ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ: ИСТОРИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

23 июня, 2022 - 14:50

С 1-го июля Музей ковров Шуши останется без крыши над головой – уже второй раз. Редкому в своем роде очагу армянской культуры и единственному спасшемуся в ходе 44-дневной Арцахской войны музею грозит быть выселенным на улицу.

К концу июня истекает срок договоренности с ереванским Музеем-институтом архитектуры им. Ал.Таманяна, где шушинские ковры после войны были выставлены в течение 6 месяцев и вызвали огромный интерес у местных и зарубежных посетителей. Сейчас они хранятся здесь в запасниках. Какой будет дальнейшая судьба этого уникального пласта армянского культурного наследия? Будет ли предоставлено помещение для постоянной экспозиции ковров из Арцаха или и эта страница древней армянской культуры будет забыта при молчаливом безразличии власть имущих? Эти и другие вопросы, связанные с шушинским музеем, не имеют ответа.

КАК ОТМЕТИЛ В ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "ГОЛОС АРМЕНИИ" основатель и директор Музея ковров Шуши Вардан Асцатрян, найдя после войны для своей коллекции временное пристанище в Ереване, он надеялся, что за год правительственные структуры, ответственные за культуру и национальное наследие, смогут разрешить проблему и найти достойный выход из ситуации. Однако ни в Арцахе, ни в Армении вопрос не получил разрешения.

О том, что музею нужно свое помещение, Вардан Асцатрян не раз говорил как в беседах с представителями СМИ, так и с руководителями Министерств образования, науки, культуры, спорта (МОНКС) и Армении, и Арцаха. Из Арцаха поступило предложение перевезти коллекцию в Степанакерт и разместить в здании Шелкового комбината. Однако ни Музей ковров, ни комбинат не являются государственными учреждениями, и решить вопрос таким образом в правовом поле не удалось.

В Армении на уровне МОНКС Вардану Асцатряну поначалу предложили перенести коллекцию из Музея-института архитектуры в Центр народного искусства им.Ов.Шарамбеяна или Этнографический музей Армении в Сардарапате. Однако в обоих очагах культуры имеется своя коллекция ковров, среди которых арцахское наследие может затеряться. Да и условия хранения этого вида изделий оставляет желать лучшего: сырость и микроорганизмы способны нанести непоправимый вред шушинским экспонатам.

К концу зимы из МОНКС РА поступило другое предложение – в форме устного утверждения: шушинские ковровые сокровища будут размещены в Музее истории Армении в виде постоянной экспозиции. Вскоре и это решение повисло в воздухе, так как Исторический музей встал на капитальный ремонт, а в помещении, якобы предназначенном для Музея ковров Шуши, ремонтные работы еще не начались и вряд ли завершатся к концу июня. Ремонт планируется в ближайшее время и в Музее-институте архитектуры, что автоматически означает вынужденное выселение арцахских ковров на улицу.

"Музей ковров Шуши я создавал по крупицам, приобретая у арцахцев разных регионов старинные экспонаты, доставшиеся им от своих предков, - отметил Вардан Асцатрян и продолжил - Интерес к коврам у меня родился не только из большой любви к национальному искусству, раритетам, богатейшему культурному наследию нашего народа. Еще в студенческие годы, а это было в советскую эпоху, я обнаружил, что азербайджанцы разъезжают по Карабаху и скупают у армян родовые старинные ковры или обменивают эти ценные образцы на современные ковровые изделия, произведенные на фабричных станках. Я понимал, что их цель – присвоение армянского культурного наследия, к которой они шли всеми возможными путями еще с советского времени и которую в разы быстрее пытаются достичь сейчас, после 44-дневной войны. После освобождения Арцаха в начале 1990-х гг. я задумал спасти от потери этот уникальный пласт армянской культуры, уходящий корнями в древние времена, и собрать под одним кровом сокровищницу арцахского коврового искусства для потомков".

НА СБОР ЭКСПОНАТОВ УШЛО ОКОЛО 10 ЛЕТ, еще столько же в Шуши активно действовал музей, куда приезжали ценители этого вида декоративно-прикладного искусства и старины со всего света. Вардан Асцатрян не только выставлял редкие арцахские ковры, но и занимался их описанием, этимологией, систематизацией, изучал их символику, цветовую гамму, присущую ткачам Арцаха и других регионов. Музей ковров Шуши не успел обрести государственный статус и был оформлен как фонд, что вызвало немало проблем с эвакуацией его экспонатов во время войны. Тем не менее, владельцу коллекции удалось спасти от вражеских снарядов и дальнейшего разграбления со стороны оккупантов 170 ценных ковров. Около 180 арцахских ковров осталось в запасниках музея в Шуши и сегодня присвоено азербайджанцами, причем Вардан Асцатрян чуть ли не объявлен в розыск за "воровство" "древнего азербайджанского наследия" и "его незаконный вывоз в Армению".

"Мне предложили объединить ковры из моей коллекции с имеющимися в Музее истории Армении арцахскими коврами во временную экспозицию, что само по себе нонсенс, - говорит Вардан Асцатрян. – Шушинский музей таким образом растворится в другой музейной коллекции и перестанет быть важной во всех смыслах единицей. Да и временные экспозиции имеют обыкновение заканчиваться, и спасенные из Шуши ковры будут убраны в склады и забыты. Я недавно вернулся из Степанакерта, где пробыл около недели, однако судьба моего музея никого там не заинтересовала: представители правительства знали, что я буду в Арцахе, но не связались со мной, чтобы предложить что-либо действенное. В Армении же я недавно говорил с главами культурного ведомства, напомнив, что конец июня совсем близок. Меня в очередной раз попросили подождать с неделю для решения вопроса. Что касается "соседей", в конце мая в азербайджанской прессе появилась статья, где меня раз 10 обозвали вором и где говорилось, что я в Армении всем надоел со своими коврами, мол, времена нынче изменились и даже армянское правительство дает мне понять, что ковры - это азербайджанское наследие".

СОЗДАВАЯ МУЗЕЙ КОВРОВ, ВАРДАН АСЦАТРЯН БЫЛ УВЕРЕН, что делает благое дело, спасая от утраты один из видов армянского прикладного искусства, которым в старину и даже в ХVIII –ХIХ вв. славились арцахские мастера. Но сегодня, когда спустя более чем полтора года после войны в Арцахе единственный спасшийся после войны музей не вызывает интереса в правительственных структурах обоих армянских государств и лишь удостаивается пустых разговоров, Вардану Асцатряну ничего не остается, как развести руками.

"Иногда ловлю себя на мысли: а стоило ли затевать всю эту историю с созданием музея? Смотрю вокруг и обнаруживаю в армянском обществе печальную картину, схожую с эндогенным психозом, когда нации больше ничего не нужно: ни сохранения традиций и национальной культуры, ни продолжения поколений, ни родины. Такое же состояние было у византийцев, ассирийцев и других наций перед тем, как они растворились в других народах, - заметил Вардан Асцатрян. – Единственный в мире музей армянских ковров, где экспонаты имеют точную атрибуцию, никому не нужен: ни правительству, ни людям, ни известным благотворителям, которые знают о судьбе музея, но ни разу не предложили ему свою помощь. Если через 10 дней в Музее-институте архитектуры меня попросят забрать коллекцию ковров, что мне с ней делать? Вынести на Вернисаж?".

Магдалина ЗАТИКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image