Осколки армянского историко-культурного наследия в Грузии. Найдена еще одна частица армянской истории…

8 марта, 2022 - 15:08

Двадцать первый век, закусив удила, несется в заоблачные дали. Но история по-прежнему живет рядом с нами. Артефакты, биография которых насчитывает не один десяток, или не одну сотню, или даже больше лет, ни на что особенно не претендуя, а только обращаются к нам, сегодняшним, с безмолвно-красноречивой просьбой: «Не уничтожайте нас, мы ведь тоже – часть вашей жизни!..».

Частица истории может порой, как в раковине жемчуг, таиться в самых, на первый взгляд, неприметных местах. Протяните руку, смахните мыль – и вот оно, послание из прошлого…

Примерно это, можно сказать, недавно и произошло недавно в Тбилиси. А именно: в микрорайоне Элиа в историческом квартале Авлабар грузинской столицы обнаружена надгробная плита с захоронения одного из представителей славного графского, княжеского и дворянского рода Лорис-Меликовых – Егора Лорис-Меликова (1810-1860). По сообщению портала ALIQ MEDIA, плиту нашел во дворе своего дома местный житель Зураб Бибилашвили.

На надгробии на русском и армянском языках высечены слова: “Здесь покоится тело Егора Лорис-Меликова, скончавшегося на 50 году своей жизни, июня 25 дня”.

“Те, кто нашел плиту, живут в этом доме уже лет двадцать. Плиту нашли в ходе ремонтных работ. Они связались с нами, а мы взяли на себя ее доставку во двор церкви Сурб Эчмиадзин в Авлабаре”,- цитирует ALIQ MEDIA соучредителя возрожденного в 2010 г. Культурно-просветительского и молодежного центра «АйАрТун», действующего при Грузинской епархии ААЦ Левона Чидиляна. По его словам, надгробие уникально тем, что изготовлена из стали. И, к счастью, оно сохранилось очень хорошо, хотя и пролежало более полутора веков в земле.

Левон Чидилян полагает, что Егор Лорис-Меликов, скорее всего, был похоронен на территории существовавшем в те годы в Тбилиси Армянского мемориально-архитектурного комплекса Ходживанк. А после того, как в середине 1930-х гг. Ходживанк был разрушен, это надгробие, в числе очень немногих, видимо, удалось как-то спасти.

По мнению специалиста, сейчас вряд ли имеет смысл везти находку куда-то в другое место. “Целесообразнее будет, думается,- говорит он,- оставить надгробие во дворе церкви Сурб Эчмиадзин – как ценный исторический экспонат”.

Поругание

Судьба Ходживанка – одна из трагических страниц истории уничтожения армянского культурно-исторического наследия. Хотя до относительно недавнего времени подобного исхода, казалось бы, ничто не предвещало. Кладбище, изначально – фамильное, было заложено на землях, которые персидский шах Аббас I в 1612 году пожаловал представителю армянского рода Бебутовых – Бебут-Беку. Его сын, Аслан Мелик-Бебут, казначей царя Картли Ростома I, расширил территорию кладбища, провёл водопровод, посадил деревья и в 1655 году построил церковь Сурб Аствацацин, посвященную Пресвятой Богородице, обнесенную оградой и цветущий сад вокруг. Осбственно название “Ходживанк “связано с именем Ходжа Бебут (Большой Бебут). Позднее права Бебутов были продлены царями Теймуразом II и Ираклием II.

С течением времени кладбище, раскинувшееся вокруг церкви, вышло за рамки родового и превратилось в большое, известное и богатое – главное армянское кладбище Тифлиса. Можно сказать, что оно стало подлинным музеем под открытым небом, где наряду с выдающимися личностями армянской культуры обретали свое последнее пристанище и вполне обычные люди. По надписям на бесчисленных надгробных плитах, по вырезанным на камнях изображениям и орнаментам можно было получить сведения о старом Тифлисе, о тамошних армянских семьях, их занятиях, о различных аспектах общественной жизни.

В 1899 году кладбище было ограждено массивной стеной. К тому времени оно стало крупнейшим армянским кладбищем в Тифлисе. До его уничтожения там насчитывалось более 90 тысяч захоронений. В пантеоне Ходживанка, в частности, были похоронены такие видные деятели культуры и искусства, как художник Мкртум Овнатанян (1765-1845), композитор и музыковед Макар Екмалян (1855-1905), публицист, общественный деятель и философ Григор Арцруни (1845-1892), писатели, общественные деятели Церенц (Овсеп Шишманян, 1822-1888), Мурацан (Григор Тер-Ованнисян, 1854-1908) и Раффи (, поэты, педагоги и публицисты Газарос Агаян (1840-1911) и Ованес Туманян (1869-1923), ашуг Дживани (Сероб Левонян, 1846-1909), актер, переводчик Амиран Мандинян (1848-1913), художник Вано Ходжабекян (1875-1922), актер и фотохудожник Арам Вруйр (1863-1924), актриса Ольга Майсурян (1871-1931).

С начала 1930-х годов, по распоряжению Тбилисской городской администрации, захоронения в Ходживанке были практически прекращены. А с 1934 года, приказом Лаврентия Берии, который к тому времени уже вовсю хозяйничал не только в Грузии, но и во всем Закавказье, кладбище начали убивать. За дело взялись с размахом: под благовидным предлогом «перестройки города» были взорваны сооружения располагавшегося здесь армянского монастыря Ходживанк, уничтожены все часовни и склепы. В ходе “строительных работ” могилы были разграблены, останки усопших – перемешаны с землей. Их стали попирать по организованному на месте кладбища Парку культуры и отдыха. При этом части могильных плит использовались для строительных целей, ими выкладывали парапеты лестниц, стены парка и другие близлежащие ограды. На бывшем Цициановском подъеме (теперь – им. Бараташвили) этими плитами вымостили тротуар перед Дворцом пионеров. Некоторые ходживанкские надгробия с фрагментами эпитафий оказались вделанными в стены 7-й эксплуатационной конторы ливневого и канализационного хозяйства на улице Лазаревской (ныне Месхишвили), школы на той же улице, а также в подборную стену Госцирка Грузии. На надолбах лестницы, ведущей к мемориальному комплексу «Дедаена» («Родной язык»), находящемуся на правобережье Куры, и сегодня можно прочесть надписи с армянских надгробных плит. А плиты из дорогих сортов мрамора пошли на оформление залов Института истории партии на проспекте Руставели (ныне – здание грузинского парламента) и даже на внутреннюю отделку в доме, где тогда жил Берия. А надгробный камень в виде утеса с могилы Григора Арцруни и камень с могилы Газароса Агаяна, сделанный, как он и завещал, из обломка скалы с надписью: “Друг детей Газарос Агаян”, бесследно исчезли…

Вот такой омел место вандализм, сопоставимый разве что с турко-османскими или немецко-фашистскими зверствами. Усилиями художника Гиго Шарбабчяна и архитектора Рубена Агабаба, удалось спасти только несколько надгробий и захоронений с могил по соседству с могилой Раффи. (Видимо, кому-то удалось спасти от уничтожения и плиту с могилы Егора Лорис-Меликова). И пятьдесят лет назад – 17 марта 1962 года на новом месте был открыт Пантеон деятелей армянской культуры.

Однако после развала Советского союза, уже в суверенной Республике Грузия, произошло повторное святотатство. В октябре 1995 года, с благословения Патриарха всея Грузии Илии II(!), на месте взорванного армянского храма был освящен закладной камень главного собора Грузии – Кафедрального собора Цминда Самеба (Св. Троицы), призванного стать самым большим христианским храмом на всем Кавказе, символом торжества грузинской государственности и грузинского православия. А на месте оставшейся части кладбища заложили парк Дружбы. Как и в первый раз, строительство шло с размахом; однажды уже оскверненные останки тысяч людей, осквернялись вторично, их, не мудрствуя лукаво, вывозили на свалку вместе со строительным мусором.

Торжественное освящение возведенного собора Цминда Самеба состоялось в ноябре 2004 года. Церемония была приурочена к 2000-летию принятия христианства в Грузии. Но история на этом не заканчивается. Дело в том, что на месте поруганного армянского кладбища вырыт еще один котлован: рядом с собором намечено построить православную семинарию. Снова, образно выражаясь, на армянских костях. Самих-то костей там уже практически не осталось…

Упомянутый Пантеон армянских деятелей культуры (несчастный обрубок прежнего великолепия), к счастью уцелел более того – его благоустройство и уход за ним взяли на себя мэрия Тбилиси, посольство РА в Грузии и Центр “Айартун” Епархии ААЦ в Грузии. После реконструкции в 2002 г. Пантеон обрел статус государственного мемориального кладбища. Его расширили, поменяли ограду. Посадили деревья, кустарники. И даже выделили штатную единицу по уходу за кладбищем.

“Но, знаете, любой из посетивших Пантеон, наверное, согласится, что сегодня он больше смахивает на братскую могилу, чем на некрополь или городскую достопримечательность,- констатирует публицист Елена Макаридзе.- Потому что по тем масштабам, какие занимало армянское кладбище в Тбилиси, численность и влияние этнического меньшинства должны были быть по тем временам велики. И уничтожение кладбища в таком случае должно выглядеть, как стирание памяти. Историческая память без доказательной базы – слабый аргумент”.

Вместо эпилога

Судьба уничтоженного армянского кладбища Тбилиси заставляет задуматься о судьбе других наших кладбищ, могил, надгробных памятников в ближнем и дальнем зарубежье. Возможно, кому-то этот вопрос может показаться не самой насущной проблемой. А то и вовсе не проблемой. Тем более, что с фамильными захоронениями у нас, армян, как правило, обстоит неплохо: мы посещаем могилы ушедших в мир иной родных и близких, ухаживаем за ними, стараясь по возможности, чтобы было “не хуже, чем у других”. Недаром похоронно-ритуальный бизнес в Армении традиционно – один из самых сверхприбыльных, невзирая ни на какие госперевороты и коронавирусы.

Но ведь хотя бы время от времени надо бы и выбираться за узкосемейные рамки. Поразмышлять – вплоть до государственного уровня – об оставленных без присмотра и обреченных на поругание останках всех наших предков. Наших общих предков, дедов, прадедов и прапрадедов всего народа армянского. Пока он еще, кажется, существует, и не разучился мыслить, несмотря на “гярдашескую” политику, маниакально протаскиваемую нынешним армянским руководством.

Тем более, что тот же Тбилиси – всё-таки не на Сатурне. А?

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image