Варвары и «культурные» мародёры XXI века: Азербайджан продолжает уничтожать и присваивать уникальное наследие Арцаха
Известно кто громче всех кричит «держи вора». А кто активнее всех ворует чужое культурное наследие? Правильно – кочевники, варвары, рядящиеся в тогу цивилизованности. Да, бакинская официальная пропаганда продолжает активно и в самой мерзкой форме искажать и присваивать древнее культурное и духовное наследие армян Арцаха (Карабаха).
Для начала напомним, что термин «азербайджанец» в применении к перекочевавшим в Закавказье «татарам» появился лишь в начале 20 века, после того, как они примерно двумя столетиями раньше стали вести частично оседлый образ жизни. Но психология кочевника, руководствующегося излюбленным принципом «раз ступив на чужую землю, считай её своей», осталась: по сей день азербайджанские псевдоаналитики самым наглым образом извращают историю региона, пытаясь оправдать притязания «кавказских татар» на территорию не только Карабаха (Арцаха) и Армении, но других соседей с древнейшей историей (Грузии, Ирана и др.), вместе с их уникальным культурным наследием.
Надо отметить, что с момента образования советского Азербайджана примерно сто лет назад и нелегитимного включения Нагорного Карабаха в состав этого квазигосударства бакинские власти вели целенаправленную политику по планомерному уничтожению на подконтрольной им территории религиозных очагов армянского народа и созданных им за многие тысячелетия памятников. Некоторые же особо значимые духовно-культурные объекты недавние кочевники пытались присвоить. При этом вандалов не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве.
В общем, бакинскими властями делалось всё, чтобы исказить и приватизировать историю Арцаха, с тем, чтобы обосновать попытки оккупации Нагорного Карабаха. С приходом к власти Алиева-младшего данная кампания обрела ещё больший размах и конкретику.
Нынешний военно-политический режим Азербайджана окончательно раскрыл свою неприглядную, точнее, террористическую суть в ходе недавней «сорокачетырёхдневной войны», взяв под прямой прицел христианские святыни Арцаха. В частности, были нанесены ракетные удары по главному символу г. Шуши – Собору Сурб Аменапркич Казанчецоц (Собор Святого Христа Всеспасителя) 19 века.
«Они бьют по нашим духовным ценностям, в то время как мы восстанавливаем мечети», – прокомментировал в те дни данное святотатство тогдашний предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, справедливо разглядевший в нанесении целенаправленного двойного удара по шушинской церкви почерк запрещённой во многих странах террористической группировки «Исламское государство».
Имеется множество задокументированных случаев преднамеренного разрушения и вандализма в отношении армянских церквей, иных религиозных и культурных памятников со стороны азербайджанских вооружённых сил как во время боевых действий, так и после войны.
Настоятель степанакертской соборной церкви Покрова Пресвятой Богоматери отец Нерсес Асрян отмечает, что с момента своего создания Азербайджан поставил перед собой задачу уничтожать, присваивать и искажать армянское духовное и культурное наследие, закрыв в 1930-е годы Арцахскую епархию Армянской Апостольской Церкви. В данном контексте отец Нерсес выделяет политику «албанизации» духовных памятников Арцаха, замечая при этом, что почерк азербайджанских властей по сей день не изменился – одной из главных мишеней в ходе 44-дневной войны, как и во время предыдущих агрессивных войн, стали арцахские святилища.
Известный российский архитектор Никита Шангин, посетивший после кровавой азербайджано-турецкой террористической агрессии 2020 года Нагорный Карабах для ознакомления с ситуацией на месте и проведения научных исследований, категорически осудил совершаемые азербайджанской стороной преступления и потребовал положить конец вандализму и антиармянской политике. «То, что я увидел и почувствовал, не вписывается в область человеческого разума. Произошедшее является культурным геноцидом и напоминает преступления, совершённые против армянского народа в Османской Турции в начале прошлого века, тот же средневековый почерк», – подчеркнул он.
При этом «верхом проявления цинизма Алиева» Шангин назвал церемонию закладки под руководством бакинского диктатора фундамента мечети в центре Гадрута, в котором никогда азербайджанцы не проживали.
Касаясь изменения наружности армянской церкви Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя) в оккупированном Шуши, архитектор заметил, что видит в этом далеко идущие цели и более «тёмные планы». «Я слышал, что эти злодеи пытаются приписать армянский христианский памятник агванам. Но я уверен, что у них ничего не получится. Когда-нибудь фальсификаторы истории будут привлечены к ответственности. Просто это чуть запаздывает», – сказал Шангин.
Тем временем судьба более 2000 армянских памятников на территориях, оказавшихся под контролем Азербайджана, находится под серьёзной угрозой. Среди них 13 монастырских комплексов, 122 церкви, 52 крепости и 523 хачкара. Как отмечалось выше, параллельно с пещерным варварством продолжается процесс «культурного» мародёрства, то есть «албанизации», а точнее – «удинизации» армянского наследия Арцаха.
Историк Мгер Арутюнян считает, что недостаточно перечислять уничтоженные или присвоенные церкви, а надо систематизировать информацию о них, комментировать, доводить реальные факты до кругов, которые могут давить на Азербайджан и действенно парировать дезинформацию азербайджанской стороны. В качестве примера фальсификаций Арутюнян отметил, что если в советское время в Шуши были всего две мусульманские мечети, то сегодня азербайджанские пропагандисты называют цифру 17. Кроме того, по его словам, бакинские лжеученые цинично искажают топонимы. Арутюнян призвал специалистов усерднее работать в борьбе против этого, создавать сайты для распространения соответствующей литературы и информации, представляя миру объективные факты.
Нельзя обойти вниманием также тот факт, что политизация культурной и духовной сфер со стороны Азербайджана наносит конкретный вред и православным гражданам Нагорного Карабаха – русским, белорусам, украинцам и представителям других славянских национальностей. Члены «Русской общины НК» не раз выражали свою обеспокоенность в связи с уничтожением армяно-русского наследия в карабахских районах, перешедших под контроль Баку. При этом они строго осуждают вовлечение в процесс присвоения и искажения идентичности армянских храмов православных священников и гражданских лиц.
Православные Нагорного Карабаха также обеспокоены отсутствием доступа к кладбищам Шуши, Гадрутского района, Физули (с 1827 года город Карягино, переименован в 1959 году), на которых похоронены их предки, освобождавшие и присоединившие эти земли к Российской империи в ходе Русско-персидской войны (1804-1813 гг.), а также тысячи русских и других православных, умерших в последующие годы, вплоть до 9 ноября 2020 года.
Как видим, от безбожной бакинской политики сегодня страдают не только вековые храмы и камни, несущие на себе печать древности и содержащие вселенский смысл, но и живые люди разных национальностей и вероисповедания, в том числе удины, которых политический режим Азербайджана использует в качестве разменной монеты в своих грязных играх, превратив представителей духовенства этого древнего и достойного народа в клоунов своего дешёвого цирка. Настоящие удины, которых связывает многовековая история с арцахцами, должны сами сорвать маски с этих позорных лицедеев…
Напоследок отметим, что в судьбоносные периоды армяне и, в частности, арцахцы, сумели преодолеть кажущиеся непреодолимыми трудности во многом благодаря своей непоколебимой вере. И не случайно враг постоянно целится в христианские святыни. Сегодня, в 21 веке, мы становимся свидетелями нового, беспрецедентно дикого варварства преступной бакинской власти. Призвав на помощь международное террористическое отребье, Алиев при активной военно-политической поддержке Турции продолжает уничтожать в Арцахе уникальное культурное и духовное наследие древнего армянского края. При этом варвары, прибегая к различным приёмам словоблудия, пытаются предстать внешнему миру в тоге цивилизованности.
Но потерпит ли Бог такого издевательства над святынями?..
Ашот Бегларян, Степанакерт
Добавить комментарий