Рано или поздно события заставят российских военнослужащих, находящихся в регионе, или уйти, или воевать

8 сентября, 2022 - 11:53

Собеседник медиахолдинга  «Иравунк» -  известный эксперт-международник  Григорий Трофимчук.

-30 августа 2022г. в посольстве Турции в Азербайджане состоялся официальный прием, на котором первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба Азербайджана, генерал-полковник Керим Велиев заявил: «В настоящее время предпринимаются необходимые шаги по адаптации азербайджанской армии к современной модели армии, особенно к стандартам вооруженных сил Турции». Разве процесс адаптации не закончен? Можно ли с уверенностью сказать, что во время 44-дневной войны азербайджанской армией руководили турецкие генералы?

- В Азербайджане никогда и не скрывали, что взаимодействие с Турцией в военно-технической сфере находится на самом высоком уровне. Сегодня сотрудничество осуществляется абсолютно открыто, при этом азербайджанская сторона часто уточняет, что и сама она чего-то стоит, в отличие от обвинений в том, что является как бы турецким придатком. В принципе, последняя карабахская война всё это чётко показала: азербайджанская армия явно повысила свой потенциал, и не признавать это было бы странно. Странно, что армянское военно-техническое развитие стоит на месте после такого удара. При этом процесс адаптации азербайджанской армии под нужные военные стандарты далеко не закончен, так как в реальности, как всегда, в отличие от заявлений, это процесс не быстрый. Турецкие специалисты, очевидно, консультировали своих коллег в Баку до начала и в ходе самой войны, но в этом тоже нет никакой сенсации, тем более что послевоенная азербайджано-турецкая Шушинская декларация всё расставила по своим местам: Турция является первым и главным, ключевым союзником Азербайджана. Сама же турецкая армия при этом, что интересно, пока ещё не участвовала в реальной современной войне, а по отдельным войсковым операциям или журнальным публикациям, пусть даже самого серьёзного уровня, судить о боевой форме трудно. В любом случае, если стоять на почве политического реализма, следует признать очевидное: азербайджанская армия - это противник серьёзный, по крайней мере, на уровне схожих «весовых» категорий.

 -Велиев в очередной раз отметил слова Гейдара Алиева «Одна нация, два государства».  Можно ли считать, что по смыслу становится абсолютно понятен дальнейший замысел руководства Азербайджана и Турции о создании союзного или единого государства? И как на это должна смотреть Россия?

- О создании «единых» государств много говорится, например, и в отношении Румынии с Молдовой, а также России с Беларусью. Так что азербайджано-турецкая пара здесь не выглядит одиноко. Но говорить - это одно, а реальность - совсем другое. Если говорить о текущей ситуации, то у Баку и Анкары нет разногласий. Но внутри Турции всегда протекают активные общественно-политические процессы, поэтому никто не даст гарантии, что те же США не предпримут усилий по приведению турецкого фактора в более приемлемый для себя вид и формат. Последний раз мы наблюдали такие попытки в 2016 и 2013 годах. А от этого напрямую зависит и состояние азербайджано-турецких отношений. В том числе по этой причине Баку старается не терять устоявшихся, проверенных связей с Москвой. Вашингтону явно поднадоела демонстративная турецкая самостоятельность, и долго терпеть он это не будет, тем более что Турция является членом НАТО. Россия смотрит на азербайджано-турецкий союз сквозь пальцы, хотя делать это становится всё тяжелее, так как не собирается рвать отношения ни там, ни там. Ну и наконец, следует отметить то, что многие в РФ стараются не отмечать: этот союз двух стран ждёт развития событий вокруг самой России, чтобы резко усилить своё влияние в регионе, надеясь, что он может стать «бесхозным». Но это политика, так что и здесь нет ничего сенсационного.

-Турция - страна НАТО. Можно ли считать, что недалек тот день, когда Азербайджан под полным влиянием Турции де факто, а затем и де юре, также станет членом военно-политического блока НАТО? 

- Теоретически, Азербайджан, конечно, может стать членом НАТО, но только для этого, с точки зрения Запада, в Баку должна появиться иная политическая формация власти, то есть абсолютно другие люди. Пока что почва для такого расклада не созрела. Но опасность для Баку всё же есть, ведь если США примут решение сделать азербайджанское энергетическое направление одним из ключевых для запитывания Европы, то возникнет опасность попытки здесь смены власти неконституционным путём. Ведь в случае создания такого альтернативного, антироссийского канала сырья и Азербайджан, и главное, Турция должны быть, с точки зрения Вашингтона, полностью избавлены от всевозможных случайностей и попыток диктовать Западу свои условия.

  -Как вероятное вхождение Азербайджана в НАТО может угрожать безопасности в первую очередь тех стран, с которыми граничит Азербайджан на суше – это Россия, Армения, Грузия, Иран, и со стороны Каспийского моря – Казахстан и Туркменистан?

- Пока что такой вероятности нет. Как я уже сказал, с точки зрения Запада, для этого должны созреть или быть созданы вполне конкретные политические условия. Многое зависит от развития сегодняшних процессов вокруг Украины. Да и саму Армению Запад со счетов не сбрасывает, просто ждёт удобного момента. Пашинян, прежде всего, не устраивает Запад своей, если так можно выразиться, инфантильностью: если до своего премьерства он выглядел в значительной степени как антироссийский политик, то теперь стал предельно нерешительным в этом отношении. Поэтому для США нет необходимости сильно давить именно на Азербайджан. На Южном Кавказе достаточно появления двух стран-членов НАТО, причём в любой комбинации, начиная с Грузии. Вашингтону можно не спешить, так как 2022 год многое отрегулирует сам. Что касается стран Центральной Азии, Казахстана и Туркменистана, то для их усмирения теперь уже имеется наготове Афганистан, из которого могут быть открыты ворота для дестабилизации региона в любой момент. И тогда этим странам будет уже не до НАТО. Кстати, радикальные силы оттуда точно в такой же степени могут угрожать и Ирану.

 -Поздравляя турок  со 100-летием битвы при Думлупынаре, Алиев с упоминанием турецко-азербайджанского союза и  Шушинской декларации,  недвусмысленно говорит о том, что Баку не бросит Анкару в конфронтации с Афинами и выполнит союзнические обязательства. Почему, по - Вашему, никак не оформляется союз Армении с Грецией, Кипром и Францией? Какой может быть реакция России на такие пассажи Алиева?

- Никакие союзы Армении с теми или иными государствами не могут быть реализованы вне рамок российско-армянского стратегического партнёрства. И не потому, что Армения якобы полностью несамостоятельна, находясь «под Россией». Просто пара Армения-Россия является примерно таким же союзом, как и Азербайджан-Турция, и не может делать несогласованных, резких внешних шагов. Это как, например, Баку бы заключил некоего рода договорённости с США в обход Анкары. Заявления Баку по всему спектру международных проблем не сильно беспокоят Анкару и Москву, так как Анкара знает о них заранее, а Москва понимает, что в реальности Азербайджан пока что не атакует ни позиции курдов, ни ливийцев, ни что-то ещё. Проще говоря, Турция пока что бережёт в этом плане Азербайджан как союзника, стараясь его не подставлять в тех делах, из которых выхода уже нет. Во всяком случае, до тех пор, пока Турция способна на всех операционных направлениях справляться сама. Греция- это отдельное направление, заслуживающее особого внимания, с учётом того, что американские базы там явно усиливаются, и это делается как раз с расчётом на то, что может наступить необходимость усмирения Турции.

 -Входило ли в планы России, или хотя бы подразумевалось, что победа турецко-азербайджанского тандема во второй карабахской войне настолько ослабит позиции России, что она вынуждена будет постоянно менять дислокацию миротворческого контингента, и в итоге не будет никакой уверенности, что в 2025 году российские миротворцы не покинут Южный Кавказ?

- Российские позиции зависят от целого комплекса военно-политических факторов, а не только от результатов карабахской войны. И когда эти факторы практически одновременно накладываются друг на друга, то ситуация получается совсем иная, иногда совсем нежелательная. Помимо событий 2022 года, напомню, в том же 2020 году, когда случилась карабахская война, произошла серьёзная дестабилизация в Беларуси. Другими словами, рычагов российского влияния на карабахские процессы остаётся не так уж и много, и армянской стороне важно это понимать. РФ - это не СССР, и с этой точки зрения её возможности так же не безграничны. Поэтому не стоит отдельным армянским силам своими руками сбрасывать ситуацию под откос. Во всяком случае, до тех пор, пока в той же Франции слабым президентам нет конца и края. Думаю, если бы вдруг во Франции появился сильный прозападный лидер, Россия мгновенно получила бы проблему и с Карабахом, а Ереван ушёл бы на Запад. К 2025 году, как говорится, утечёт много воды, а также крови, и обстановка вокруг Карабаха станет ещё серьёзнее. При этом надо понимать одно: Азербайджан неуклонно следует подписанному в ноябре 2020 года трёхстороннему соглашению, читая его буквально, и Россия пока что не знает, как на это на всё реагировать, ведь она сама всё это санкционировала. Рано или поздно события сами заставят российских военнослужащих, находящихся в регионе, или уйти, или воевать, в дополнение ко всем другим «пожарам». Пока что контингент стремится этого всеми силами избежать.

Саркис Саркисян

Москва- Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image