ВЛАДИМИР СТУПИШИН – НА СТРАЖЕ ДРУЖБЫ РОССИИ И АРМЕНИИ

14 ноября, 2022 - 13:47

К 90-летию со дня рождения

В истории России немало имен, которые помнят и чтут на протяжении веков. В разных сферах деятельности есть свои герои, те люди, которые внесли значительный вклад в становление и развитие страны. Дипломатическая и научная сфера, публицистика и журналистика содержат немало имен выдающихся деятелей, которые являлись яркими и запоминающимися примерами профессиональной дипломатии, на жизненных примерах которых учатся и память о которых чтут. Одним из таких людей был и корифей советского и российского внешнеполитического пула Ступишин Владимир Петрович.

Владимир Петрович родился 27 ноября 1932 года в Москве, на Арбате, а всю молодость провел за Дорогомиловской заставой. Окончил школу с золотой медалью, после поступил и с красным дипломом окончил МГИМО, стал дипломатом, который привнес немало нового как в научную сферу, так и в историю дипломатических отношений.

Дипломатическая служба Владимира Петровича началась в сентябре 1956 года. Во времена СССР был сотрудником МИД и советским послом в Камбодже (1956–1963), Марокко (1963–1969), Франции (1972–1977; 1979–1985), генеральным консулом СССР и РФ в Италии (1989–1992). В центральном аппарате МИД СССР служил советником управления по планированию внешнеполитических мероприятий (1969–1972), заведующим сектором 1-го Европейского отдела (1978–1979), старшим и главным советником управления оценок и планирования (1985–1989). Уже после распада Союза Владимир Ступишин был назначен указом президента РФ Бориса Ельцина от 2 марта 1992 года послом России в Республике Армения, где его талант дипломата, ученого и публициста раскрылся наиболее ярко. В марте 1992 года он получил ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Всего на этой должности пробыл до 13 сентября 1994 года, после окончания полномочий вышел в отставку.

Миссия в Армении и Арцахе

Дипломат и публицист, Владимир Петрович видел опасность в политической разрозненности внутри Армении. Воюющие друг с другом крупные политические объединения уже тогда просто растягивали республику на разные полюса. Есть немало подробных описаний взаимодействия и противостояния этих двух основополагающих сил РА. В качестве третьей стороны российский дипломат Владимир Ступишин, активно занимавшийся не только дипломатической, но и научной работой, являющийся доктором исторических и кандидатом юридических наук, видел, в чем были промахи обеих спорящих сил, а также, естественно, не мог не обратить внимания на бездействие РФ на этой ярмарке тщеславия.

Вклад первого посольства РФ и его дипломатических работников в Ереване переоценить трудно, ведь оно участвовало в формировании внешнеполитической доктрины Москвы по отношению к Еревану и Степанакерту в то время. Необходимо отметить важную роль Владимира Ступишина в оперативном решении России создать российскую военную базу в Гюмри как раз в момент азербайджанской агрессии против НКР и Армении, даже при условии военного шантажа со стороны Анкары. Да и после развитие военно-технического сотрудничества между двумя странами не обходилось без его участия. Кроме того, именно посольство следило за пророссийской ориентацией внутренних и внешних политических сил республики, были налажены тесные деловые связи на всех уровнях общества и многое, многое другое. По мнению знавших одаренного дипломата людей, именно этот период работы в МИД можно назвать пиком его профессионального уровня, который и определил дальнейшую деятельность Владимира Ступишина в качестве публициста и общественного деятеля.

Прощался в качестве посла со своими подопечными Ступишин с тяжелым осадком на душе, поскольку предвосхищал продолжение кривой внешней политики Москвы по отношению к Карабаху. «Я открыто заявил в российской печати, что предательство Карабаха равноценно предательству собственных интересов России. К сожалению, оно становится возможным: запах каспийской нефти и пресмыкательство перед западными кредиторами могут побудить наших беспринципных правителей устроить против Карабаха и Армении то же, что при их пособничестве было сотворено против сербов в бывшей Югославии». Прощаясь с армянскими друзьями 5 сентября 1994 года, Владимир Ступишин заявил: «Можете быть уверены, что я не забуду Армению и Карабах. Я вас не предам ни при каких обстоятельствах.

Это не клятва, а просто слово, которое я дал и которому никогда не изменял и не изменю».

Сам он оставался верным другом армянского народа и Карабаха до конца своих дней.

В горниле таких взглядов Владимир Петрович выкристаллизовал свою позицию по малым народностям, которым он не отказывал в самоопределении. Кроме дипломатического статуса, Ступишин запомнился в Армении и Арцахе как автор публикаций в российских и армянских СМИ после своей отставки в качестве посла. Он подробно и последовательно пояснял в каждой своей работе необходимость российско-армянского военно-политического, культурного и гуманитарного союза и сотрудничества. Ведь это было исторически сложившейся данностью. Москва, считал дипломат, должна иметь приоритетное направление не только на Южном Кавказе, но и на регион в целом.

Наиболее заметные статьи в период его дипломатической работы:

– «Карабахское урегулирование – без карабахцев?»

– «Как нам сохранить Южный Кавказ»

– «Соблазн неоевразийства»

– «Кто же подвергал геноциду азербайджанцев?»

– «Геополитические фальсификаторы и национальный вопрос»

– «Историческое мародерство».

Среди множества геополитических примеров непокорности судьбе малых народов он выделял не только Палестину, Алжир, Индонезию, Вьетнам, но и курдов, абхазов, а также Нагорный Карабах. Причем советские дипломаты, по мнению Владимира Петровича, понимали изменение политического отношения бывшего центра с «окраинами» гораздо лаконичнее и тактичнее. Он указывал, что «…У дипломатов старой советской школы, как это ни покажется парадоксальным, складывалось мнение, что с новыми суверенными государствами надо обращаться как можно деликатнее, скрупулезно применяя общепринятые методы межгосударственного общения на подчеркнуто равноправной основе». Захотели быть государствами и нациями – пожалуйста, только на вменяемых и равноправных условиях: «…На равных – так на равных, без диктата, но и не самоуничижаясь».

Ступишин настаивал на сугубо европейских корнях русской нации и ее культуры, а также на рациональном подходе к национальным интересам России, в частности на Кавказе.

Послесловие дипломата

Даже завершение дипломатической карьеры не заставило Ступишина оставить деятельность ученого-аналитика, публициста, который оставался истинным другом армянского народа и страстным защитником русско-армянского стратегического союза во всех сферах. Ему присвоили звание почетного члена Московского культурного общества «Арарат» в начале 2000-х за это служение по укреплению связей двух стран.

Накопив изрядный опыт на дипломатическом поприще, Владимир Петрович к переломному периоду веков и тысячелетий взялся за объемные труды. На рубеже 2000-х он издал трилогию мемуаров о своей работе дипломата: «Дорогомилово – Париж» (2000), «Миланский дневник» (2000), «Моя миссия в Армению» (2001). После выхода книг Владимира Ступишина приняли в Союз писателей Москвы. Владимир Петрович опубликовал за свою профессиональную деятельность более десятка книг и около двухсот статей с интересными подробностями о тех странах, где работал и которыми занимался в МИД. Занимался он также странами Африки и Ближнего Востока, изучая проблемы регионов по вопросам естественного права, демократического правового государства, национального самоопределения.

На протяжении десятилетий Владимир Петрович был близким другом издания, одним из самых активных обозревателей и членов редколлегии газеты «Ноев Ковчег». Многим читателям издания он запомнился как автор многочисленных статей, интервью, комментариев. Сам Ступишин подчеркивал, что «…Несмотря на то, что межнациональные отношения сейчас являются одной из самых острых и болезненных тем, журналисты «Ноева Ковчега» в течение многих лет сумели выработать свой особенный подход к освещению событий, иногда весьма драматичных». Нетрудно догадаться, что заслугой этого стали труды и самого Владимира Петровича.

Последние годы Владимира Ступишина были омрачены тяжелой болезнью, которая не позволяла ему выходить из дома. Однако его часто навещали старые ереванские знакомые, армянские журналисты, к нему обращались за комментариями российские и армянские СМИ по профессиональным вопросам.

В 2016 году Владимира Петровича не стало. В возрасте 84 лет, 22 декабря, он ушел из жизни после тяжелой продолжительной болезни.

И пусть жизнь человека скоротечна по меркам истории, но след, оставленный Владимиром Ступишиным в публицистике, науке и дипломатии, увековечил его имя.

Вечная память! Вечная слава!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image