Иосифу - от Иофана. Кто создавал послевоенный архитектурный облик Москвы
Иосиф Виссарионович был человек мудрый. Он прекрасно понимал: правитель остаётся в памяти потомков не столько поступками, сколько произведениями искусства. Сталин привечал деятелей культуры - писателей, актёров, режиссёров. И архитекторов. Монументальная пропаганда - памятники, здания и т. п. - посильнее прочих будет.
Муж принцессы
Народный архитектор СССР, лауреат Сталинской премии, один из основоположников сталинской архитектуры Борис Иофан лично встречался со Сталиным 14 (!) раз. Но биографию имел, по советским меркам, сомнительную. Сын бедного еврея-швейцара из Одессы, в 11 лет поступил в художественное училище, начинал в Питере подмастерьем у брата-архитектора Дмитрия. Обучался в 1914-1916 гг. в Италии, в Высшем институте изящных искусств (папа-швейцар скопил-таки денег на образование одарённого Бориса). А комнату снимал в доме итальянской герцогини Ольги Сассо-Руффо, которая по матери (Наталье Мещерской) была ещё и княжной. Так вот, герцогиня-княжна приехала в Италию из России ради слабого здоровьем младшего сына и - выбрала следующим спутником жизни... своего квартиранта Иофана. Брак был прочным: дети Ольги обожали усыновившего их отчима, а сама она влюбилась в Советскую Россию, вступила в партию большевиков, вслед за собой потянув и мужа. В 1924-м Иофану предложили построить здание посольства СССР в Риме - по личной рекомендации председателя Совнаркома А. И. Рыкова, который приехал в Италию подлечиться после инфаркта. Затем молодого профессора архитектуры пригласили вернуться в Советскую Россию. В 1926-м «принцесса донна Ольга герцогиня Руффо» целовала землю и плакала... «Косточки всех моих предков, наверно, переворачиваются», - признавалась «советская принцесса».
Семья Иофана была обласкана властями: квартира, мастерская, ученики, звания, а главное - работа. Павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.), станция метро «Бауманская», Нефтяной и Горный институты, жилые кварталы в Измайлове, Сокольниках, Марьиной Роще. Он оставил после себя Дом на набережной (ул. Серафимовича, д. 2), активно участвовал и в разработке уникального проекта Дворца Советов. Предполагалось, что строительство дворца будет закончено в 1942-м. Он стал бы мировой архитектурной достопримечательностью - более 400 м в высоту, с 70-метровой статуей Ленина наверху и с огромной библиотекой в «голове» вождя, но стройку века прервала война. А «обжёгся» мэтр на проекте здания МГУ на Ленинских горах - требовал строить его на 300 м ближе к реке. Сталин был этим недоволен и передал готовый проект Льву Рудневу, а Иофан надолго отошёл на дальний план. Умер он в 1976-м, в больнице, после того как упал без сознания у своей чертёжной доски.
Месть Берии
Имя Алабяна Каро Семёновича, талантливого зодчего 1930-1950-х гг., увековечено в названии одной из улиц столицы. А творчество его прежде всего связано с «Ленинградкой»: площадь-«развилка», многочисленные жилые кварталы, здание Гидропроекта в месте раздвоения проспекта на Волоколамское и Ленинградское шоссе. Но и грандиозный Театр Красной (теперь - Российской) армии в форме звезды на Суворовской пл., д. 2, - дело его рук.
Были у Алабяна и другие масштабные проекты - он руководил планом восстановления Сталинграда после войны. Стал автором павильона Армении на ВДНХ, здания станции метро «Краснопресненская» и был назначен одним из руководителей проекта восьми сталинских высоток, «горизонтальных небоскрёбов» (построили семь, а на месте восьмой, в Зарядье, выросла гостиница «Россия»). Это назначение сыграло роковую роль в судьбе талантливого красавца Алабяна, счастливого супруга звезды советского кино Людмилы Целиковской (актриса признавалась, что из всех спутников жизни сильнее других любила Каро, прожила с ним девять лет и родила единственного сына Александра).
Каро Алабян был ещё и пламенным партийцем, активным общественным деятелем. С 1917 г. - в партии большевиков. Это спасло в итоге Алабяну жизнь. На одном из обсуждений во главе с Берия плана строительства высоток Алабян посмел ему возразить. Лаврентий Павлович требовал, чтобы проекты высоток были «экономичными», а архитектор доказывал, что технологически сложные стройки не могут быть экономичными никогда. Берия буркнул: «Не могут? Будут!» Алабян был вскоре исключён из числа проектировщиков и снят со всех постов. Вот тут-то и сыграло роль его боевое революционное прошлое: когда-то он спас жизнь Микояну, тот даже считал себя по кавказской традиции кровным братом Каро Семёновича. Микоян срочно отправил «брата» в Армению. Умер Каро Семёнович в 1959-м от рака лёгких.
В память о войне
Поклонная гора, парк Победы (ул. Братьев Фонченко, д. 7) давно стали священным местом для горожан и гостей столицы. Автору многих идей проекта парка Победы Льву Голубовскому нынешней весной исполнилось бы 100 лет. Над проектом парка он начал думать ещё во время Великой Отечественной войны, а работал над ним более 30 лет - вплоть до своего ухода из жизни в 1974-м. «На Первую мировую я провожал отца, на Вторую в 41-м - он меня», - вспоминал Лев Григорьевич. На фронте он защищал Ленинград, «дорогу жизни» к северной столице.
Впервые два конкурса на «победный» проект были проведены в столице ещё в 1942 г., причём один из памятников уже тогда планировалось установить... в Германии! В итоге гранитные плиты из-под Берлина, предназначавшиеся для германского монумента, были привезены в Москву и использованы для облицовки цоколей домов на ул. Горького (нынешней Тверской).
Лучшим же памятником Голубовского многие считают «нестоличный», установленный в Минусинске: длинная-длинная скамья, а на ней - мать, одна, потерявшая на фронтах Отечественной девять сыновей...
В Москве им спроектированы жилой квартал в Кунцеве - там, где заканчивается Кутузовский проспект, - и кинотеатр «Минск». Но столица 1970-х его не вдохновляла. Он считал, что новый её облик, оригинальный и отражающий время, так и не сложился. И мечтал, что когда-нибудь в ней появятся «авторские» дома, подобно домам Баженова, Мельникова, Казакова. «Дома Голубовского» в столице нет. Зато есть парк Победы и дома знаменитых на весь мир зодчих нового поколения. Но о них - в следующих номерах «АиФ».
Марина Мурзина
Добавить комментарий