ВМЕСТО УНИКАЛЬНОГО КНИЖНОГО МАГАЗИНА КАФЕ?

25 июля, 2022 - 20:59

Знаменитый книжный магазин на проспекте Маштоца превращается в кафе. Об этом на своей странице в Facebook-е написал заслуженный архитектор Армении Грач Погосян.

"Это меня очень расстроило. Перерезана очень важная вещь - связь времени, памяти. Я понимаю: все в этой жизни временно, ничто не вечно. Наш Ереван становится городом-воспоминанием: кафе "Козырек", Пончиканоц, Поплавок, Летний кинотеатр "Москва", Дом молодежи и т. д. Исчезает, точнее, уже исчез тот Ереван - теплый и дружелюбный. Нет тех людей, ушла эпоха. Бесконечно жаль..."

CТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕРЕВАНЦЕВ НАВЕРНЯКА ПОМНИТ, ЧТО по пр. Маштоца, 45 в 50-е годы прошлого века находился табачный магазин. Позже он превратился в магазин музыкальных инструментов (его еще называли нотным), в котором продавались и книги. Мастер по изготовлению мебели Оганес Нагашян оформил магазин в неповторимом восточном стиле. В 1990-х гг. магазин купил Андраник Шогунц, и он уже до последнего времени действовал в качестве книжного. Там продавалась букинистическая литература, сувениры, картины, открытки.

Оганес Нагашян - знаменитый мастер-краснодеревщик, которого считают основателем армянского стиля в мебели, названном "нагашяновским". Он родился 16 января 1876 года в Канакере. Здесь окончил школу. Неизвестно, что заставило подростка покинуть отчий дом и пешком за семь дней добраться до Тифлиса. Не имея средств к существованию, он стал вырезать из дерева игрушки и продавать их. Его заметил прохожий, у которого была мебельная мастерская. Он взял мальчика к себе, предоставил ему кров, питание и вместе с несколькими его сверстниками принялся обучать искусству деревообработки.

Изучив профессию мастера-мебельщика, Оганес переехал в Александрополь, где организовал мастерскую по изготовлению, как тогда говорили, "изящной" мебели по индивидуальным заказам. Ее изготовляли многие мастера по французским образцам, добавляя армянские элементы. Но вскоре все изменилось.

Мебель иногда называют "малой архитектурой", потому что она, как правило, является отражением своего времени и копирует тенденции архитектуры большой. Судьбоносной для Оганеса стала встреча с Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Общаясь с ними, он понял, что национальное в искусстве – понятие более широкое, чем орнамент. И примером тому может служить армянская архитектура с ее особыми формами и пропорциями. Нагашян стал изучать исторические памятники, замерять их, делать зарисовки. И это отразилось в его последующем творчестве. В тот период им изготовлены также входные двери Русской церкви в Карсе и Русской Николаевской церкви - в Ереване.

C 1920 года он стал работать в Ереване. Собирал многочисленные мебельные гарнитуры и малые элементы декоративно-прикладного искусства из дерева разных пород. Его мастерская стала местом общения творческой интеллигенции. Здесь бывали архитектор Торос Тороманян, художник Степан Агаджанян, писатель Ваан Миракян, врач Григор Арешян.

Оганес Нагашян является автором мебели Публичной библиотеки в Ереване, Дворца пионеров, некоторых вузов и госучреждений. Преподавал в Ереванском политехническом институте и в строительном техникуме. В 1946 году стал членом Союза художников Армении. В 1947 году он принял участие в выставках в Москве, Ленинграде, Киеве. В начале 50-х сделал мебель для Матенадарана. Трудно представить, что она сотворена руками почти восьмидесятилетнего мастера.

Скончался он в 1968 году в возрасте 92 лет. В 1974 году его дочь Вардуи издала монографию "Деревянное искусство Оганеса Нагашяна". А в январе 1975 года в Историческом музее Еревана открылась персональная выставка его работ с присутствием скульптора Ерванда Кочара, историка искусств Левона Ахвердяна, других известных деятелей культуры.

НА ПРОТЯЖЕНИИ 27 ЛЕТ ЯВЛЯЛСЯ ПРОДАВЦОМ КНИГ В ЭТОМ МАГАЗИНЕ КАРЕН ГАСПАРЯН. В беседе с корр. "ГА" Карен напомнил, что в магазине продавалась художественная литература на разных языках, альбомы всемирно известных художников, книги о современной философии, также букинистическая литература. Именно поэтому зачастую магазин называли букинистическим.

"Сегодня многое из нагашяновской мебели утрачено. Новое время, новая архитектура подчиняют себе "малую архитектуру". Но там, где она осталась, ее необходимо сохранить как уникальные образцы национального мебельного искусства, носящего имя своего создателя. Что будет с уникальной мебелью я не могу сказать",- отметил Гаспарян.

Новый владелец книжного магазина сообщил, что ни о каком разрушении речи идти не может. "Хочу заявить, что это мой любимый книжный магазин. Действительно, я там планирую открыть кафе, но все внутреннее оформление останется прежним. Более того, в кафе будет действовать небольшой книжный магазин. В сентябре вы в этом убедитесь сами", - сказал он.

Хочется надеяться, что это не просто слова. Многие на страницах в социальных сетях выражают сомнения в искренности слов нового владельца. И их понять можно. За последние десятилетия мы не раз становились свидетелями, что делают новые хозяева, приобретая тот или иной исторический объект. К примеру, как понять слово "небольшой книжный магазин" и как впишется кафе в уникальный интерьер Нагашяна?

"Там все снесут, не сомневайтесь. Все старое, милое, растрепанное, крошащееся в пальцах; все бесполезное и непригодное, то есть самое дорогое сердцу, - снесут. Все хорошее тоже снесут, потому что это тупые машины, механические боевые слоны, у них ничего не болит, они ни от чего не плачут". Эти слова написала известная писательница Татьяна Толстая после разрушения одного из исторических зданий в старом Арбате в Москве. Очень не хотелось бы, чтобы эти слова стали пророческими и для уникального книжного магазина.

Тигран МИРЗОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image