ЧЕМ ГРОЗИТ АРМЕНИИ ТУРЕЦКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ?

1 марта, 2022 - 13:15

Слухи о непродлении эмбарго на турецкие товары подтвердились 1 января 2022 года, когда правительство Армении приняло решение отменить запрет на ввоз турецкого ширпотреба в нашу страну. Введенный после 44-дневной войны в конце декабря 2020 года, он был обоснован не только экономическими, но и политическими мотивами, поскольку ввоз турецких товаров обогащал за счет армянского потребителя в том числе военно-промышленный комплекс географического соседа. А это ежегодные 250–270 миллионов долларов США в обмен на импорт турецкой продукции в Армению.

Впрочем, слово «политический» правящая верхушка сегодня использует в несколько иной семантической плоскости. «Снимая эмбарго на турецкий импорт, правительство Армении действительно руководствовалось политическими соображениями, поскольку ожидается, что принцип взаимности создаст благоприятные условия для экспорта нашей продукции», – отметил в одном из сетевых интервью министр экономики Ваан Керобян, прозванный местной виртуальной общественностью лауреатом премии великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена за умение писать утопические прожекты по экономическому процветанию страны. Правда, потом несбывшиеся прогнозы он чистосердечно оправдывает необходимостью «вселить в народ оптимизм». Кстати, идея обуздания галопирующей инфляции за счет отмены эмбарго, «которое отразилось за прошедший год негативным эффектом на внутренней экономике Армении», принадлежит в том числе и ему. При этом высокопоставленный чиновник ссылался на просьбы представителей делового мира о снятии запрета, хотя местные бизнесмены не ведают об этом ни сном ни духом.

Так, соучредитель экспертной группы Export Armenia Эмиль Степанян считает принятое решение не только провалом проекта Made in Armenia, но и звучной оплеухой отечественному товаропроизводителю, попытавшемуся найти свою нишу на внутреннем рынке за счет импортозамещения. Запрет на турецкие товары стал толчком для открытия в Армении небольших производств текстиля, обуви, мебели, стройматериалов, чистящих и моющих средств, красок и клея, то есть всего того, что ввозилось из Турции. Появилась заинтересованность в местной сельскохозяйственной продукции, производимой в основном фермерами малого и среднего бизнеса. Правительству оставалось лишь поддержать, подставить плечо хорошему начинанию. Но власти пошли по другому пути. «Странная, однако, сложилась ситуация, когда совместные интересы правительства Турции и наших властей противоречат экономическим интересам самой Армении», – говорит председатель Союза предпринимателей «Манташев» Ваграм Миракян, одновременно подкрепив свое мнение довольно интересными сравнениями. Например, несоразмерностью таможенных выплат за турецкую галантерею на границе – и НДС за аналогичную продукцию армянского производства. Причем не в пользу отечественного предпринимателя. «Вдобавок мощные маркетинговые и инвестиционные бюджеты просто задавят наших промышленников, не давая им никакой возможности для свободной конкуренции», – считает он. И если в течение прошлого года разрешалось ввозить только вспомогательное сырье из Турции, то теперь в страну вновь хлынет челночный поток конечного продукта, что перечеркнет все начинания армянских предпринимателей. При этом пострадают в основном малые предприятия.

С другой стороны, несимметричным остается отношение Турции к армянским товарам, поэтому говорить о «принципе взаимности» по Керобяну не имеет смысла. Соседняя страна до сих пор продолжает применять дискриминационные меры к продукции с армянской сертификацией, даже вопреки положению ВТО, в которой состоят и Армения, и Турция. В частности, на турецком рынке отсутствует алюминиевая фольга, которую на десятки миллионов долларов закупают США. Куда логичнее было бы поставлять ее и в соседнюю страну. Ведь из-за географической близости на несколько порядков уменьшатся транспортные расходы. То же самое можно сказать об армянском коньяке, который экспортируется и в Европу, и на американский материк, и даже на австралийский континент. Но не в Турцию. В подобной ситуации непроизвольно возникает вопрос о целесообразности одностороннего гостеприимства в собственном доме, когда в соседнем тебе совершенно не рады. Вдобавок не дает покоя когнитивный диссонанс: как при отсутствии дипломатических отношений бесперебойно осуществляются торгово-экономические связи? Если раньше товар из Турции в Армению контрабандно завозился через третьи страны, например через Грузию, то теперь доставка легализована на уровне государства практически в ущерб интересам нашей страны. И хотя чиновники убеждают, что экспансии турецких товаров не ожидается, верится в это с большим трудом. По словам соучредителя ассоциации армянских экспортеров Export Armenia Анны Бекляровой, ситуация похожа на строительство дома без чертежа. «Например, в России есть государственный экспортный центр, занимающийся продвижением местных товаров как приоритетных. С точки зрения экономической конъюнктуры такой подход не только важен, но и патриотичен для российских потребителей, а для производителей исключает непредвиденные риски. В Армении ничего подобного нет», – отмечает она. Действительно, в нашем случае шараханье государственной экономической политики в совершенно противоположные стороны больше напоминает прыжки загнанного зайца, когда, спасая свою шкуру, он не может найти выход из засады, в которую попал по собственной глупости.

Сергей Тигранян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image