Тайна академика Иосифа Орбели / Станислав Тарасов

29 июня, 2014 - 10:31

Что игнорируют или не знают историки Азербайджана.
На состоявшейся недавно в Баку международной конференции «Историческое и культурное наследие этносов Кавказской Албании в контексте прав человека» завсектором Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов сделал «сенсационное» сообщение: он подтвердил информацию о том, что ему удалось отыскать в архивах Санкт-Петербурга книгу «Надписи Гандзасара и авоцптука» историка Иосифа Абгаровича Орбели. Глагол «подтвердил» нами используется не случайно.

Дело в том, что презентация этого «открытия» состоялась в Баку еще в декабре 2013 года, когда информационные агентства Азербайджана сообщали: «В азербайджанской исторической науке произошло сенсационное событие – в Баку привезена и подарена Центру истории Кавказа и Малой Азии уникальная, имеющаяся в единственном экземпляре книга армянского ученого И. Орбели «Надписи Гандзасара», свидетельствующая об албанской истории Нагорного Карабаха». При этом Ахундов поведал и интригующую историю: «Эта книга написана в 1919 году в Петрограде. В ней собраны 300 албанских надписей. Однако в день выхода книги автор забрал из издательства весь тираж. Албанисты и арменисты многих поколений сокрушались, что этот ценный труд, содержащий факты против армянских измышлений, навсегда потерян для науки».

Многие армянские историки отказывались верить даже в факт существования такой книги Орбели. Они ссылаются на письменное указание самого Орбели, что «сборник надписей был готов к печати уже в 1909 году, однако книга не была напечатана из-за отсутствия в какой бы то ни было типографии армянского эпиграфического шрифта с лигатурными начертаниями». Их главный вывод: «Ахундов, получивший копии гранок, знает эту историю, и от этого его ложь выглядит еще более мерзостной», - утверждает один из армянских ученых.

Ахундов на днях дал интервью одному из азербайджанских информационных сайтов. Он утверждает, что «перевод надписей памятника албанской цивилизации - Гандзасарского монастырского комплекса, расположенного на оккупированной Арменией территории Азербайджана, осуществлен неверно и имеют место факты фальсификации». По его информации, книга «Надписи Гандзасара и авоцптука» «так и не увидела свет, а выпущенный в 1919 году тираж был полностью уничтожен». «Я неоднократно читал об исчезновении этой книги и поставил перед собой цель отыскать хотя бы ее следы, - заявляет Ахундов. - В 2011 году мне удалось найти один экземпляр этого труда в Санкт-Петербурге и доставить его в Баку».

И далее, на вопрос: «Почему Орбели больше не вернулся к теме исследований надписей храмов в Карабахе уже в советское время, когда он стал именитым ученым?», Ахундов ответил: «По всей видимости, некие силы решили направить большой потенциал молодого ученого в иное, угодное Армении русло. Фактически - взамен на отказ возвращаться к исследованиям надписей храмов Карабаха - ему был обеспечен головокружительный карьерный рост. В 1924 году, будучи еще молодым ученым, в 37 лет он становится членом-корреспондентом Академии науки СССР, затем академиком Академии наук СССР, также академиком Академии наук Армянской ССР и ее первым президентом, а позже назначается директором Петербургского Эрмитажа».

Мы начнем с ввода новой интриги. Согласно канонической биографии Иосифа Орбели, которая находится в архивах Российской Академии наук, с 1919 года по 1920-й он являлся преподавателем Петроградского археологического института, профессором кафедры истории восточного искусства Петроградского университета. Листая в исторической библиотеке Москвы подшивки русскоязычных газет, издавшихся в Тифлисе в 1919 году, мы обнаружили, что имя Орбели упоминается некоторым местными изданиям в связи с его пребыванием в Тифлисе летом 1919 года. То, что Орбели не находился в 1919 году в Петербурге, свидетельствует документы. 11 июля 1919 года ему были выданы документы за подписью помощника управляющего делами Совета Комиссаров Петроградской трудовой Коммуны Николаевым: «Вам предоставляется право беспрепятственного выезда в Москву для участия в работах комиссии по реформе Лазаревского института». При этом уточнялось, что по выполнении возложенного на И. Орбели поручения предоставляется «право беспрепятственного въезда обратно в Петроград».

Вызывали Орбели в Москву не случайно. 5 августа 1919 года Лев Троцкий подготовил свой знаменитый меморандум: «Путь на Париж и Лондон лежит через города Афганистана, Пенджаба и Бенгалии...». Троцкий предлагал «подготовку военного удара на Индию, на помощь индусской революции». Необходимы были кадры по Востоку. 22 августа 1919 года Орбели получил уведомление за подписью и. о. ученого секретаря Российской Академии истории материальной культуры Б. Марковского о том, что на проходившем 20 августа заседании членов Академии он избран на должность ученого секретаря Академии. При этом выражалась надежда, что он «пойдет навстречу общему пожеланию сотоварищей по Академии и не откажется разделить вместе с Н.Я. Марром и Н.П. Сычевым тяжелый труд по вновь создаваемой Академии». Н.Я. Марр и Н.П. Сычев - фигуры знакового значения. Первый в период падения царизма позиционировал себя в качестве специалиста по национальным проблемам Кавказа. Он утверждал, что «для конструктивного решения национального вопроса необходимо было положиться на научные искания», был уверен в том, что «субгосударственный национализм совместим с территориальной целостностью России». Он также выдвинул идею об «общекавказской цивилизации». Сегодня историки пишут, что Марр выстраивал аргументацию, подтверждающую «культурную самостоятельность нацменьшинств Закавказья для понимания истории Кавказа». Эту точку зрения разделяли тогда московские большевистские лидеры, особенно наркомнац РСФСР Иосиф Сталин. Но Марр подчеркивал необходимость относиться «с величайшей осторожностью» к тому, что объединяет народы Кавказа, имеющие «общее яфетическое прошлое». Он отмечал не столько «чисто научную», сколько политическую важность этого положения. Что же касается Николая Петровича Сычёва, то он в отношении Востока являлся не совсем профильным специалистом: историк искусства, музейный работник, реставратор, художник, педагог, преподавал в Петербургском государственном университете.

В 1919 году Лазаревский институт преобразовали в Армянский институт. Затем он был переименован в Переднеазиатский институт, в 1920 — в Центральный институт живых восточных языков. Но фактически это была кузница кадров для осуществления глобальной революции на Востоке. Но для чего ездил в 1919 году в Тифлис Орбели? С одной стороны, все объяснимо. В октябре 1871 года в Тбилиси был организован Кавказский археологический комитет, который не был упразднен стоявшими у власти грузинскими меньшевиками. Там сохранилась база для проведения научных кабинетных или полевых археологических работ. С другой - у Орбели мог быть и личный момент. Он родился в Кутаиси. С 1889 года семья Орбели жила в Тифлисе. Сам Иосиф Орбели в 1904 году окончил классическую гимназию в Тифлисе и поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В описании Веры Артуровны Судейкиной, актрисы немого кино, Тифлис тогда был «Парижем Кавказа». Там устраивались выставки современной живописи, нашли приют многие известные русские литераторы, в обиходе продолжал господствовать русский язык, русская культура. В этом смысле появление в Тифлисе Орбели вроде бы объяснимо. В-третьих, было ли тогда московским большевикам до «высокой науки», которую представлял Орбели? 24 августа 1919 г. англичане покинули Баку, а затем и всё Закавказье. Тогда же в Тифлисе был учрежден Национальный совет езидов, который взял на себя ответственность за судьбу езидского народа. Это была первая в мире официально зарегистрированная езидская организация. Учредительное собрание езидов было созвано от имени Исмаил-бега, представителя рода езидских эмиров. Как заявляет курдский эксперт Карим Анкоси, на основе архивных материалов первая общественная организация езидов города Тбилиси была учреждена и зарегистрирована официальными органами власти Республики Грузии в 1919 году под названием «Национальный Совет Йезидов». Тогда же 1919 году, три курдские провинции Османской империи выступили за создание курдской государственности. Ко всему этому Орбели имел прямое отношение.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image