Объектив «северного друга»: советский модернизм в фотографиях Арсения Котова

14 февраля, 2022 - 12:29

Интерес к советскому модернизму не угасает. Множество мероприятий, издаваемые из года в год книги и публикации говорят — внимание к этому малоизученному направлению архитектуры не просто новый виток моды, здесь кроется богатейший потенциал для исследования. Несомненно, в росте этого интереса следует особо отметить роль фотографов. Они во многом стали проводниками знаний о советском модернизме — не только в бывших республиках СССР, но и за их пределами.

Начало этому процессу положила публикация в 2011 году книги французского фотографа Фредерика Шобена «CCCP. Cosmic Communist Constructions Photographed». Далее примером мирового интереса к советскому модернизму стала выставка «Soviet Modernism 1955–1991. Unknown Stories», проходившая в Вене в 2012 году. На афише этой выставки изображён один из шедевров армянского модернизма — столовая Дома отдыха Союза писателей Армении на берегу озера Севан (архитектор Г. Кочар, 1969). В дальнейшем эта, отчасти забытая, постройка станет местом притяжения для всех ценителей советского модернизма, в том числе и архитектурных фотографов, посещающих Армению. 

Самарский фотограф Арсений Котов, известный своим Instagram-аккаунтом northern.friend, побывал в Армении аж трижды. Его объектив, свободный от профессиональных архитектурно-исторических критериев, приглашает нас взглянуть на недавнее наследие абсолютно по-новому. В Армении, аналогично другим маршрутам, он находит — наряду с растиражированными шедеврами — множество необычных объектов эпохи модернизма (здания, руины, монументы, мозаики) и документирует их.

Для Арсения Котова архитектура советского модернизма гораздо больше, чем объект для фотографирования. Он ценит не только эстетическое, но и идеологическое содержание архитектуры, её историческую роль. По словам фотографа, «это [советский модернизм] лучшее, что есть в России и в постсоветских странах». Он стремится в фотографиях сохранить архитектуру как отражение ушедшей эпохи, которая приходит в упадок, — «чем люди гордились раньше, и во что она превратились сейчас». В этом контексте очень актуально сморится запечатлённая им серия фотографий, посвящённая заброшенной красоте аэропорта Звартноц (архитекторы А. Тарханян, С. Хачикян, Ж. Шехлян, Л. Черкезян, 1981). Былое величие этого сооружения сегодня предстаёт перед нами в некоем постапокалиптическом состоянии, метафорически олицетворяющем останки ушедшей цивилизации. Ту же линию можем увидеть и в серии фотографий ВДНХ в Ереване, которая была построена в 1970-х–1980-х, а сегодня стала забытым и не очень популярным направлением модернистских маршрутов по армянской столице.

Единый образ модернизма соединяет все пространства бывшего СССР и даёт ощущение целостности былой империи. Арсений Котов, один из немногих и первых, стремится поэтизировать красоту серийных панельных микрорайонов. Сфокусировавшись на кадрах сверху, он запечатлевает жилые и индустриальные ландшафты бывших советских городов, используя при этом особые световые эффекты, в чём ему помогают туман и сумерки, — так создаётся образ некоей антиутопической красоты. Среди городских пейзажей в Армении следует отметить фотографии, сделанные в индустриальных городах Мецамор и Раздан, где линейная модернистская застройка предстаёт на фоне цементного завода и гор в Раздане или на фоне градирных труб АЭС в Мецаморе.

В своих фотографиях Арсений Котов в основном не заостряет внимание на линиях — игре света и тени, а выделяет образ. В отличие от фотографий северных широт, с характерными световыми нюансами, в фотографиях, сделанных в Армении, существенное отличие заключается в наличии обильного солнечного света. В связи с этим выделяется его фотография одной из самых известных станций метро Еревана «Еритасардакан» («Молодёжная», архитектор С. Кюркчян, 1981) — при зимнем солнечном свете фотограф акцентировал наклонный цилиндр экспрессивного сооружения.

В последние годы особый интерес для фотографов-путешественников представляют характерные для советского модернизма виды монументального искусства — мозаики и барельефы. Так, Арсений Котов сделал фронтальные кадры разных по своей архитектурной ценности зданий с наличием барельефов, горельефов и мозаик. Среди них здание Арментелекома (архитектор А. Агалян, 1970). Он своеобразно фрагментировал модернистский ажурной куб и фактурный стилобат с тематическим горельефом, акцентировав внимание не столько на объём самого здания, сколько на его разнообразные фактуры.

Поиски мозаик с индустриальной тематикой увели фотографа недалеко. Ведь именно к северу от центра Еревана, в районе Канакер-Зейтун, в 1950-х–1960-х было предусмотрено строительство множества промышленных и научно-исследовательских объектов. Среди них можно выделить одно из первых модернистских сооружений Еревана — АрмНИИСА (архитектор М. Микаелян, 1957–1962). Здесь Котов запечатлел декоративную мозаику главного фасада центрального корпуса. Отметить стоит и здание бывшего военного НИИ, входной стилобатный объём которого покрыт интересной тематической мозаикой. В этом ряду следует также упомянуть и интересный контрастирующий рельеф на главном фасаде завода «Алмаст».

Арсений Котов, будучи инженером по образованию, работал в космической отрасли. С особым интересом он фотографирует уникальные инженерные сооружения. В этом контексте следует упомянуть знаменитую Бюраканскую обсерваторию и её башню зеркального телескопа (архитектор С. Гюрзадян, 1976), напоминающую металлический панцирь. Недалеко от неё расположен радиооптический телескоп Геруни (1986), также попавший в кадр Котова — сведённый в единую ось с монастырём Тегер на фоне, что своеобразно усиливает контрастирующий эффект тем космоса и земли, футуристической конструкции и средневекового монастыря.

***

Тема памяти и советского мемориального искусства — одна из важных в работах Арсения Котова. Фотограф документирует разные по своему значению монументы и памятники, где нередко транслируется тема постсоветского упадка, идеологических соотношений переходных времён. Таким является памятник погибшим во время землетрясения 1988 года, расположенный на холме рядом с городом Спитак. Построенный после землетрясения, около 30 лет назад, минималистская вертикальная композиция постепенно приходит в упадок. Интересен монумент «Мать-Армения» («Возрождение») в Иджеване (скульптор С. Меграбян, 1971). Это не единственный памятник в Армении подобной тематики, однако его отличает характерная модернистская стилистика исполнения и материал скульптуры — сверкающий металл. Близкий по стилистике, также покрытый металлическими листами локальный монумент стоит на Разданском водохранилище — он изображает богиню Цовинар из древнеармянской мифологии.

***

Интересно, что Арсений Котов для оценки советского модернизма ссылается на постсоветскую архитектуру, считая последнюю неуместной, на фоне которой советский модернизм качественно выделяется. Однако стиль, масштаб и градостроительный акцент подтолкнули его включить одно из характерных для постсоветского Еревана зданий в свой «модернистский список»: «Twin towers» на Северном луче в Ереване, построенный в начале 2010-х архитектором О. Мутафяном.

***

Безоговорочно, советский модернизм получил одно из своих лучших проявлений в армянской архитектуре. Стремление Арсения Котова и других фотографов задокументировать это интересное наследие более чем актуально для Армении в том числе. Для сохранения большинства ценных зданий требуется множество ресурсов. Многие из них, не адаптировавшись к постсоветским реалиям, потеряли изначальную функцию и постепенно пришли в упадок. Такие знатные сооружения армянского модернизма, как Дом молодёжи (снесён, архитекторы А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян, 1970-е), почти не функционирующие стадион «Раздан» (архитекторы К. Акопян, Г. Мушегян, 1970) и летний кинотеатр «Москва» (С. Кнтехцян, Т. Григорян, 1968), кроме своей эстетической ценности, обладали также важной памятью в коллективном сознании горожан. 

Богатое и разнообразное наследие архитектуры советского модернизма Арсений Котов документирует в самых необъятных местах бывшего СССР. Он представляет его в качестве памяти о «былом возрождении», нежели поэтизируя распад. И в этом плане фиксация наследия советского модернизма в Армении не исключение. 

Тигран Арутюнян, архитектор, историк архитектуры и независимый исследователь

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image