Трагедия талышского народа в Азербайджане: Талыши стали пушечным мясом в войне Алиева за сохранение власти. Аналитика и факты
В Азербайджане всегда стоял вопрос лояльности коренных народов этого гособразования к самому государству и его идеологии. Дело в том, что после распада СССР и обретения независимости Азербайджаном идеология, основанная на «общей истории» тюркских народов и агрессивном пантюркизме в целом, стала господствующей в республике. Во время разгорания конфликта в Нагорном Карабахе перед властями Азербайджана стоял непростой вопрос мобилизации всех слоев населения на борьбу с «оккупантами».
На фоне распространения агрессивных пантюркистских настроений, отвергающих все нетюркское, численность национальных меньшинств в республике доходила почти до трех миллионов человек. И перед тираном Алиевым стоял вполне логический вопрос: каким же образом привлечь представителей коренных народов к своей вооруженной авантюре в Нагорном Карабахе? Причем, этот вопрос оставался вполне актуальным также и после окончания первой карабахской войны и во время подготовке ко второй войне.
Ни для кого не секрет, что за все время существования независимой Азербайджанской республики бакинский режим делал все для ассимиляции нетюркских народов и пресечения их освободительной борьбы. Тут дело касается в основном талышей, как самого многочисленного коренного этноса на территории Азербайджана. Кроме того, с начала 2000-х годов в Азербайджане начали активизироваться освободительные движения талышей, и были осуществлены некоторые проекты вне пределов республики, в частности, Талышское радио и впоследствии Талышское Национальное Телевидение (ТНТ). Естественно, данные проекты не могли не волновать руководство Азербайджана и их турецких кураторов, ведь, как оказалось потом, распад Азербайджанской республики и усиление Армении не входило в планы тех силовых центров, которые имели и имеют жизненные интересы в этом регионе. ТНТ приходилось работать под огромным давлением. Периодически предпринимались попытки пресечь деятельность проекта. Так, в 2018 г. по запросу азербайджанской стороны в Москве был арестован один из символов и вдохновителей талышей, лидер Талышского национального движения Фахраддин Абосзода. А в феврале 2019 г. спецслужбы Азербайджана при помощи разных ухищрений выкрали Фахраддина Абосзода и специальным рейсом увезли в Баку. 14 февраля 2020г. решением Бакинского суда Абосзода был приговорен к 16 годам лишения свободы.
На самом деле для бакинского режима устранение Абосзода являлось на тот момент жизненно важной задачей, так как его нахождение под стражей и выдача Азербайджану сыграли роковую роль в последующей деятельности Талышского национального движения. Ведь уже тогда вырисовывалась дальнейшая картина в регионе — все шло к войне, и алиевскому режиму надо было любой ценой обезопасить свой тыл, не дать талышам поднять голову и пресечь любые попытки их дальнейшей борьбы за независимость. Ведь в течение последних лет все громче звучали призывы разных представителей талышского народа не участвовать в политической авантюре преступного режима в Арцахе. Алиеву и его турецким покровителям позарез нужна была живая сила, и любой демарш талышей мог бы подорвать намеченный план. Неслучайно ровно за месяц до начала боевых действий в Арцахе, 23-го августа 2020 г., на азербайджанском интернет канале «Real TV» была опубликована программа небезызвестно азербайджанского пропагандиста, близкого к правящим кругам журналиста Мир-Шахина Агаева под названием «Xainlər» (предатели). В этой программе Агаев детально рассказывает про Талышское национальное движение, ставит акцент на деятельности Фахраддина Абосзода и заявляет, что он был завербован армянскими спецслужбами и долгое время работал против Азербайджана. Параллельно Агаев касается также и других лиц, которые в разные периоды были вовлечены в Талышское национальное движение. Но гвоздем программы являлся именно Абосзода. Подобным образом бакинские пропагандисты готовили общественное мнение к тому, что молодые талыши ни в коем случае не должны думать о самоопределении и должны верой и правдой служить своей «родине» Азербайджану, при этом, становясь носителями идеи азербайджанства (azərbaycançılıq). На деле это означало, что ровно через месяц многие из этих ребят будут отправлены в самое пекло боевых действий в Арцахе в качестве пушечного мяса и погибнут за идеи чуждого им по определению пантюркизма.
Для усиления пропагандистского эффекта в период войны в средствах массовой информации Азербайджана и азербайджанском сегменте социальных сетей периодически появлялись фотографии из оккупированных населенных пунктов и городов Арцаха, где на стенах городов красовались надписи «TALIŞ», как бы подсказывая общественности, что талыши являются истинными сынами Азербайджана и, проливая кровь, «освобождают историческую территорию от гнусного врага», а также успевают краской написать название своего народа на стенах зданий в стиле граффити. Параллельно, однако, в талышских группах социальных сетей все больше высказывалось недовольство тем, что погибших талышей отправляют в мир иной по-турецки, выкрикивая разные пантюркистские лозунги и махая турецкими флагами во время церемоний захоронения. Однако, как они уже успели убедиться, война в Арцахе осенью 2020 г. ничего хорошего талышскому народу ни принесла, а Фахраддин Абосзода в лучших традициях турецкого символизма был убит в тюрьме 9 ноября 2020 г. — в день падения Шуши.
Стоит отметить тот факт, что усиление влияния Талышского национального движения среди талышей вынудило бакинские власти создать подконтрольные им талышские организации и стараться продвигать свою повестку еще до начала войны. Так, 7-го декабря 2019 г. в Баку был создан Общественный Совет Талышей Азербайджана (ATİŞ). Созданная при прямой поддержке бакинских властей структура на словах должна была заниматься сохранением и развитем талышского языка и культуры. При создании данного совета учредители структуры выступили с заявлением, что правительство страны не уделяет должного внимания проблемам талышей и других национальностей, проживающих в республике. В конце заявления говорится следующее: «Мы надеемся, что этот наш шаг найдет поддержку среди прогрессивных граждан и демократических сил нашей страны. Наша деятельность служит формированию в мире положительного толерантного имиджа Азербайджана и укреплению государственных традиций, а также становлению гражданского общества и правового государственного строительства. Мы — граждане Азербайджанской республики талышского происхождения будем стараться в этом направлении».
Очевидно, что в отличии от Фахраддина Абосзода, прикарманные талышские деятели и структуры служат только одной цели — сохранение Азербайджанской республики в нынешнем виде и продвижение идеи азербайджанства, при этом, похоронив все здоровые попытки самоопределения талышского народа. Кроме того, бакинские спецслужбы еще до начала войны активизировали своих агентов среди талышских так называемых «интеллигентов» в России, главным образом в Москве, и других странах, которые с большим рвением взялись защищать «территориальную» целостность Азербайджана, особо подчеркивая, что талыши должны самоопределиться только в рамках азербайджанского государства. Однако же дабы не «спалиться», им было разрешено иногда совершать некоторые нападки в сторону Азербайджана. Следует также отметить, что тот же Аликрам Гумбатов даже издавал многочисленные «фетвы» во время войны, призывающие бороться против «армянских захватчиков».
В послевоенный период проблема талышского самоопределения и ассимиляции никуда не делась и продолжает оставаться довольно острой для талышей Азербайджана. Более того, после окончания второй арцахской войны, в республике идеи тюркского единства и более тесного союза и интеграции с Турцией приняли небывалые ранее обороты, связанные с открытой поддержкой «старшего брата» — Турции Азербайджану всеми доступными способами во время войны. Кроме того, согласно некоторым данным, дальновидное руководство Азербайджана разместило несколько групп воевавших во второй арцахской войне сирийских боевиков в особых резервациях на территориях компактного проживания талышей. Также продолжается негласный запрет на использования слова «талыш» в республике.
Даже этническая территория талышей – Талышистан — официально называют южный район или южная зона (cənub bölgəsi). Все те представители талышей, которые пытались хоть как-то говорить о проблемах ассимиляции, потери языка и культуры, явной дискриминации со стороны диктатуры Алиева, подвергаются гонениям и репрессиям. Так, в июле 2020 г. Службой государственной безопасности Азербайджана был задержан один из ярких талышских активистов Аслан Гурбанов, которого сразу же провозгласили «большим сепаратист».
Он был обвинен в антигосударственной пропаганде. 15-го апреля 2021г. Гурбанов был приговорен к 7 годам лишения свободы. До этого он, конечно же, подвергался жестоким пыткам и насилию в следственном изоляторе СГБ.
После окончания войны ветераны-талыши, впрочем, не только они, оказались ненужными своей «освобожденной родине» и были брошены на произвол судьбы без должной социальной и медицинской защиты. Государство отказывается выплачивать им пособия и пенсии, а покалеченные на войне ветераны не могут добиться инвалидности, либо степень инвалидности понижается, чтобы сэкономить на своих «героях». Неслучайно, только в последнее время десятки участников войны решили добровольно свести счеты с жизнью из-за нечеловеческих социальных условий и психологических травм, полученных, вероятно, в результате совершенных ими военных преступлений. В настоящее время судьба талышей в Азербайджанской республике, увы, в условиях нынешней диктатуры представляется отнюдь не радужной.
Рашад Ликидж
Добавить комментарий