Гадрут должен обрести себя: прошло два года со времени оккупации древнего армянского края. Фоторяд

13 октября, 2022 - 20:38

Два года назад в эти дни, в разгар азербайджано-турецкой террористической агрессии, вошедшей в историю карабахского конфликта как «44-дневная война», был оккупирован Гадрутский район Республики Арцах.

С самого начала осенней войны 2020 года Гадрутский район стал одним из мест наиболее интенсивных боёв. Вражеский ракетно-артиллерийский обстрел усиливался с каждым днём, и мирных жителей пришлось эвакуировать. Многие, покидая под обстрелами свои дома, смогли взять с собой лишь документы.

Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян отмечает: «С первого же дня военных действий мирное население Гадрута, гражданская инфраструктура и постройки гуманитарного назначения были подвержены преднамеренным атакам со стороны вооружённых сил Азербайджана. 32 мирных жителя из Гадрутского района были убиты от ракетных ударов и в результате пыток и жестокого обращения со стороны вооружённых сил Азербайджана, из коих 73-летний Беник Акопян и 25-летний Юрий Адамян были демонстративно убиты на Гадрутской городской площади... 14000 жителей Гадрутского района были вынуждены покинуть свои дома, потеряв недвижимое и движимое имущество, работу и состояние… Власти Азербайджана на самом высоком уровне уничтожают и оскверняют духовные и культурные ценности, созданные коренным армянским населением района, о чём свидетельствует широко распространённое в социальных сетях видео, в котором президент Азербайджана демонстративно поручает удалить армянские надписи с церкви села Цакури…»

Исследования международных и армянских организаций по защите культурных ценностей констатируют, что сегодня во всех населённых пунктах Гадрута сносятся и уничтожаются армянские кладбища, а надгробия используются в качестве стройматериала для дорог. Под угрозой полного уничтожения оказались более 500 памятников истории и культуры: церкви, монастыри, хачкары, святыни. Совсем недавно в интернете появились фото- и видеоматериалы о полном уничтожении армянской церкви XVIII-ХIХ веков Сурб Саргис в селе Мохренес Гадрутского района. Согласно докладу мониторингового центра Caucasus Heritage Watch, указанный духовный объект, который действовал до 44-дневной войны, был уничтожен оккупантами в период с марта по июль 2022 года. Отмечается, что данный варварский акт является серьёзным нарушением постановления Международного суда ООН от декабря 2021 года, в котором содержится призыв к Азербайджану предотвращать подобные действия.

Гадрутский район (известный с древних времён под названием Дизак) занимает важное место в истории, культуре и духовной жизни Арцаха. Он испокон веков был заселён армянами, о чём свидетельствуют многочисленные исторические материалы и источники.

Согласно армянскому географическому труду VII века «Ашхарацуйц» Анании Ширакаци, Арцах являлся десятой провинцией Великой Армении и имел 12 гаваров (уездов): 1. Мьюс-Абанд, 2. Вайкуник, 3. Бердадзор, 4. Мец Иранк, 5. Мец Куанк, 6. Арчланк, 7. Муханк, 8. Пианк, 9. Парзканк, 10. Кусти, 11. Парнес, 12. Кохт.

Мьюс-Абанд с территорией свыше 2200 км2 включал в себя части нынешнего Мартунинского, Гадрутского (временно оккупированного Азербайджаном) и Аскеранского районов Республики Арцах. «Гавар, который находится на левом берегу реки Гурачай и на правом берегу речки Каркар, между вершин и в поле горных цепей Дизапайт и Кирс», – писал о Мьюс-Абанде в своей книге «Арцах» епископ Макар Бархударянц. Горные деревни Гадрутского района, расположенные на западных склонах горы Дизапайт, входили в состав провинции Бердадзор, а южные – в состав провинции Парзканк.

Гадрут-Дизак справедливо считается музеем под открытым небом. Район славится множеством монастырских комплексов и церквей, древних поселений, крепостей и светских сооружений. Сотни эпиграфических надписей, высеченных на многочисленных памятниках, раскрывают древние страницы истории Дизака, рассказывают об упорной борьбе местных армян за свою свободу и национальную самостоятельность.

«Жизнь армянского населения в Дизаке не прерывалась начиная с незапамятных времён, – пишет известный историк Шаген Мкрчян в своей книге «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха». – На месте опустошённых и разграбленных дикими ордами монастырей, церквей, крепостей и поселений строились новые. Создавались они в наиболее недоступных местах – в дремучих дебрях лесов, на каменистых склонах и на вершинах гор… Так продолжалось испокон веков. Непреклонная воля строителя-дизакца помогала бороться насмерть, побеждать и выживать…»

В разные периоды Дизак-Гадрут находился в составе Айраратского царства, провинции Арцах Великой Армении, Хаченского княжества, Армянского княжества Закаридов, Дизакского княжества. Дизакский район входил в образованное в 1747 году Карабахское ханство, а после того как ханство в 1805 году было присоединено к Российской империи, Дизак вместе со всем Карабахом стал частью России. До революции 1917 года эти земли относились к Шушинскому уезду Елизаветпольской губернии.

В советский период Гадрутский район входил в Нагорно-Карабахскую автономную область. При переходе на районное административно-территориальное деление 8 августа 1930 года в НКАО образовался Дизакскский район, переименованный 17 сентября 1939 года в Гадрутский район. В 1963 году Гадрут получил статус посёлка городского типа.

После распада СССР в 1991 году Гадрутский район стал составной частью Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), провозглашённой в соответствии с действовавшим тогда законодательством СССР и основополагающими нормами международного права. В ходе первой карабахской войны район в 1992 году был частично оккупирован Азербайджаном, а в 1993 году полностью освобождён Армией обороны НКР. С 1994 по 2020 годы Гадрутский район последовательно восстанавливался и развивался. Население занималось животноводством, земледелием, садоводством, добычей гранитного камня, ковроделием и т. д. До 44-дневной азербайджано-турецкой агрессии в городе Гадрут проживало порядка 5 тысяч, а в целом в районе – свыше 14 тысяч человек.

Дизак богат своей историей, духовной и материальной культурой, традициями и обычаями, характерами и нравами людей, диалектами и говорами.

Природа края неповторима по своей красоте. Сёла Гадрутского района, как правило, расположены в лесистых горах, в очень живописных местах, с цветущими садами и огородами. Гадрутцы отличаются трудолюбием, гостеприимством и особой кулинарной культурой. Они готовят вкусные национальные блюда, а про соления из местных овощей в народе и вовсе ходят легенды.

На высоком уровне в районе всегда находилось и виноделие. В СССР была известна марка «Гадрут», а в постсоветское время особо прославилось вино «Катаро» из деревни Тог. Оно экспортировалось из Арцаха в Армению, Россию и страны Запада.

История каждого гадрутского села содержит в себе много оригинального и примечательного. Выдающийся армянский актёр и режиссёр Ваграм Папазян, побывав в Гадрутском районе и восхитившись природой, духовно-культурным наследием, обычаями, бытом и нравами людей, произнёс фразу, ставшую в Карабахе крылатой: «Если Карабах – это золотое кольцо, то Гадрут – бриллиант в этом кольце».

На территории Гадрутского района насчитывается свыше 90 монастырей, церквей и часовен, построенных в период IV-ХIХ веков.

Одним из самых известных достопримечательностей Гадрутского района является двухэтажный дворец дизакских князей Мелик-Еганянов, представляющий собой интересный архитектурный ансамбль. Дворцовый комплекс, в который входят жилые, хозяйственные помещения и приёмная мелика Егана, является лучшим образцом гражданского строительства XVIII века. Дворец создавался в 20-30 годах XVIII века и дополнялся новыми сооружениями вплоть до середины ХIХ века. Несмотря на некоторые изменения, он сохранился практически в первозданном виде. Сооружение даёт наглядное представление о традиционно кавказских, в частности армянских жилищах XVIII-ХIХ веков. В последние годы здесь проводились реставрационные работы, по завершении которых предполагалось открыть на территории комплекса музей карабахского ковроделия и рукоделия.

Известный с раннего средневековья монастырь Гтчаванк, как пишет Шаген Мкртчян, с давних времён был одним из политических и духовных центров края. На территории комплекса сохранились великолепные хачкары, самый древний из которых датируется IX веком. До наших дней дошли многочисленные ценные рукописи, созданные здесь. Как отмечают специалисты, по своим архитектурным достоинствам и исключительно важной роли в культурной жизни края монастырь Гтчаванк стоит в одном ряду с такими шедеврами армянского церковного зодчества, как Гандзасар и Хутаванк (Дадиванк).

Раннесредневековый, уникальный в своём роде монастырь Охти дрни (Семь дверей) неподалёку от села Мохренес, согласно преданию, был построен единственной сестрой семи братьев, героически павших в борьбе с захватчиками. До сих пор сохранилась традиция зажигать семь свечей в монастыре в память о погибших братьях. На территории монастыря, вероятной датой строительства которого считаются 570-е годы, сохранились хачкары, древнейший из которых датируется X-XII веками.

Список значимых памятников в Гадрутском районе очень длинен. Приведём лишь небольшую часть из них. В селе Хцаберд – церковь Ехцун Дзор (1534 г.), часовня Техин Сурб (IX в.); в селе Ванк – монастырь Спитак Хач (1245 г.), старые часовни (1615, 1648, 1694, 1841 гг.); в селе Драхтик – церковь Григор Нарекаци (1645 г.); в селе Тог – церковь Сурб Ованес (1736 г.), церковь Анапат (1810 г.), часовня Анапат (1821 г.), церковь Сурб Степанос (1747 г.), часовня (1115 г.), церковь Теж (1234 г.), церковь Еркрорд (1370 г.); в селе Катарованк – монастырь Катаро (XVII в.); в селе Цор – церковь Хораберд (IV в.), церковь Сурб Аменапркич (1658 г.), церковь Сурб Лусаворич-Анапат (1210 г.), часовня (1273 г.); в селе Цакури – церковь Паткатахиванк (1670 г.), церковь Цахкаванк (1682 г.), часовня Пткатах (1623 г.); в селе Цамцдзор – церковь Сурб Аствацацин (1696 г.), часовня Кене (1645 г.); в селе Цахкаванк – церковь Сурб Аствацацин (1836 г.), часовня (1887 г.); в селе Хин Тагер – церковь Аствацацин (1657 г.), церковь Аменапркич (1815 г.), часовня (1578 г.); в селе Тагасер – церковь Сурб Аствацацин (1657 г.), церковь Анапат (1635 г.); в селе Мец Тагер – церковь Мархатун (1603 г.), церковь Аменапркич (1846 г.), часовни (1238 г., 1735 г.); в селе Туми – церковь Сурб Ованес (1655 г.), церковь Кармир Хач (X в.), часовня (IX в.), монастырь Хута Дре (IX-XII вв.), церковь Тагавори Герезман (1175 г.), часовня Ехцу Хут (1231 г.); в селе Тяк – церковь Сурб Месроп (1811 г.), часовни (1805 г. и 1877 г.); в селе Аракел – церковь Сурб Мариам (1902 г.), церковь Сурб Аствацацин (1845 г.); в селе Плетанц – церковь Сурб Степанос (1651 г.); в селе Джракус – церковь Кавакаванк (1742 г.), церковь Сурб Степанос (1648 г.), часовня (1876 г.); в селе Айгестан – церковь Сурб Арутюн (1741 г.)… В небольшой статье невозможно всё перечислить, однако надо подчеркнуть, что каждая из гадрутских сёл имеет свои церкви и часовни. В районе много культовых сооружений позднесредневекового периода со скромными архитектурными формами и убранством.

Немало памятников старины в самом Гадруте – административном центре Гадрутского района до его захвата Азербайджаном осенью 2020 года. Точное время основания Гадрута неизвестно. Но, безусловно, это армянское поселение имеет древнюю историю. На его территории встречаются памятники культуры как языческого, так и раннехристианского и средневекового периодов. Это: следы крепостных стен на северо-восточной окраине, развалины крепости Ццахачхала, церковь Сурб Арутюн (XVII век), древнее кладбище с развалившейся церковью и др.

Достоверно известно, что в XVI веке существовало поселение под названием Хонашен (от армянских слов «хон» – кизил, «шен» – поселение), переименованное впоследствии в Гадрут (междуречье). В книге «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа» (г. Тифлис, 1888 г.) говорится о том, что Гадрут окружён десятью деревнями, в девяти из которых население армянское, и только в одной деревне Караколу живут мусульмане (позднее эта деревня была передана Физулинскому району).

В конце ХIХ начале ХХ века Гадрут стал вторым по значению после Шуши населённым пунктом Карабаха. Население занималось садоводством, земледелием, скотоводством, ремёслами. Успешно развивались промышленность и торговля. В «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа» написано, что Гадрутская шёлкомотальная фабрика, которая существовала с 1877 года, продавала во Францию от 50 до 60 пудов шёлка в течение 8 месяцев по цене 250-300 рублей за пуд. Шёлк этой фабрики был экспонирован на двух выставках: Московской – в 1882 году, и Американской – в 1883 год; причём на первой выставке удостоился бронзовой медали, а на второй – золотой. До этого, на Политехнической выставке 1872 года в Москве, выходец из Гадрута Мосес Дульгерьянц был удостоен серебряной медали за лучший ковёр. С 1877 года в Гадруте действовала паровая шёлкомотальня Зурабова, Мурадова и К°.

В «Сборнике» также отмечается, что у гадрутских армян наблюдается особая тяга к учебе. Не случайно Гадрутский район дал миру много высокообразованных специалистов, учёных, творческую интеллигенцию – выдающихся академиков, докторов наук, профессоров, доцентов, преподавателей, инженеров, математиков, физиков и т.д.

Вместе с тем гадрутцы традиционно выделялись своей храбростью, талантом и искусностью в военной деле. Одним из самых знаменитых гадрутцев является уроженец села Мец Тагер (Мец Таглар) Арменак Артёмович Ханферянц (Сергей Худяков). Во время Великой Отечественной войны он был начальником Главного штаба Военно-воздушных сил и заместителем командующего ВВС Красной Армии. В 1944 году ему было присвоено звание Маршала авиации. Ханферянц стал первым армянином-маршалом и самым молодым маршалом в СССР. Односельчане всегда гордились им, и в 1975 году в родном селе был открыт дом-музей знаменитого военачальника. В 2015 году здание музея было капитально отремонтировано, перед ним был установлен бронзовый бюст легендарного маршала. Осенью 2020 года древнее армянское село Мец Тагер было захвачено азербайджанцами. Оккупанты переименовали его в Бёюк Таглар и включили в состав Ходжавендского района Азербайджана. Естественно, варвары разрушили и памятник славному полководцу.

Следует также отметить, что с царских времён и вплоть до развала Советского Союза в Гадрутском районе жили и семьи русских военных. В 1835 году здесь был размещён Полтавский конный казачий полк Кубанского войска. Не случайно в Гадруте стал активно распространяться русский язык, в качестве второго родного языка. Благодаря этому гадрутцы фактически получили доступ к качественному образованию в Российской империи, а в дальнейшем – в СССР.

В советский период, с марта 1924 года, на территории района дислоцировался 42-й Гадрутский пограничный отряд Погранвойск КГБ СССР. Отряд в основном был призван пресекать деятельность бандформирований, контрабандистов, а также диверсантов из Турции и Ирана. В 1992 году, в период активной фазы боевых действий в развязанной Азербайджаном против самоопределившегося Нагорного Карабаха войне, Гадрутский погранотряд стал объектом обстрелов азербайджанской артиллерии, и в период с конца марта по 27 мая 1992 года был выведен из района.

Необходимо также сказать, что на территории Гадрутского района находится немало могил русских, как военных, так и гражданских лиц. В связи с оккупацией Азербайджаном района эти могилы стали недоступными для посещения со стороны родственников…

Дизак, как отмечают специалисты, является обширным музеем древних памятников, где чётко прослеживается путь человека от пещерной стоянки до построек 20 века. Вместе с тем констатируется, что кавказские татары, или как их стали называть в ХХ веке – азербайджанцы, исторически никогда не жили в Дизакском (Гадрутском) районе, и лишь незначительное их число появилось тут в советское время.

Знаменитая Азохская пещера в Гадрутском районе является одной из древнейших и известнейших стоянок первобытного человека в мире. В пещере было выявлено десять культурных слоев. В 1960-х годах в ней были найдены часть нижней челюсти гоминида, каменные орудия труда, возраст которых – от 250 до 350 тысяч лет. В Азохе были обнаружены и кости месопотамской лани, дюсенбергской лошади, носорога, меркана, бизона. Примечательно также, что в 1965 году в селе Петросашен Гадрутского района была найдена окаменевшая голова археоптерикса, которая хранится в Арцахском государственном историко-краеведческом музее. В целом в ходе археологических исследований в Нагорно-Карабахской Республике были выявлены сотни интересных образцов: кости разных животных, каменные и обсидиановые орудия труда.

В период с 2002 по 2009 годы в исследованиях в Азохской пещере приняли участие 35 специалистов из 8 стран мира – Армении, Великобритании, Испании, Ирландии, Франции, Германии, Австралии и Южной Африки. В работе экспедиций применялись современные методы систематизации информации, была проведена детальная геологическая работа, последовательное радиометрическое датирование. Новый этап раскопок выявил почти непрерывную стратиграфическую последовательность на протяжении длительного времени от плейстоцена до голоцена. По мнению известного французского археолога Анри де Люмлейна, найденные в Азохе различные материалы позволяют утверждать, что это доказательства «очага древнейшей человеческой цивилизации на земном шаре».

В последние годы раскопки на территории Государственного заповедника «Азохская пещера» не проводились. В селе Азох планировалось создать музей находок.

После оккупации Азербайджаном Гадрутского района, в том числе и села Азох, судьба многих ценных материалов неизвестна. Вместе с тем надо отметить, что ещё в советские времена обнаруженные в пещере Азох образцы были перевезены в Баку и представлялись как часть турко-азерской культуры. Спекулируя подобными находками, присваивая и преподнося их международной общественности как свои, азербайджанская пропаганда пытается доказать миру, что страна со 100-летней историей якобы имеет древнюю культуру общечеловеческого значения. Самый яркий пример вандализма в отношении памятника был зафиксирован во время визита в оккупированный район президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в своём выступлении заявил, что Азох – их историческая родина, где будут продолжены раскопки. Эти же слова сразу подхватили некоторые азербайджанские журналисты и специалисты… Как видим, древнему памятнику грозит серьёзная опасность.

Однако ужасает перспектива уничтожения не только физического, географического Гадрутского района, но и духовного и душевного мира самого гадрутца – носителя вековых традиций и ценностных норм. Под смертельной угрозой уникальный мир гадрутских армян с их своеобразной культурой, говором и обычаями, сложившимися на протяжении многих столетий.

Чтобы не дать этому чёрному делу свершиться, гадрутцы создали свои временные очаги компактного проживания в Степанакерте, Ереване и других населённых пунктах Армении и Арцаха. До оккупации в районе действовали 6 детских садов и 26 школ с 2030 учениками. Учащиеся и их учителя вынуждены были покинуть свои дома и найти временное пристанище в разных городах и сёлах двух армянских государств. Однако они всегда жили и живут с мечтой о возвращении на родину…

С прошлого года в Степанакерте действует детский сад для детей из Гадрута. Дошкольное учреждение названо «Дизак» – в надежде на то, что однажды дети, сохранив свой диалект, обычаи и культуру, вернутся в объятия собственной родины.

В столице Арцаха обрела свою вторую жизнь и Гадрутская школа искусств, имеющая 50-летнюю историю. Коллектив заведения пережил три войны. После 44-дневной войны многие из преподавателей и воспитанников школы вынужденно проживали некоторое время в Армении, однако, получив приглашение от министерства образования, науки, культуры и спорта Арцаха, коллектив в январе 2021 года перебрался в Степанакерт и в скором времени наладил свою работу. Сейчас в заведении учится более 120 детей из гадрутских семей, вернувшихся в Арцах.

В Степанакерте проводит свои занятия также гадрутская средняя школа имени М. Манвеляна, которую посещают дети из Гадрута и сёл района, а также из оккупированного села Матагис Мартакертского района. В школе действуют все классы – с 1-го по 12-ый. Интересно, что большинство учащихся вернулись из Армении именно в связи с открытием школы, которая, как отмечают учителя, стала «очагом, зовущим домой».

Руководство возродившегося в Ереване Гадрутского центра детского и юношеского творчества, видя, что некоторые руководители кружков уже переехали в Степанакерт и хотят работать там, обратилось в соответствующие органы Арцаха и в конце 2021 года получило помещение в центре франкофонии «Дом Поля Элюара», открыв там филиал, где уже идёт полноценная работа. В результате сотрудничества с региональными администрациями дирекция центра открыла танцевальные кружки в Ванадзоре, кружки ковроткачества и деревообработки в Масисе, ковроткачества в Эчмиадзине.

Спустя почти полгода после 44-дневной войны группой вынужденных переселенцев-женщин был создан своеобразный уголок историко-культурного наследия Гадрута в столице Армении – «Дизак Арт». Данный культурно-образовательный и молодёжный центрприлагает все усилия для сохранения культуры, традиций, обычаев и языковых особенностей гадрутских армян, публикует материалы, подтверждающие исторический факт принадлежности Гадрутского района армянам во все времена, содействует объединению и общению гадрутской молодёжи. Особую ценность представляет галерея, где представлены спасённые из горнила войны 26 из 170 живописных полотен, созданных участниками проведённых до войны в Гадруте трёх международных художественных симпозиумов «Цвета Дизака». Это изображения историко-культурных и природных памятников района, домов и улиц Гадрута и сёл. Они передают неповторимый колорит края. Постоянная экспозиция дополнилась картинами, которые были созданы в рамках 4-го симпозиума «Цвета Дизака», организованного в Арцахе после 44-дневной войны с участием художников из Армении, Арцаха, России, Украины, Грузии и Германии. Многие мероприятия центра проводятся в Арцахе, так как люди живут мечтами о возвращении в родной край и искренне верят в это.

Гадрутцы уверены, что в Арцах вернулось бы больше семей, если бы решился вопрос с жильём. Власти республики обещают обеспечить всех ВПЛ домами в течение трёх лет. Такая перспектива вдохновляет людей.

За приближение заветной перспективы возвращения в свои дома борется и созданное вынужденными переселенцами общественное движение «Во имя Гадрута», которое проводит митинги перед зданиями посольств разных стран в Ереване и организовывает другие акции, поднимая насущные проблемы и справедливо требуя от международного сообщества их решения. Требования участников движения о возращении отнятой родины изложены в письмах, направленных в ООН, Евросоюз и другие международные инстанции.

Жители Гадрута, конечно же, должны вернуться в свои дома, на свою родину, в деоккупированный район. Они готовы восстановить своё разрушенное жильё, снова зажечь семейные очаги. И цивилизованный мир просто обязан помочь им в этом святом деле – восстановлении фундаментальных прав, отнятых варварами у мирных и созидательных людей…

Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image