробный анализ, чтобы подкрепить аргумент агентства о том, что деньги текли через пресловутую «азербайджанскую прачечную» (Azerbaijani Laundromat).
Кто есть ху
Этим милым словосочетанием с недавних пор окрестили многоходовую и многоуровневую операцию, в ходе которой в течение двух лет через четыре подставные компании, зарегистрированные в Соединенном Королевстве, было «отмыто» 2,9 млрд долларов США. По информации OCCRP, «в 2012-2014 годах правящие элиты Азербайджана перекачивали деньги через счета компаний в эстонских банках. Истинные владельцы компаний скрывались за неизвестными оффшорными акционерами. (См.: Четыре стержневые компании)».
Просочилась информация о том, что действия упомянутых подставных компаний были четко скоординированы. Скажем, в переделённый день на счет поступали сотни тысяч долларов, а к вечеру уже исчезали, разве что оставлялась десятка-другая – для того, чтобы повторить операцию на следующий день.
Платежи иногда повторялись. Порой две или более компаний отправляли одну и ту же сумму денег одному и тому же получателю в один и тот же день. Были и другие явные признаки отмывания денег. Счета на других концах как входящих, так и исходящих транзакций принадлежали устоявшейся группе оффшорных компаний, известных как вовлечены и в некоторые другие схемы отмывания денег (money laundering).
Для чего же нужно со всем этим возиться?
Дело в том, что операции по отмыванию денег, такие, как «азербайджанская прачечная», достаточно распространены в бывших советских республиках и часто глубоко интегрированы в их экономику. По оценке OCCRP, они могут использоваться государственными должностными лицами, организованными преступными группами или даже обычными предприятиями для таких целей, как сокрытие происхождения средств, уклонение от уплаты налогов или санкций, дача взяток, обход таможенных сборов, перевод средств в Европу или на другие рынки либо хищение сумм.
Азербайджанская операция также, вероятно, была задумана, в первую очередь, для того, чтобы скрыть происхождение и назначение «грязных» денег. Этот канал также использовался в качестве резервного фонда для выплат людям (как внутри страны, так и за ее пределами), которые служили интересам политической элиты в Баку, для покупки предметов роскоши или для перевода денег за границу с различными целями.
Семейный подряд
Азербайджаном управляет семья президента Ильхама Алиева, которая контролирует огромную часть богатства страны, сообщает OCCRP. «Алиевы бесстыдно грабят государство, вытаскивая из него деньги, как из личного банкомата. Они контролируют, по меньшей мере, восемь банков, многочисленные роскошные отели, строительные компании и другие крупные активы. Но истинная степень их контроля над экономикой богатого нефтью государства неизвестна»,- отмечается в сообщении организации.
Как и в других авторитарных государствах, где всё «схвачено» подобным образом, семейное ядро окружено группой богатых бизнесменов и политических элит, часто связанных брачными или деловыми узами, которые контролируют движение экономики и большинство госведомств. Их состояния растут или падают в зависимости от благосклонности Алиевых. Многие из этих людей фигурируют в записях «прачечной»; некоторые владеют компаниями -импортерами и замешаны в уклонении от таможенных сборов и налогов.
Выборка пользователей азербайджанской «прачечной» показывает, для каких разнообразных и творческих целей использовалась эта система. Так, один азербайджанский бизнесмен рассказал OCCRP, что система помогла ему избежать дачи взяток таможенникам за товары, которые он ввозил из-за рубежа. Ягуб Эюбов, один из самых влиятельных политиков страны (первый вице-премьер, курирует: машиностроительную промышленность, обрабатывающую промышленность, топливно-энергетический комплекс), получил миллионы долларов через систему на счетах компании, которую его семья контролировала в Венгрии, а также использовал ее для оплаты медицинских расходов своей семьи. Другие использовали миллионы для приобретения футбольных клубов, высококлассных туристических агентств и роскошных автомобилей. Значительные суммы были направлены видным европейцам, которые затем работали над улучшением имиджа Азербайджана за рубежом – приоритет для авторитарных правителей страны.
Система охватывает и оффшорные компании, которые фигурируют в этих коррупционных сделках в качестве деловых партнеров, клиентов, консультантов, инвесторов, поставщиков и т.п. А вообще азербайджанская “прачечная самообслуживания” является частью более крупной всемирной сети, которая работает почти как теневая банковская система. Так, ранее журналисты OCCRP ранее разоблачили российскую “прачечную” – мошенническую схему, которая вывела из Российской Федерации более 20 млрд долларов, и другие, помельче, работающие в Украине. В российской версии фигурирует и около 30 азербайджанских компаний.
У всех этих структур – одни и те же агенты по формированию, которые оформляют документы. На первый взгляд, они могут казаться управляющими компаниями, однако на самом деле действуют от имени скрытого владельца.
По экспертным оценкам, глобальный объем незаконных денежные потоков по всему миру, включая Азербайджан, достигает 2 триллионов долларов в год. И “прачечные”, подобно азербайджанской, постоянно появляются в относительно крупных развивающихся экономиках. Создание и обслуживание этих механизмов финансового мошенничества само по себе является весьма рентабельным бизнесом. “И у национальных правоохранительных органов нет эффективных для разоблачения этих глобальных схем. Похоже, “прачечные” здесь надолго”,- пессимистически прогнозирует OCCRP.
Всюду деньги, господа!
Британское агентство NCA утверждает, что Агентство утверждало, что источник средств, которыми оперировал вышеупомянутый Д. Фейзиев, “должен был быть незаконным”, поскольку они были выведены из Азербайджана через несколько подставных компаний с использованием поддельных документов для сокрытия их происхождения. Наиболее вероятное объяснение происшедшего, по оценке агентства, - “коррупция, воровство, мошенничество и отмывание денег” (“corruption, theft, fraud and money laundering”).
Парламентарий Фейзиев, являющийся также членом совета СМИ и Совета писателей Азербайджана, - один из соратников президента Ильхама Алиева. Он сыграл важную роль в лоббировании интересов Европейского союза. Из упомянутых 15 миллионов фунтов стерлингов 7,86 млн официально принадлежат супруге Фейзиева – Парване Фейзиевой, а 6,4 млн – его сыну Орхану Джаванширу. Они вложили часть этих средств в Инвестиционную визовую программу инвестиционных виз Соединенного Королевства, чтобы обеспечить себе возможность жить в стране. Племянник ФейзиеваЭльман Джаваншир владеет примерно одним миллионом фунтов.
Однако в центре всей этой истории – сам Фейзиев, потому что средства, которые предстоит конфисковать, в основном, поступили с банковских счетов, находящихся под его контролем.
Представитель семьи Фейзиевых обнародовал заявление для прессы, в котором категорически опроверг претензии NCA, расценив их как “в корне ошибочное”. По его словам, агентство не предоставило никаких существенных доказательств того, что рассматриваемые средства получены из какого-либо источника, связанного с уголовным преступлением. “Наша семья полностью верит в британскую систему правосудия и надеется, что заявление NCA будет раскрыто как необоснованное”,- заявил представитель семьи Фейзиевых.
Сам Джаваншир Фейзиев категорически отрицает свою причастность к отмыванию денег или какой-либо незаконной деятельности.
В свою очередь, NCA напоминает о предыдущем отчете OCCRP о Фейзиеве. В расследовании 2017 года сообщалось (2017 investigation), что две компании, которые используют то же название, что и крупная азербайджанская фармацевтическая компания, основанная Фейзиевым, получили 138 миллионов долларов от азербайджанской “прачечной самообслуживания”.
Ашот Гарегинян
Добавить комментарий