Надежды армян на Россию стремительно тают

29 марта, 2022 - 19:30

Российская специальная военная операция (СВО) на Украине вызвала широкую реакцию на мировой арене. Значительная часть государств под воздействием США присоединилась к жестким антироссийским санкциям. И это не только страны Запада (НАТО и ЕС), но и другие сателлиты Соединенных Штатов (например, та же Япония, Южная Корея, Австралия и др.).

Турция в этой связи существенно отличается от своих союзников и демонстрирует свойственную ей государственную историческую традицию национального прагматизма — гибкую дипломатию и высокую расчетливость. Будучи членом НАТО, Турция продолжает поддерживать официальный Киев, суверенитет и территориальную целостность Украины в границах до марта 2014 г. Анкара считает Крым и Донбасс составной частью украинского государства. В условиях начавшегося 24 февраля 2022 г. российско-украинского военно-политического кризиса Турция продолжает оказывать Украине достаточно эффективную военно-техническую, гуманитарную и дипломатическую помощь.

Война всегда порождает для конфликтующих сторон объективную потребность поступления нового качественного вооружения и боевой техники. И Турция как до событий 24 февраля, так и после этой даты продолжает поставки украинской стороне своих ударных БПЛА «Байрактар-ТВ2», которые особо отличились на ТВД, уничтожая часть российских военных колонн и боевой техники. Как показало время, экспорт турецких БПЛА в Киев оказался не только бизнесом и ничего кроме (о чем не раз отмечал российским коллегам глава МИД Турции М. Чавушоглу), но и политикой (причем весьма недружественной по отношению к России).

Более того, учитывая высокую потребность ВСУ в наличии профессиональных кадров операторов БПЛА для качественного применения тех же «Байрактаров» против ВС РФ, на Украину отправлена группа турецких инструкторов с целью оказания соответствующей помощи и даже участия в боевых действиях. Очевидно, российская радиоконтрразведка фиксирует турецкую речь при корректировке и наведении на цели ударных БПЛА.

Согласно официальным заявлениям министра обороны Хулуси Акара, Турция предоставляет Украине и гуманитарную военную помощь. Что под этим подразумевается — турецкая сторона не расшифровывает (список же может включать от медикаментов и сухих пайков до развединформации и военных средств). Из Турции в приграничный с Западной Украиной польский аэродром «Жешув» регулярно отправляются военно-транспортные самолеты с соответствующим грузом для нужд ВСУ.

Президент Реджеп Эрдоган неоднократно публично подвергал Запад и НАТО критике за якобы недостаточную (читай военную и политическую) помощь Украине в противостоянии с Россией. И эта критика отчасти касалась дискуссии на тему установления бесполетной зоны над Украиной для усиления сил ПВО против русской боевой авиации.

В свою очередь 23 марта с.г. постоянный представитель Турции при ООН Феридун Синирлиоглу обвинил Россию в военных преступлениях и грубейшем нарушении международного права, признал российскую СВО внешней агрессией против суверенного государства, потребовал немедленного прекращения огня и призвал Москву покинуть территорию Украины без всяких условий.

Наряду с этим Турция еще до начала российской СВО на Украине предпринимала по дипломатическим каналам немало усилий для налаживания российско-украинского переговорного процесса и организации встреч на уровне глав МИД и президентов двух стран при посредническом участии Анкары. Несмотря на аналогичную активность некоторых других стран и, прежде всего, Израиля (видимо, с учётом еврейского этнополитического фактора в высшем руководстве современной Украины и «исторических воспоминаний» Тель-Авива о проекте еврейской автономии в Крыму), Турция добилась гораздо больших успехов в роли посредника на украинском направлении.

В частности, именно Турции удалось на организованном ею международном дипломатическом форуме в Анталье в марте с.г. наладить прямой диалог и встречу между министрами иностранных дел России и Украины (Сергеем Лавровым и Дмитрием Кулебой). Мевлют Чавушоглу может с полым основанием причислить к своим успехам сам факт подобных переговоров и укрепить посреднический статус Турции в российско-украинском кризисе. К тому же, благодаря приближенности Анкары и к Москве, и к Киеву, обе стороны признают (во всяком случае Украина) за Турцией роль гаранта безопасности будущей Украины по итогам последующих переговоров и соглашения о мире. В этой связи нельзя исключать того факта, что Турция может предложить ввод своих миротворцев в конфликтную зону на Украине по завершению российской СВО.

Между тем Турция, несмотря на свое членство в НАТО и союзнические отношения с Западом, официально не присоединилась к антироссийским санкциям США и ЕС. Президент Эрдоган признал важность сохранения дружеских отношений с Россией, существенную роль РФ в мировой экономике (и не в последнюю очередь в турецкой экономике), а также необходимость развития данных связей для прекращения боевых действий и установления мира на Украине.

Анкара не сразу поддалась давлению США и НАТО по закрытию прохода российских военных кораблей через Черноморские проливы согласно положениям конвенции 1936 г. в Монтре. Тем не менее, впустив российские военные корабли в акваторию Черного моря к местам постоянного базирования, Турция заявила потом, что в соответствии с названной конвенцией вынуждена закрыть проход через Проливы для русских. Получается турки и время дали русским, и повысили удельный вес своей страны в международных делах, и, наконец, согласились с Западом.

Иными словами, Турция старается проводить грамотную и сбалансированную пока что политику в отношении России и Украины, что мотивируется политической и экономической целесообразностью, расчетом Анкары на получение новых дивидендов и преференций от России в других географических регионах (включая Ближний Восток, Южный Кавказ и Центральную Азию).

В последние дни в прессе стало активно обсуждаться тема ЗРК С-400, приобретенные Турцией у России, якобы для передачи (или продажи) Анкарой по настоянию Вашингтона Киеву в целях укрепления системы ПВО ВСУ против ВКС РФ.

Президент Джозеф Байден, получив согласие Конгресса США на увеличение военной помощи Украине в 1 млрд долл., проводит активные консультации с лидерами стран-членов НАТО с целью консолидации совместных усилий на антироссийском направлении. Тот факт, что США официально отказали президенту Владимиру Зеленскому установить бесполетную зону над Украиной дабы избежать прямого военного столкновения НАТО с РФ и Третьей мировой войны, вовсе не означает исключение иной формы подобной военной помощи Украине со стороны НАТО.

В этой связи военный советник президента Украины Алексей Арестович неоднократно публично отмечал, что если НАТО по известным причинам не может «закрыть небо» над Украиной, то Запад вполне способен передать Киеву необходимые виды вооружения (системы ПВО, боевую авиацию) и ВСУ сами справятся с названной задачей. К этому стоит добавить и тот факт, что, согласно призыву США и Великобритании, на Украину в помощь ВСУ отправлены так называемые «солдаты удачи» — иностранные легионеры, среди которых могут быть и весьма квалифицированные профессиональные военные кадры армий НАТО по различным специальностям (снайперы, разведчики, летчики, артиллеристы, зенитчики, операторы БПЛА и т.д.). При этом командирование турецких операторов БПЛА «Байрактар» на Украину из той же серии.

Как известно из СМИ, США 6 марта с.г. предложили Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии, Румынии и Чехии, то есть бывшим членам Организации Варшавского Договора, передать Украине советские истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25. Эти страны, правда, то ли опасаются неминуемой военной угрозы со стороны России, то ли спекулируют на теме Украины и пытаются за счет российско-украинского военного кризиса обновить парк своей боевой авиации, требуя от США взамен советских МиГов и «Сушек» американские истребители F-16.

Тема истребителей так и не получила развития. Например, Польша заявила, что не является стороной конфликта между Украиной и Россией, а передача истребителей МиГ-29 требует решения всех членов НАТО. Наконец, Варшава предложила перекинуть свои МиГ-и на американскую авиабазу Рамштейн в Германию. Но, видимо, немцы тоже не хотят проблем с русскими.

В итоге 21 марта с.г. в прессе появилась информация о том, что США предложили Турции передать Украине ЗРК С-400, ранее приобретённые у России. Как известно, данное военно-техническое сотрудничество Турции с Россией вызвало у США серьёзную критику как на стадии оформления сделки, так и после ее подписания. В ответ на это самовольство члена НАТО на юго-восточном фланге альянса Вашингтон ввел определенные санкции в адрес Турции (в частности, отказал туркам в поставках американских систем «Patriot» и современных истребителей 5-го поколения F-35). Сегодня же Дж. Байден предлагает Р. Эрдогану передать российский ЗРК С-400 Украине против России, а взамен США обещают снять санкции с Турции и включить её в программу F-35.

В одном из своих интервью (в частности, 23 декабря 2020 г.) мне приходилось критично оценивать факт продажи российского ЗРК С-400 Турции, ибо никто не гарантировал возможность его последующего применения против самой России в той же Украине и Крыму. Не думаю, что мои слова тогда оказались пророческими сегодня. Турция вряд ли так легко согласится с США и потянет время, используя русский ЗРК в качестве дипломатического инструмента для давления на саму Россию и получение новых выгод от «друга» Путина. Я же исходил из того, что Турция не рядовой член НАТО, соответственно, оружие — это не помидоры, а средство политики. Продавать оружие противнику себе же дороже может обернуться в недалекой перспективе.

Официально Турция пока никак не отреагировала на предложение США по ЗРК С-400. Правда, один из представителей МИД Турции в интервью российскому изданию «Известия» высказался отрицательно (мол, турки не согласятся с американцами и уже поставили С-400 на боевое дежурство). Естественно, представитель МИД — вовсе не президент и даже не глава МИД Турции. Вместе с тем, на мой взгляд, Анкара пока вряд ли согласится с Вашингтоном и не станет портить отношения с Москвой. Скорее турки вообще официально не ответят на запрос американцев.

При этом Турция внимательно следит за ходом российско-украинского противостояния и в зависимости от его исхода (или перелома событий) примет окончательное решение.

В краткосрочной перспективе Турция сохранит сложившееся партнерство с Россией и постарается добиться от Путина очередного понимания:

а) геополитических уступок в вопросе Сирии (Идлиба и курдов), Карабаха (изгнания армянского населения), Армении (установления контроля над Зангезурским коридором) и Турана (стратегического выхода в исторический Туркестан);

б) экономических преференций: расширение ассортимента турецких товаров на российские рынки в связи с санкциями Запада; снижение цен на поставки русского газа на турецкий рынок; окончание строительства АЭС «Аккую» в Мерсине; прокладка Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря с выходом Турции в Туркестан и Казахстан; увеличение потоков российских туристов на турецкие курорты.

Примечательно, что в ситуации с Карабахом Турция уже в условиях российско-украинского кризиса предпринимает руками Азербайджана активные меры для вытеснения армянского населения из пределов своей многотысячелетней родины на примере с. Парух Аскеранского района самопровозглашённой НКР. Так, 8 марта с.г. на подконтрольной азербайджанской стороной территории близ Шуши была осуществлена диверсия и подорван единственный газопровод из Армении в Карабах, что вызвал гуманитарный кризис для мирного населения НКР. Более десяти дней Азербайджан, несмотря на интенсивные переговоры с участием российских миротворцев, не допускал проведения восстановительных работ на подорванном участке газопровода в условиях обильных осадков и мороза в горной местности. Лишь только 19 марта с.г. Баку восстановил газопровод при условии, что армянская сторона выведет свои войска из с. Парух для ввода на позиции российских миротворцев. Армяне вышли из села, но русские не вошли. В итоге 21 марта с.г. Азербайджан перекрыл вентиль газа и ввел свои войска в названное село, которое имеет для данной местности стратегическое значение, ибо здесь располагается высота, с позиций которой контролируется весь Аскеранский район НКР.

Что это угрожающая армянам ситуация объясняет? То ли Баку самовольно занимается грубым нарушением режима перемирия и трехсторонних соглашений от 9 ноября 2020 г. между Азербайджаном, Арменией и Россией, строгое соблюдение которого входит во все документы и речи российских властей; то ли данная диверсия свидетельствует о слабости российских миротворцев и занятости РФ в украинских делах; то ли эта последовательная «газовая диверсия» Азербайджана согласована с Турцией и Россией, ибо вряд ли Ильхам Алиевым со своим «бумажным кулаком» способен на «чудеса героизма» без санкции Анкары и Москвы. При всех случаях налицо срыв установленного Россией режима перемирия, что никак не добавляет авторитета Москве и может в обозримом будущем поставить Север перед фактом выхода из зоны карабахского конфликта, да и самой Армении. Звучит банально, но актуально — зачем миротворцы в Карабахе, если там не останется самих армян?..

В таком случае надежды армян на Россию стремительно растают как ранний утренний туман в небе над Карабахом. Турция будет принуждать Армению подписать мирный договор с Азербайджаном без российского посредничества, что приведет со временем к окончанию регионального присутствия России на Южном Кавказе. Естественно, Анкара и Баку не пожелают возобновления новой разрушительной войны в Карабахе, но Азербайджан может отказаться от 4–7 тыс. кв. км ради сохранения остальных 70 тыс. кв. км, устойчивой связи с Турцией и Европой через Армению.

В среднесрочной и долгосрочной перспективах Турция сохранит прочный союз с Западом и будет противником России, ибо они прекрасно осознают, что, независимо от исхода СВО ВС РФ на Украине, РФ по сравнению с ситуацией на 24 февраля 2022 г. получит гораздо худший мир в условиях жестких санкций (а по сути экономической войны) и внешнеполитической изоляции.

Следует признать, что беспрецедентные по масштабам и содержанию антироссийские санкции со стороны Запада — это не просто ограничения, а откровенная экономическая война против нашей страны. И если можно предположить, что конец СВО не за горами (во всяком случае лимит ее не вечный), то сегодня трудно определить, когда же Запад откажется от своих санкций и завершится ли экономическая война. Понятно, что этим вряд ли США и их партнеры способны запугать Россию и русский народ, ибо за свою тысячелетнюю историю Святая Русь видела многое и пережила немалое.

Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Целью войны является мир». Английский же историк Бэзил Лиддел Гарт в этой связи дополнил: «Цель войны — добиться лучшего состояния мира после войны».

Любая война, естественно, когда-нибудь завершается миром. Сторона же, начавшая военные действия, как правило, во-первых, была не довольна системой мира накануне войны, во-вторых, надеется на достижение более приемлемого мира по итогам своей победы. Однако, если Россия и может достичь все обозначенные цели СВО (то есть демилитаризации, денацификации и федерализации Украины), либо их часть (что равносильно провалу), то в любом случае тот же Запад вряд ли так скоро отменит нам санкции (экономическую войну). Пребывание же в состоянии экономической войны при недостаточном технологическом вооружении отечественной промышленности и сельского хозяйства, естественно, не принесет России ожидаемого «лучшего мира» в сравнении с ситуацией до 24 февраля 2022 г.

Турция учитывает эти особенности современного состояния России. Такова реальность турецкой политики, ее расчетливой и прагматичной дипломатии, способной лавировать между разными геополитическими центрами силы, дружить до поры и времени, останавливаться в двух шагах от исторической пропасти. Так было по итогам двух мировых и «холодной» войн в ХХ в., так продолжается и в условиях современного российско-украинского геополитического кризиса в первой четверти ХХI в.

Турция всегда старается извлечь политические и экономические дивиденды в конфликтных ситуациях, что еще раз свидетельствует о грамотности турецкого руководства. Партнёрство с Россией Турция использует для: минимизации угроз со стороны северного соседа сегодня, установления географической коммуникации с Китаем завтра и реализации проекта «Великий Туран» послезавтра.

Александр Сваранц — доктор политических наук, профессор

Комментарии

оказывается Армении есть куда деться и 9 апреля все станет ясно

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image