Они изменили лицо Иерусалима: американское издание об армянских керамистах из Турции
В 1919 году военный губернатор Иерусалима сэр Рональд Сторрз пригласил трех армянских керамистов из Турции в Святую Землю для восстановления Купола Скалы. Именно так они избежали Геноцида и положили начало производству керамики в Иерусалиме.
Американское издание The Media Line в статье под названием "Армянские керамисты, изменившие лицо Иерусалима", рассказало об искусстве ручной росписи семьи Каракашян.
"Акоп Каракашян, окруженный красочными тарелками и плитками, намерен сохранить это уникальное ремесло, которое существует в Иерусалиме уже более века", - рассказывает автор статьи Майя Маргит.
Акоп Каракашян – потомок армян из турецкой Кютахьи, которым удалось спастись от Геноцида 1915 года. Акоп – представитель одной из трех семей-основателей керамического искусства на Святой Земле.
"Изящно расписанные вручную изделия, изразцы, орнаментированные нежными цветочными узорами и животными, украшают его магазин "Иерусалимская керамика" в Армянском квартале. Хотя и Акоп, и его отец родились и выросли в Иерусалиме, его дед Мкртич Каракашян был родом из турецкого города Кютахья - места, где когда-то творило огромное множество армянских художников", - пишет автор статьи.
Она рассказывает об удивительном путешествии трех семей керамистов из Османской империи в Иерусалим. Речь об Оганесянах, Бальянах и Каракашянах.
В 1919 году военный губернатор Иерусалима сэр Рональд Сторрз пригласил армянских керамистов в Святую Землю для восстановления Купола Скалы.
Акоп Каракашян объясняет, что было две причины уехать из Турции: работа в Иерусалиме и геноцид армянского населения Османской империи, учиненный турецкими властями.
"Они уезжают как раз вовремя, потому что в их городе проармянски настроенного губернатора сменяют другим, который собирается осуществить депортацию и массовые убийства", - рассказывает изданию Каракашян.
И хотя поработать над Куполом Скалы мастерам из Кютахьи так и не удалось, так как местному мусульманскому руководству не понравилась идея о том, чтобы над восстановлением одного из самых святых мест ислама работали армяне-христиане, три семьи, тем не менее, решают остаться.
"Три художника начинают работать вместе и производить армянскую керамику в Иерусалиме. Это важный момент, ведь его (керамического искусства – ред.) до них здесь не существовало", - подчеркивает Каракашян.
В 1948 году из-за арабо-израильской войны Оганесяны покидают город. После отъезда Давида Оганесяна объединенная мастерская Каракашяна-Бальяна остается единственной мастерской армянской керамики в Иерусалиме.
В 1963 году Мкртич Каракашян и Ншан Бальян создали последнюю из своих монументальных работ для фасада собора Святого Иакова XII века в Армянском квартале города.
Вместе они продолжают работать до 1964 года. Затем второе поколение мастеров семьи Каракашян отделяется от Бальянов и открывает собственную мастерскую.
В 1966 году Каракашяны получили заказ изготовить все указательные знаки в Старом городе на арабском и английском языках. А после того, как в результате Шестидневной войны Израиль присоединил к себе Иерусалим, тогдашний мэр города потребовал, чтобы на всех этих знаках появились и надписи на иврите.
В итоге Каракашяны добавили указатели на иврите, а линия узора и по сей день отделяет надписи на английском и арабском от надписей, сделанных на иврите, четко разграничивая периоды до и после 1967 года в истории Израиля.
Добавить комментарий