Соучастники оккупации Шуши: проазербайджанская провокация и армянофобская передача гостелеканала «Россия 1»

21 июня, 2022 - 21:13

Откровенно тенденциозный репортаж на общероссийском федеральном государственном телеканале «Россия 1» про оккупированный азербайджанцами город Шуши вызвал крайнее негодование в Нагорном Карабахе, ибо в многовековой истории Арцаха (Карабаха) Шуши занимает особое место и имеет свой сакральный смысл. Город-крепость, основанный сотником Аваном, стал не только культурно-просветительским центром, символом созидательного труда и несгибаемого духа арцахских армян, но и объектом ожесточённой борьбы между его истинными, историческими хозяевами и кочевниками, проникшими в регион.

Первые упоминания Шуши как крепости относятся к началу XVIII века: «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это было в 1717 году», – указывал в своих хрониках вардапет (архимандрит) Хачик Дадян (Вагаршапат, 1898 г.). Автор описывал военное становление одного из видных лидеров армянской национально-освободительной борьбы против турок и туркоманов, потомственного армянского князя Авана. Он и заложил первый камень Шушинской крепости, о чём в своём рапорте в 1725 году писал русский генерал Михаил Матюшкин: «Сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч… строит новую крепость».

Авторы того времени отмечали, что до появления Панаха в Шуши  крепость во времена сотника Авана стала самой защищённой резиденцией меликов Арцаха. Вместе с тем армянские, грузинские, персидские и русские источники единогласно свидетельствуют о том, что до середины XVIII века в Нагорном Карабахе не было татар и мусульман в целом. В середине XVIII века бродящие в куро-араксинском междуречье тюркоязычные племена с разбойничьими нравами объединились вокруг предводителя кочевого тюркского племени джеваншир из рода сарыджаллы Панаха. Последнему,  пользуясь междоусобицей арцахских меликов, удаётся обосноваться в крепости Шуши. Панах провозглашает Карабах ханством, а себя самого ханом. После появления в Шуши Панаха и в период правления его сына Ибрагим-хана Шуши становится очагом угроз и несчастий для армян Арцаха.

Для борьбы с меликами Арцаха Панах-хан в 1750-1752 годах перестраивает и усиливает шушинскую крепость. С целью укрепления собственных позиций и создания этнической опоры Панах переселяет из Мил-Муганской степи в Карабах кочевые племена карачарли, джинли, дамирчи-гасанли, гызыл-гаджилли, сафи-кюрд, койахмедли, саатли, кенгерли и др., расселяет их в окрестностях Шуши. По протяжённости дороги, ведущей из равнинного Карабаха в Шуши, стали создаваться заселённые тюркскими племенами одноимённые деревни. Одновременно в Шуши был образован тюрконаселённый квартал. Однако, надо отметить, Панах был настолько чуждым Арцаху, что даже местом для свого родового кладбища выбрал купленный у князя Хачена Агдам.

Армяне жили преимущественно в верхней, горной части Шуши, тюрки в  нижней части города. Армянская часть города состояла из порядка двух десятков кварталов, каждый из которых имел собственный центр и свою церковь. Особого внимания заслуживает шушинская церковь Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц, самый крупный храм Шуши. «Даже визуально Шуши напоминает о себе как об армянском городе с учётом величественного храма Всеспасителя», – утверждает  писатель, публицист, руководитель благотворительного фонда «Шуши» Бакур Карапетян.

С заключением Гюлистанского договора и  упразднением в 1822 году ханской системы в Карабахе закрылась также трагическая страница Шуши того периода. В составе Российской империи началось время благоустройства и процветания города. Если Баку в ХIХ веке традиционно воспринимался как промышленный центр Закавказья, то Шуши, наряду с Тифлисом, считался культурно-образовательным сердцем региона. В городе функционировали гимназии, театры, музыкальные заведения, издавались газеты и журналы.  С 1874 года до марта 1920 года в Шуши вышло в свет 28 наименований газет и журналов, из коих 25 армянских, 3 русских. Первым периодическим изданием  была газета «Айкакан ашхар» («Армянский мир», 1874 г., издатель Хорен Степанян). Надо отметить, что до 1921 года в Шуши не издавалось ни одной газеты на тюркских языках.

Русский художник Василий Верещагин, будучи в мае 1865 года в Шуши, писал: «На Кавказе, как и везде, армяне выполняют прогрессивную роль, а татары – роль консерваторов, в общем – препятствующих элементов».

Сами основатели Азербайджанской Республики 1918-1920 годов Агаев, Топчибашев  отмечали в 1906 году, что «…тюрки очень невежественны… В то время как армяне имеют любого рода и типа школы, тюрки  лишены этого».

Вместе с тем армянские писатели, учёные, деятели различных сфер старались способствовать интеллектуальному и культурному развитию проживающих в Шуши тюркоязычных мусульман. Представители армянской общественности прекрасно осознавали, что тяжёлое бытовое положение и невежество в тюркской части города являются благодатной почвой для агрессивности и непредсказуемости, поэтому позволяли тюркам пользоваться услугами армянских культурных очагов, типографий и даже учиться в епархиальной школе. Богатыми армянами выделялись суммы на обучение мусульман грамоте,  обеспечение хлебом неимущих тюрков и т.д.

День за днём Шуши становился одним из культурных, экономических и интеллектуальных центров армян всего Закавказья. Посещавшие Шуши иностранцы называли его «Армянский маленький Париж».

Выходцами из Шуши были многие известные деятели армянской и мировой культуры: крупнейший представитель скульптурного искусства Акоп Гюрджян, знаменитые художники братья Микаел и Сергей Арутчьяны, Народный художник СССР Ерванд Кочар, всемирно известные композиторы Александр Мелик-Пашаев, Микаел Таривердиев (его отец, Леон Таривердян, родился в Шуши). Родом из Шуши выдающийся армянский писатель и драматург Мурацан (Григор Тер-Ованнисян), роман которого «Геворк Марзпетуни» о борьбе армянского народа с иноземными захватчиками входит в обязательную программу обучения в армянских школах. Шушинец Иван Лазарев, военный деятель русской армии, генерал-лейтенант, отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командуя корпусом, осадившим и взявшим Карс. Шуши прославили дважды Герой Советского Союза лётчик Нельсон Степанян, генерал-майор, Герой Советского Союза Андраник Казарян. Шушинцем по происхождению был и министр чёрной металлургии СССР Иван (Ованес) Тевосян. Список можно долго продолжить…

Шуши прославился не только именами отдельных культурных, военных, политических и общественных деятелей, но и целыми династиями выдающихся людей.

«Представители династий Шахназарянов, Жамгарянов, Чгнаворянов, Мелик-Пашаянов, Паранджановых, Хандамирянцев, Джилавянов, Бабаян-Тамирянцев, Тарумянцев, Ерамишянцев и многих других были известны далеко за пределами края, в передовых европейских и российских кругах. Надписи на могильных плитах свидетельствуют о том, что интеллигенция города получила образование в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и других ведущих европейских городах. Шуши был известен не только на Кавказе, но и в цивилизованной Европе, занимая определённое место в её культурной жизни», – говорил исследователь  Грачик Арутюнян, который много лет изучал надписи старых кладбищ и историко-архитектурных памятников Шуши с целью, как он говорил, «спасти от забвения останки прошлого и не дать возможности посторонним фальсифицировать нашу историю».

Однако армянский Шуши, давший миру столько выдающихся личностей, ожидала большая беда. Свою роль в этом сыграли нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, гонения армян в Турции, завершившиеся геноцидом, и первая мировая война. На фоне усиления турецкого влияния в регионе нарастали конфликты между кавказскими татарами и арцахскими армянами.

Вследствие столкновений 1905-1906 годов в армянской части Шуши было разрушено порядка 300 жилых домов, сотни армян стали жертвой кровавых событий, многие покинули город. Численность армян резко сократилась. Тем не менее, в  1916 году из  43 тысяч 869 жителей Шуши 21 тыс. 926 были армянами, 18 тыс. 641 – мусульманами (в том числе кавказскими татарами), 1 тыс. 249 – русскими.

«Армяне Шуши всё же оставались большинством населения, и это продолжалось до входа в город турецкого регулярного войска, что воодушевило местное мусульманское население на межэтнические столкновения», – говорит председатель Общественной организации беженцев НКР, историк Сарасар Сарьян.

Направляемые и управляемые Турцией конфликты начала ХХ века не утихали. Армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой в 1918-1920 годах, после того, как  27 мая 1918 года партия «Мусават» провозгласила прежнюю Бакинскую и Елизаветпольскую губернии азербайджанскими. Так, на карте мира появляется новое гособразование, которое начинает открыто претендовать на составные части исторической Армении – Арцах и Зангезур.

Роковым для Шуши стал март 1920 года. Сосредоточив  большие силы в Шуши, азербайджнцы и турки 23 марта 1920 года подвергли резне и разграбили армянскую часть города. Была организована ужасная бойня мирного населения. 

«23 марта стал поворотным не только в нашей судьбе, но и в истории всего города, – писал участник событий 1918-20 годов в Нагорном Карабахе Зарэ Мелик-Шахназаров в «Записках карабахского солдата». – День 23 марта выдался пасмурным и туманным. Это был последний день моего родного города… В 1919-20 годы фактически царило двоевластие: татарская часть подчинялась мусаватистам, армянская –  Временному правительству Карабаха. Однако турки нарушили это соглашение и подготовили страшную бойню армянского населения города. Для этого был выбран день мусульманского праздника, когда религиозный фанатизм тюрок было легче раздуть и направить в нужное русло. Вышло так, что наши оказались на этот раз неподготовленными к организации грамотного и организованного сопротивления. Все части находились на позициях, ибо как раз в тот момент начались боевые действия на фронтах; в городе находились лишь отпускники, вооружённых людей было тоже не слишком много. Не было практически и офицеров, которые могли бы организовать людей... Татары, увидев, что застигнутые врасплох, армяне не оказывают организованного сопротивления, начали поджигать дома… Под прикрытием огня турки продвигались вглубь армянской части Шуши, предавая огню и мечу не успевших отойти мирных жителей и грабя дома армян… Те, кто остался в живых, покинули погибающий «Маленький армянский Париж», как многие называли Шуши…»

Участвовавший в армянских погромах офицер азербайджанской армии Алимарданбеков отмечал в отправленном брату письме: «Увиденная тобой армянская Шуша сожжена до основания. Оставлено 5-10 домов. Более тысячи армян взяты в плен. Уничтожили всех мужчин, даже халифа (епископа Ваана – А. Б.), всех известных и богатых людей. Мусульмане разграбили все несметные богатства армян и так разбогатели, что обнаглели».

Резня армян Шуши, как отмечают историки, была подготовлена и организована азербайджанскими властями под руководством турецких эмиссаров. Она стала логическим продолжением политики Турции по истреблению западных армян. Варварски был уничтожен некогда благоустроенный и полный жизни армянский Шуши. Издающаяся в Тифлисе газета «Слово» написала 16 апреля 1920 года: «В армянской части города камня на камне не осталось».

«На Кавказе был один бриллиант. Турки разбили этот бриллиант», – констатировала другая грузинская газета.

В июне 1921 года член компартии Азербайджана Оджахкули Мусаев писал правительству РСФСР: «По приказу бывшего генерал-губернатора Хосров-бека Султанова погромы продолжались 6 дней, все дома армянской части были разграблены  и сожжены дотла … В эти дни жестокой расправы Хосров-бек Султанов выступил с речью, призвав мусульман к священной войне, чтобы навсегда покончить  с армянской Шушой, не жалея ни женщин, ни детей…»

Посетив Шуши в 1921 году и став свидетелем разрушенного армянского города, Серго Орджоникидзе писал: «В прошлом году – до установления советской власти, уничтожение варварским образом  армянского города Шуши, изнасилования, резня, забрасывание женщин и детей в колодцы и пропасти, – таков бесславный период господства национализма в Закавказье. Пройдёт время, страсти стихнут,  и наши поколения с проклятием вспомнят тех, кто совершил  это мерзкое преступление».

О  шушинской резне Орджоникидзе напомнил делегации Азербайджана в ходе встречи в Кремле  21 января 1936 года: «Я и сегодня с ужасом вспоминаю ту картину, которую мы увидели в мае 1920 года. Красивейший армянский город разрушили, уничтожили до основания, а в канавах мы увидели трупы женщин и детей…»

В 1930 году Осип Мандельштам, побывав в Шуши, представил леденящие душу виды в стихотворении «Фаэтонщик». Супруга поэта Надежда впоследствии написала: «…В этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной…  Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти...»

C целью поддержания у арцахских армян психологического комплекса жертвы, недопущения возвращения прежнего населения города в свои очаги, власти советского Азербайджана сохраняли руины Шуши до середины 60-ых годов. Спасшиеся чудом церкви Казанчецоц и Канач жам долгое время оставались в полуразрушенном состоянии. Руины города крайне угнетающе действовали на посетителей. 

Мариэтта Шагинян, посетившая Шуши через несколько лет после гибели города, писала в книге «Нагорный Карабах»: «Я увидела остов Шуши. Два холма стояли передо мною, уставленные скелетами домов. Не осталось ничего… ни крыш, ни дверей, ни оконных рам, ни полов, ни железа, ни дерева, ни доски, ни стропила, ни гвоздя: только камни, камни и камни, как вычищенные, обглоданные, высушенные кости анатомического скелета… Первое, что меня поразило, – тишина. Такой страшной тишины я не испытала нигде, никогда, и сразу же она кажется неестественной. Вдруг вам начинает мерещиться, что тишина бормочет: камни шушукаются, шатаются, шуршат, и волосы у вас на голове встают дыбом. Здесь в течение трёх дней в марте 1920 года было разрушено и сожжено 7000 домов и вырезано – цифры называют разные; одни говорят три-четыре тысячи армян, другие – свыше двенадцати тысяч. Факт тот, что из тридцати пяти тысяч армян не осталось в Шуше ни одного».

Советские порядки, пафосные заявления о дружбе и братстве, не изменили психологию варваров и вандалов: вместо того чтобы восстановить историческую часть города, азербайджанские власти, мучимые зудом окончательно стереть с лица земли, уничтожить самобытные архитектурные сооружения, снесли остовы армянских домов и строений.  После этого  стали сводить счёты также с христианскими (армянскими и русскими) кладбищами.

В 1971 году бывший шушинец Арташес Арушанян писал: «После 60-летнего отсутствия, в глубоко старческом возрасте, я приехал посмотреть свой родной город Шуши. Однако с болью в сердце я пишу, что город находится в ужасном состоянии. Неужели невозможно проявить немного добросовестности и ответственности в отношении сохранения наследия прошлого? Здесь уничтожаются памятники, созданные потом народа. Здесь разрушают, разоряют ценные памятники армянского искусства. Здесь соскабливают с лица земли могилы, жилые дома, со стен – высеченные надписи, барельефы. Здесь даже в музее истории города ничего не говорят об армянской части города, памятниках, видных армянских деятелях, революционерах. На данный момент храм Казанчецоц превратили в отхожее место, церковь Канач жам – в склад, церкви Агулецоц и Мегрецоц сносят. Видя всё это, отдыхающие в Шуши бывшие шушинцы плачут… Между тем, при сохранении сокровищ древности нашего народа облегчится наша боль. Те же, кому кажется, что, разрушая, предадут забвению нашу память, ошибаются. Они  порождают новую боль, новую  память».

Анализируя, почему мусаватистское правительство сделало своей основной мишенью именно Шуши, арцахский историк Ваграм Балаян заключает: «В указанный период Шуши фактически был столицей второго армянского государства со сконцентрированными в ней политическими институтами, рычагами управления страной. Уничтожение всего этого означало обезглавливание страны. Мусаватистам казалось, что, видя город разорённым, армянство Арцаха потеряет всякую надежду и впавший в отчаяние народ отдастся на милость Азербайджану».

Однако арцахцы, преданные своим корням и подпитываемые героическим духом предков, не собирались отказываться от справедливой борьбы. С первых же дней нового этапа Арцахского национально-освободительного движения оставшиеся в Шуши немногочисленные армяне были изгнаны  из города. Сам город был превращён в военную базу, откуда подвергались систематическому обстрелу Степанакерт и близлежащие армянские населённые пункты. Относительно безобидный противоградовый «Алазань» вскоре сменил «Град». Число жертв и объёмы разрушений в городе росли с каждым днём.

Подавление огневых точек Шуши было вопросом жизни и смерти. Спарапет Вазген Саркисян справедливо заметил: «…Шуши был висящим над родником чудовищем из сказки. Или Арцах должен был быть проглочен, или нужно было уничтожить его».

  В ночь с 8 на 9 мая 1992 года силами самообороны НКР была предпринята уникальная военная операция по освобождению Шуши под названием «Свадьба в горах» (командовал операцией полковник Аркадий Тер-Тадевосян, «Коммандос»). Арцахские бойцы атаковали одновременно по четырём направлениям. Утром 9 мая деморализованные вражеские части начали бежать из Шуши.

В том же году решением правительства НКР была создана шушинская администрация,  руководителем которой был назначен Семён Бабаян. Начался процесс восстановления и заселения города. В свои родные очаги вернулась часть шушинцев, проживавших в городе в 80-ые годы. Вместе с ними в Шуши  обосновались беженцы из Азербайджана и вынужденно перемещённые вследствие военных действий граждане НКР.

У освобождённого Шуши появились свой герб, флаг и гимн. В 1998 году были составлены новый план и программа развития города, которые предусматривали восстановление более пятидесяти сооружённых в XIX и в начале XX веков строений, имеющих архитектурную ценность. В 2007 году восстановительные работы получили новый размах. Была капитально отремонтирована городская водопроводная сеть. Год от года восстанавливались полуразрушенные строения, строились новые частные дома, здания.

При содействии благотворителей и на средства Армянской Апостольской Церкви были отреставрированы церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц и церковь Святого Иоанна Крестителя Канач жам. В 1992 году Шуши стал епархиальным центром Арцаха.

Были воссозданы уничтоженные азербайджанцами бюсты Ивана Тевосяна и Нельсона Степаняна. Бюст Мурацана стал украшать двор школы, несущей имя писателя. По данным на 2017 год, в Шуши было зарегистрировано и взято под государственную охрану 476 памятников, из коих 10 мусульманских.

В Шуши была открыта национальная гимназия «Арам Манукян», действовали старшая школа имени Хачатура Абовяна и основная школа имени Мурацана, музыкальная школа имени Даниела Казаряна, частный «Народный университет», технологический университет, гуманитарное училище имени Арсена Хачатряна, ремесленное училище, филиал Ереванского государственного института театра и кино, институт прикладного искусства имени А.Гюрджяна, государственный театр имени выдающегося деятеля армянского театрального искусства, шушинца Мкртича Хандамиряна, музыкальные учебные заведения-интернаты. Большой популярностью, в том числе за пределами НКР и РА, пользовался детско-юношеский хор «Варанда», дирижёром которого является житель Бейрута Закар Кешишян. Функционировали городская библиотека, детско-юношеская спортивная школа, стадион, организовывались соревнования по различным видам спорта, научные конференции, фестивали искусства. С 1994 года издавалась газета «Шуши».

Арцахцев и гостей привлекали шушинские музеи истории, изобретательного искусства, ковров, а также геологический музей имени Григория Габриэлянца. Высококачественные услуги предоставляли своим посетителям гостиницы «Шуши», «Аван плаза», «Гранд отель».

В 2006 году, с целью консолидации сил всего армянства для решения имеющихся проблем, был создан «Фонд возрождения Шуши». В 2013 году в Шуши был открыт сквер дружбы между Шуши и Лос-Анджелесом. Лос-Анджелес, французские города Бург-ле-Валанс и Виллербан стали  побратимами Шуши.

Нельзя не отметить, что 16 октября 2008 года на средства и усилиями национального благотворителя Левона Айрапетяна и его соратников в шушинской церкви Казанчецоц и монастыре Гандзасар Мартакертского района НКР было организовано одновременное венчание около 700 пар в рамках беспрецедентной Большой свадьбы.

Однако шушинцам не было суждено жить мирной созидательной жизнью на своей родине и в ХХI веке.

27 сентября 2020 года Азербайджан и Турция с привлечением международных террористических группировок развязали против Арцаха новые широкомасштабные военные действия. Мишенью ракетно-артиллерийских систем и воздушных сил противника стали мирные населённые пункты, в том числе Шуши. 7 октября дважды подверглась целенаправленному ракетному удару церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц. Тяжёлые ранения получили находившиеся рядом с храмом российские журналисты. 8 ноября совместным азербайджано-турецко-террористическим силам удалось проникнуть с северо-восточной части крепости в город. Многие эксперты  отмечают, что захват Шуши не явился результатом военной операции, а следствием нераскрытых политических процессов, истинную оценку которым даст время.

Сегодня бакинский режим прилагает все усилия, чтобы вновь уничтожить армянское наследие Шуши. К разрушенным ещё во время войны шушинским церквам прибавились и вековые кладбища, обелиск жертвам Геноцида армян, мемориалы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, Героям Советского Союза и Социалистического Труда, видным армянским деятелям и др. После всего этого оккупанты, всяческие препятствующие визиту в регион соответствующей комиссии  ЮНЕСКО,  цинично объявили Шуши «культурной столицей» и «жемчужиной многовековой богатой культуры Азербайджана»…

Думаю, всего вышесказанного достаточно для того, чтобы констатировать, что те, кто поддерживает и воспевает этих оккупантов и варваров, по сути, являются соучастниками злодеяний и преступлений против армян Арцаха, пытающихся практически в одиночку отстоять своё право на существование на собственной  родине в борьбе с азербайджано-турецким геноцидным тандемом. Более того, непорядочные люди в обличии журналистов, политологов и экспертов вольно или невольно вбивают клин в многовековые русско-армянские отношения, стремясь свести на нет усилия России по восстановлению мира и стабильности в не чуждом ей регионе. Такие провокаторы должны быть строго осуждены и наказаны.

Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт

Комментарии

Молодец. Хорошая статья.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image