«Он довел до совершенства искусство сухой иглы»: игра черного и белого в офортах Эдгара Шахина

12 января, 2022 - 13:37

В истории армянского изобразительного искусства последних столетий, пожалуй, только Иван Айвазовский и Мартирос Сарьян были удостоены такого признания современниками, как Эдгар Шахин, чье творчество на протяжении нескольких десятилетий было в центре внимания европейских искусствоведов. Он был одним из знаменитейших художников-графиков Парижа, под его председательством армянские мастера французской столицы объединились в союз, он же помог организовать первую выставку Мартироса Сарьяна в городе. Эдгар Шахин всегда интересовался культурной жизнью Армении, однако на родине своих предков так и не побывал. О вкладе мастера в искусство офорта – в нашем материале.

Эдгар Шахин родился в 1874 году в Вене. Детство его прошло в Константинополе, где наряду с общим образованием в армянской школе мхитаристов Халцедона он получил первые уроки рисования у художника Мелкона Тирацуяна. Затем последовали годы обучения в Венеции, в армянском Мурад-Рафаэляновском художественном училище, где наставником юноши стал итальянский художник Антонио Паолетти. В 1895 году, переехав в Париж, Эдгар Шахин поступил в вольную академию Жюлиана. Учителями художника стали Жан-Поль Лоран и Бевхамев Ковстан.

В ту пору жизнь Парижа испытывала значительный подъем. Чтобы представить себе творческую атмосферу и круг мастеров, среди которых выступал молодой художник, достаточно вспомнить богемный мир Анри де Тулуз-Лотрека, модисток Теофиля Стейнлена, урбанизм Жана-Франсуа Рафаэлли. «В это время столица Франции представляла собой столицу мировой культуры, – писал публицист Рубен Ангаладян. – Армянская художественная мысль существовала и действовала в Париже с начала века и до 1940 года. Мы видим это как системное мышление. Этим мы близки к европейской культуре, так как и у них системное мышление. Мы показываем, что с легкостью принимаем новое, красивое, высокое, и открываем здесь новые направления».

На поприще искусства Эдгар Шахин сначала приобрел некоторую известность как живописец, однако скоро перешел к графике и через короткое время прославился как мастер-гравер. Уже на всемирной Парижской выставке 1900 года он получил свою первую золотую медаль. В 1903-м на международной выставке в Венеции 20 гравюр Шахина удостоились наивысшей награды – большой золотой медали. Художнику было 29 лет.

Круг творческих интересов Шахина был невероятно велик. Он охватил почти все жанры изобразительного искусства – от пейзажа до портрета (среди них портреты Анатоля Франса и Альфреда Стевенса), книжного оформления и иллюстраций (художник проиллюстрировал «Космическую историю» Анатоля Франса, «Вниз по течению» Жориса-Карла Гюисманса, «Ноябрь» Гюстава Флобера).

Несмотря на жизнь в Париже, Шахин всегда оставался верным сыном и гражданином своего народа. Трудно найти событие в армянской культурной жизни, и прежде всего в изобразительном искусстве, в котором бы художник активно не участвовал. Еще в 1916 году, когда в Тифлисе Фанос Терлемезян, Егише Тадевосян и Мартирос Сарьян создали первое «Общество армянских художников», Эдгар Шахин присоединился к ним и участвовал в выставках объединения в 1917, 1919 и 1920 годах. В 1928 году мастер был избран почетным членом Союза армянских художников.

Именно благодаря усилиям Шахина в Париже появился Союз армянских художников «Ани». Также гравер помог Сарьяну организовать первую персональную выставку в Париже. В 1930 году художник направил в дар Армении более 40 (а по другим данным – более 160) своих лучших работ со словами:

«Надеюсь на то, что в ближайшем будущем я смогу осуществить мечту своего сердца и прильнуть губами к священной земле нашей Армении».

Однако в Армении Шахину побывать так и не удалось. Тем не менее, он стал первым художником диаспоры, который не только добился широкого мирового признания, но и принимал участие в культурной жизни родины.

Эдгар Шахин – один из крупнейших мастеров гравюры XX века – скончался в 1947 году. Его работы хранятся в Национальной библиотеке Парижа, в Городском музее Венеции, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Эрмитаже, но самая большая коллекция его произведений находится в Национальной галерее Армении. Кроме того, Шахин не только талантливый художник, но и художник-патриот. К сожалению, большая часть наследия мастера офорта все-таки не сохранилась: в 1926 году в его мастерской произошел пожар, а в 1942-м – наводнение.

Итог творчеству Эдгара Шахина можно подвести цитатой популярного французского искусствоведа и писателя Гюстава Кана: «Благодаря ему искусство офорта сохранилось и еще более развилось… Он один из тех, у кого оттенки черного более всего глубоки, более разнообразны, более нюансированы, более всего теплы. Он один из тех немногих, кому удается создавать впечатление цвета силой рисунка, просто игрой белого и черного. Он довел до совершенства искусство сухой иглы».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image