Подводные камни армяно-турецкого «диалога» или по чьей повестке «нормализуют отношения» Ереван и Анкара

17 января, 2022 - 17:31

В Москве 14 января состоялась встреча спецпредставителей по нормализации отношений между Арменией и Турцией вице-спикера НС РА Рубена Рубиняна и посла Сердара Кылыча.

Согласно МИД РА, в ходе первой встречи, состоявшейся в позитивной и конструктивной атмосфере, собеседники обменялись мнениями относительно процесса нормализации путем диалога между Арменией и Турцией.

Вместе с тем за день до первого раунда переговоров МИД Армении озвучил ожидаемый для армянской стороны итог данного процесса. В официальном заявлении внешнеполитического ведомства было сказано, что Армения рассчитывает, что в результате диалога с Турцией между двумя странами будут установлены дипломатические отношения, и граница между государствами будет открыта.

Ожидания сторон

Если основное ожидание армянской стороны кратко изложено армянским внешнеполитическим ведомством, то касательно ожиданий официальной Анкары ситуация несколько иная и требует более глубинного анализа.

О том, что армяно-турецкие отношения нужно урегулировать без каких-либо предусловий, говорить излишне. Однако Турция поставила перед проигравшей в войне Арменией предусловия и пообещала вести с ней диалог лишь после их удовлетворения. В этом контексте нужно сказать, что история повторяется, но в силу пошатнувшегося военно-политического баланса в более «тёмных красках и негативных проявлениях».

«Футбольная дипломатия» 2008-2009 годов однозначно доказала, что официальная Анкара, заявляя о готовности наладить отношения «без предусловий», в действительности ставит перед армянской стороной ряд конкретных предусловий. А именно: отказаться от притязаний на Нагорный Карабах, а также на государственном уровне отказаться от политики международного признания Геноцида армян, оставив этот вопрос на обсуждение историков.

44-дневная война, проигранная армянской стороной, не только не изменила подходов Анкары, но и сделала их более жёсткими. Так, после 9 ноября 2020 года «на свет появились» новые предусловия. Синхронно с Баку официальная Анкара требует от Армении предоставления «экстерриториального» «Зангезурского коридора», который будет связывать «материковую часть Азербайджана» с Нахичеваном. Также обе стороны требуют от Армении пересмотра Декларации независимости (а конкретнее – отказа, как минимум, от ее 11-го пункта), которая провозглашает не только то, что Армения на государственном уровне будет проводить политику признания Геноцида армян, но и фактически гласит о том, что современное армянское государство не признаёт территориальной целостности Турции, считая часть её территорий Западной Арменией.

Стоит напомнить, что в 11-ой статье Декларации независимости Армении записано: «Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».

При этом спецификой нынешней попытки нормализации отношений между Ереваном и Анкарой является то, что армянская сторона либо уже выполнила целый ряд предусловий, либо стоит на пороге их выполнения. Гарантом безопасности Нагорно Карабаха перестала быть Армения, а последнее заявление премьера Никола Пашиняна о том, что «Арцах ещё до 2018 года потерял как теоретические, так и практические возможности не быть в составе Азербайджана», говорит о том, что и предусловие по «линии Карабаха» выполнено.

При этом, касательно Геноцида, ряд факторов, в том числе и последнее заявление МИД РА по случаю «Международного дня памяти жертв преступления геноцида», где Геноцид армян упомянут только в контексте того, что именно он стал примером для разработки Конвенции о геноциде, говорит о том, что де-факто и это условие Турции молчаливым образом исполнено.

Что же касается предусловий, связанных с «Зангезурский коридором» и отказом от 11-го пункта Декларации независимости, то и тут выполнение предусловий «в процессе», так как на уровне главы армянского государства говорится о том, что товары и грузы по вскоре открывающимся коммуникациям будут провозить по территории Армении в сопровождении конвоя (речь, конечно же, идёт о российском конвое). Пашинян также уже успел создать рабочую группу по восстановлению железной дороги из Ерасха до Азербайджана.

Что же касается 11-ой статьи Декларации независимости, то не надо забывать о том, что Армения стоит также на пороге Конституционных реформ, в результате которых вместо III-ей Республики может быть провозглашена IV Республика с новой Декларацией и с новой преамбулой к Конституции, о чём уже открыто говорят армянские эксперты.

Подводные камни процесса

Армяно-турецкий «диалог» очевидным образом проходит при патронаже США. Не случайно, что пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын в последние дни декабря находился в Соединенных Штатах Америки.

Одной из основных целей его визита было убедить представителей американской политической элиты в том, чтобы Соединенные Штаты как сопредседатель Минской группы ОБСЕ пересмотрели свои подходы к решению карабахской проблемы. Это предложение Калына основано на том, что стороны «в закулисье» уже пришли к общему знаменателю, что Пашинян откажется от позиции и подхода прежних властей Армении в карабахском вопросе, что особенно ярко проявилось во время его декабрьской пресс-конференции.

Это, в свою очередь, даёт повод заявить о том, что одной из реальных целей этого «диалога» для Анкары является вытеснение России из Южнокавказского региона. Автора этой «гениальной идеи» не интересует, что в результате этого Армения окажется в турецко-азербайджанских тисках, что будут созданы условия, при которых на Южном Кавказе Турция и Азербайджан станут жить «не с нами», а «вместо нас», так как армянская государственность в нынешнем формате может перестать существовать. Однако, очевидно и то, что заокеанские кураторы данного процесса решают более глобальные задачи, и участь «разменной монеты» их не интересует. Достаточно вспомнить, как они поступили с Курдистаном в 2019 году - за одну ночь выведя американские войска из региона и оставив их один на один с Турцией и протурецкими террористическими бандформированиями.

А что же Россия?

Нынешняя армяно-турецкая повестка имеет антиармянский и антироссийский (как и антииранский) характер. Но армянские власти видят в этом шанс не только «улучшить экономическое положение в стране», но также искренне полагают, что «транзитом через Анкару» могут интегрироваться в Западный мир, в структуры НАТО и, наконец-то, «освободиться от российских уз».

Такое ослабление государственных институтов страны-союзника России, приведёт к тому, чтобы в регионе возросла роль союзника Турции - Азербайджана. В Анкаре знают, что Южный и Северный Кавказ – это единая этно-политическая система, и, закрепившись на Южном Кавказе, турецкий солдат получит плацдарм для вступления на Кавказ Северный.

На официальном уровне из Москвы устами главы МИД Сергея Лаврова звучат заявления о том, что эти усилия (по нормализации армяно-турецких отношений - ред.), безусловно, Москвой поддерживаются, и Москва в них активно участвует.

«Они способствуют нормализации обстановки на Южном Кавказе и помогают создавать условия для того, чтобы сохраняющиеся еще политические проблемы решались гораздо более активно, более плодотворно путем, в том числе, развития экономического и иного сотрудничества между тремя странами Южного Кавказа и тремя их большими соседями - Россией, Турцией и Ираном», - заявил Лавров.

Что же касается непубличной стороны вопроса, то Москва в любом случае будет стараться из процесса выжать максимум (даже зная, что иная сторона имеет на этот процесс свои планы).

России нормализация отношений между Ереваном и Анкарой нужна по своим соображениям. Во-первых, если «Зангезурский коридор» откроется и будет стабильно функционировать под контролем пограничных войск ФСБ РФ, то самый короткий путь, связывающий Азербайджан и Турцию, будет проходить не по территории Грузии, а по территории Армении. Во-вторых, если граница с Турцией в результате данного процесса откроется и Армения получит доступ к турецким морским портам, то значение грузинских Поти и Ларса для Армении и всего региона снизится. А это, в свою очередь, означает, что роль Грузии, а следовательно, и США, на Южном Кавказе снизится.

Все знают чего хотят. А Армения знает?

Указанные факты и разворачивающиеся процессы свидетельствуют о том, что все действующие вокруг Армении игроки действительно знают, чего хотят получить:

• Иран не хочет изменения международно признанных границ в регионе;

• Баку хочет получить весь Нагорный Карабах и связь с Турцией через Нахиджеван, а также такое уничтожение государственных институтов Армении, чтобы республика никогда не могла представлять угрозу для азербайджанской государственности; хочет делимитации и демаркации границ и признания Арменией территориальной целостности азербайджанского государства;

• Россия хочет оторвать Баку от Анкары и видит шанс реализовать данный проект, сделав Азербайджан членом ЕАЭС, а также желает понизить политическое и экономическое влияние Тбилиси (соответственно и США) в регионе;

• Турция желает вытеснить Россию из региона, в чём её поддерживают США, НАТО и ЕС, и сделать Южный Кавказ плацдармом для будущего удара по России.

Армения же, судя по заявлениям официальных лиц, ограничивается желанием «улучшить экономическую ситуацию после разблокирования коммуникаций» с Турцией и Азербайджаном. Однако до сих пор обществу и политическим акторам не представлен хотя бы один экономически выверенный анализ, который показал в цифрах ожидающиеся трансформации армянской экономики. --0--

Бениамин Матевосян, политолог исследовательского института «Политэкономия»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image