Туристический бизнес на границе Армении: истории тех, кто решился основать тут дело

4 августа, 2022 - 16:42

После карабахской войны 2020 года границы Армении изменились, и какие-то поселения получили статус приграничных. Несмотря на это, именно в послевоенный период нашлось немало предпринимателей, которые решили тут основать бизнес или расширить свое дело. Причем они объявляют, что считают это лучшим способом укрепить границы страны.

Бизнесмены, создавшие гостевые дома и гастродворы в приграничных областях Армении – Тавуше, Сюнике и Вайоц Дзоре, рассказывают, почему они решили начать дело там, где теперь совсем не просто жить и даже небезопасно. Они рассказывают об особенностях своего бизнеса, возможностях развития и о том, какого типа участия и содействия ожидают от государства.

«Лучшая модель защиты приграничных поселений»

Гарик Пайтян решил начать бизнес в приграничном селе Норашен Тавушской области несколько лет назад. Свое решение основать гастродвор и гостевой дом объясняет тем, что о приграничных поселениях в стране вспоминали только во время инцидентов на границе, что он считал несправедливым и недопустимым:

«Я хотел, чтобы больше внимания уделялось возможностям региона, потенциальным инвестиционным проектам. Но о приграничных селах говорили только в случае стрельбы. У меня было огромное желание что-то изменить в селе, откуда я родом – Норашене. И моя бизнес-идея основывалась исключительно на этом желании, а не на четко просчитанном бизнес-проекте».

Объясняет: десятилетиями приграничные общины Тавуша были частью замкнутого круга. Сюда не приезжали туристы, потому что здесь не было никаких туристических предложений – ни ночлега, ни других услуг, а потенциальные инвесторы не вкладывали, потому что не приезжали туристы. Гостевой дом «Зорак», который основал Гарик, был в регионе первым.

«Кто-то должен был разорвать этот порочный круг. Думаю, это были мы, как бы нескромно это ни звучало. И, следуя нашему примеру, сегодня разные люди инвестируют и открывают гостевые дома в окрестностях»,- говорит он.

Гарик покинул Норашен вместе с семьей в 12 лет. Возвращение к своим корням он считал необходимостью, а его семья – регрессом.

«Моя семья уехала из села в надежде на лучшую жизнь. И они, естественно, были против того, чтобы я вернулся. Считали, что это шаг назад. Я решился начать тут бизнес из любви к своему родному селу, чувствуя социальную ответственность. И уверен, что со временем наше дело станет прибыльным»,- говорит Гарик.

По его мнению, развитие туризма – лучший способ сделать жизнь в отдаленных приграничных селах интереснее и удержать тут молодежь. Более того, может стать лучшей моделью для их укрепления, защиты, если возрастет и внимание со стороны государства:

«То, что мы уже сделали, я думаю, должны были сделать либо администрация села, либо правительство. К сожалению, они не считают туризм приоритетным направлением в нашем регионе, и в этом смысле почти ничего не предпринимают».

Неотложной задачей Гарик считает улучшение инфраструктуры приграничных сел:

«Лучшее, что государство может сделать для региона, – это построить дорогу, она облегчит жизнь и местным жителям, и туристам. Говорю о дороге через Берд, Чамбарак, Ицакар, Гандзакар. Сейчас заасфальтирована самая длинная, извилистая дорога, которая еще и ближе к границе. То есть привели в порядок самый неудобный маршрут. Не решена в Норашене и проблема с водой. И все эти жизненно важные вопросы не решаются годами».

По мнению предпринимателя, причина в том, что нет стратегии долгосрочного развития:

«Не рассматривается дальнейшее развитие, по крайней мере, в нашем регионе. А те формальности, которые есть на бумаге, не выполняются, либо просто нереальны и не могут быть реализованы».

Бизнесмен подчеркивает: если приграничным общинам будут уделять должное внимание, ни жители, ни инвесторы не покинут их.

«Залог успеха приграничного бизнеса – долгосрочный мир»

В селе Гомк приграничной области Вайоц Дзор проживает около 40 семей. Карен Асланян здесь прошел военную службу, тогда и решил, что купит в этой деревне дом и постарается превратить Гомк в туристический центр.

«Все, кто слышал о нашей идее, думали, что мы с женой сошли с ума. Никто не верил, что в Гомке можно развивать туризм. Говорили: «Даже местные сюда не приезжают, с какой стати будут иностранцы приезжать?» Никто не верил в успех»,- вспоминает Карен.

Но супруги все же купили дом в Гомке и основали первый в этих краях гостевой дом. Позднее организовали и другие услуги, привлекающие туристов: рыбалку, верховую езду, пешие походы по историческим и культурным достопримечательностям.

Сегодня зона отдыха «Бенсон», которую создала семья Асланян включает в себя 3 гостевых дома, рыбную ферму и конюшню. Для эффективности бизнеса нанимаются работники. К тому же, другие жители села также стали предлагать туристам какие-то услуги. Гомк становится все более привлекательным для гостей, вместе с тем активизируется и жизнь самого села и его жителей.

Карен Асланян не скрывает – вести бизнес в приграничном поселении сложно:

«Чтобы преодолеть трудности, человек должен всем сердцем быть предан своему делу. Есть много сложностей, которые возникли в период пандемм коронавируса, есть и послевоенные проблемы. Но чем сложнее вести бизнес, тем упорнее мы работаем».

Бизнесмен подчеркивает, залогом успеха приграничного бизнеса является долгосрочный мир. Именно этого содействия ждут предприниматели от правительства, а также помощи в распространении информации о туристическом потенциале Армении на международных площадках. Ожидают, что это поможет встать на ноги и селам, и их жителям.

«Было бы хорошо, если бы государство помогало общинам строить дороги и сбывать продукцию, произведенную сельскими жителями. Тогда крестьяне будут с большим энтузиазмом работать, будут уверены, что у них есть опора. Наша страна начинается с границы и приграничных деревень. Чем прочнее будут границы, тем безопаснее будет для всех».

«Сюник больше всего нуждается в поддержке»

Арсинэ Саакян «усыновила» 5 приграничных сел Сюникской области на юге Армении. Она говорит, что эта идея пришла ей в голову, когда увидела в Facebook-е видео, снятое друзьями в селе Нжде, жители которого один за другим его покидают. Это приграничная деревня, где остались только 22 семьи.

«Потеря сына, который погиб на войне  2020 года, была тяжелым ударом. Я была сломана, ничего не могла делать. Увидев это видео, почувствовала, что могу, должна поехать спасать пустеющую деревню. Каждый день обдумывала, какие бизнес-проекты могла бы начать в селе, чтобы у людей была работа, они могли бы нормально жить, как обеспечить сюда поток туристов»,- вспоминает Арсинэ.

Скоро она решилась переехать из Еревана в приграничный Сюник и начать проекты развития сел. Сначала купила дом в деревне Бнунис, рядом с селом Нжде. Затем превратила его в гостевой дом, назвала его «Дом Эдгара» в честь погибшего сына и решила, что его двери всегда будут открыты для всех, в том числе и тех, кто не сможет заплатить.

«Перед армией сын обещал мне, что вернется со службы и купит землю в приграничном селе, построит дом. Переехав сюда, я, в первую очередь, хотела осуществить мечту сына. А почему Сюник? Потому что это самая слабая и самая уязвимая после войны область. Сюник больше всего нуждается в нашей поддержке. Это родина, которую защищал мой сын, и я обязана защитить ее»,- говорит Арсинэ.

Чтобы правильно вести дело, она пошла учиться в школу социального предпринимательства, затем уже основала еще и социальное предприятие «Арсинэ-Нжде».

Сегодня «Дом Эдгара» предлагает не только ночлег и питание приезжающим сюда туристам, но и организует пешие и экскурсионные туры, сельские мастер-классы. Еще она создала в Бнунисе швейную мастерскую, где работают женщины села.

Арсинэ говорит, что по ее задумке переезд в приграничный Сюник должен был еще и послужить примером другим:

«Я переехала сюда, чтобы помочь местным жителям вернуть свою волю, энергию, надежду, чтобы стать примером для тех, кто живет за рубежом или далеко от границы. Хотела, чтобы при выборе места постоянного проживания они рассматривали и возможность переезда сюда, а не только в Ереван».

Гордится, что ее пример уже принес плоды:

«После меня в эти места уже переехали две семьи, собираются переехать еще две. Люди звонят, интересуются, просят найти подходящий дом. В деревню возвращаются люди, двери домов которых годами были закрыты. Сейчас они ремонтируют их, чтобы превратить их в гостевые дома. И мне нравится наблюдать за всем этим».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image