НАПАДЕНИЕ НА АРМЯНСКУЮ ЦЕРКОВЬ В ТБИЛИСИ: КОМУ ВЫГОДНО?

31 июля, 2014 - 11:44

19 июля в Тбилиси около церкви «Сурб Эчмиадзин», принадлежащей Грузинской епархии Армянской  Апостольской Церкви (ААЦ), которая расположена в квартале Авлабари, произошли неприятные инциденты. По информации, которая поступает с разных сторон, один из них начался из-за спора вокруг парковки автомобиля на территории, прилегающей к церкви. Спор разгорелся между приехавшей на машине женщиной и одним из служителей церкви. Вскоре к женщине «на помощь» пришли несколько мужчин, в том числе ее муж, и вступили в перебранку и потасовку с персоналом культового заведения.

После завершения первого инцидента, через несколько часов, к церкви подошла уже толпа из нескольких десятков мужчин (называются разные цифры – от 20 до 50), некоторые из них были вооружены ножами и, по сообщению представителей церкви, находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Они зашли во двор и стали выяснять отношения с персоналом. В частности, искали директора отдела епархии по правовым вопросам Левона Исаханяна, которому и нанесли телесные повреждения.

В это время в церкви проходила церемония крестин, участники которой вышли во двор. Хулиганы напали и на них, после чего женщины и дети скрылись в здании. Нападавшие также забрали у одного из священнослужителей крест.  Ситуацию еще до прибытия полиции удалось разрядить одному из представителей персонала, начальнику административно-финансового отдела епархии Карену Ерицяну, который несколько раз выстрелил в воздух. По сообщению грузинского журнала «Табула», за инцидентом наблюдала группа из «солидно одетых мужчин», которые не вмешивались в драку. 

После этого инцидента было сделано множество комментариев и заявлений от разных лиц. Министр юстиции Армении, бывший посол в Грузии Ованес Манукян рассказал о ноте МИД Армении грузинским коллегам. По его словам, армянская сторона знает, что произошло, из-за чего начался конфликт, но утверждать, что это случилось целенаправленно, не может. Во всяком случае, грузинские официальные структуры до конца прояснить ситуацию, считает Манукян.

С более жестким заявлением выступила епархия Армянской православной церкви в Грузии. «19 июля в 17:00 было совершено спланированное нападение на армянскую церковь Сурб Эчмиадзин в столице Грузии Тбилиси, мотивированное ненавистью на этнической и религиозной почве», – говорится в заявлении. Инцидент, как отметили в епархии, в определенной степени является результатом ненависти в отношении армян, тиражируемой некоторыми средствами массовой информации, а также рядом представителей Грузинской православной церкви. Епархия призвала правоохранительные органы Грузии должным образом квалифицировать указанные действия и расследовать их как преступление, совершенное на почве этнической и религиозной ненависти.

Православная церковь Грузии тоже откликнулась на инцидент и распространила свое заявление, в котором отрицается наличие этнического и религиозного компонента в происшедшем и упор сделан на бытовом характере инцидента: «22 июля в Патриархии Грузии состоялась встреча между председателем отдела межцерковных связей, митрополитом Зугдидским и Циашским Герасимом и предводителем Епархии ААЦ в Грузии, епископом Вазгеном Мирзаханяном. На встрече был обсужден инцидент произошедший 19 июля возле армянской церкви в Тбилиси. Стороны отметили, что это противостояние возникло на почве инцидента и не носит религиозный и этнический характер, с чем согласны представители почти всех НПО правозащитных организаций. Хотя есть и исключения, которые делают ни чем необоснованные и безответственные заявления и это вызывает наше сожаление. Православная церковь Грузии осуждает инцидент, произошедший 19 июля, и призывает участвующих в противостоянии сторон к миру и спокойствию. Вместе с этим, она, как всегда, попытается способствовать урегулированию проблемы и мирному сосуществованию представителей всех религиозных течений», – говорится в заявлении.

Такую же позицию представил активист НПО «Община армян Грузии» Александр Оганян, который утверждал, что первоначальный спор произошел между служителем церкви и гражданкой Грузии армянской национальности и что часть участвовавших в нападении лиц также были армянами. «У армян Грузии есть реальные проблемы, насчет которых стоит говорить, но по отношению к ним Грузинская епархия ААЦ не проявляет ту активность, которую она проявила в данной ситуации, что вызывает наше недовольство», – озвучил позицию организации «Община армян Грузии» Александр Оганян.

Руководитель гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян отметил, что нападения на церковь не было, и проишедшее нельзя рассматривать как преступление на национальной или религиозной почве. По его словам, нападение было совершено на трех человек – священника Манука Зейналяна, директора отдела епархии по правовым вопросам и сотрудничеству Левона Исаханяна и его брата – завхоза Роберта Исаханяна. «Подобные инциденты точно не нужны ни Армении, ни Грузии, а кому именно они нужны – можно только предположить», – сказал Арнольд Степанян, отвечая на вопрос о том, выгодно ли это России.

Джавахкский активист Ваагн Чахалян от имени армян региона Джавахк (Джавахети) распространил заявление в связи с совершенным 19 июля нападением на армянскую церковь Сурб Эчмиадзин в Тбилиси. В заявлении, в частности, отмечается: «От имени армян Джавахка осуждаем совершенное 19 июля 2014 года нападение на армянскую церковь Сурб Эчмиадзин в Тбилиси. То, что средь бела дня, со стороны нескольких десятков граждан совершено посягательство на армянскую святыню, является не только неприемлемым и достойным осуждения, но и наказуемым по закону».

Министерство внутренних дел Грузии расследует инцидент в рамках уголовного дела, возбужденного по статье о драке. Однако Грузинская епархия ААЦ утверждает, что инцидент произошел на этнической и религиозной почве, поэтому расследование дела должно вестись с этих позиций. Вместе с тем МВД Грузии заявило, что статья может быть переквалифицирована с учетом обстоятельств, которые будут установлены в ходе следствия.

Народный защитник Грузии Уча Нануашвили, комментируя произошедшее, отметил, что необходимо переквалифицировать статью. «В результате опроса, проведенного офисом Народного защитника, и изучения видеоматериалов есть подтверждения, что, возможно, имели место хулиганство и насилие, совершенные организованной группировкой. Причинен ущерб здоровью людей», – отметил У. Нануашвили.

Как обычно, после подобных инцидентов начинают звучать версии о том, кому выгодно провоцировать напряженность и т.д. Прозападные СМИ Армении развернули кампанию по обвинению России в тайном подстрекательстве вражды между грузинами и армянами. Например, газета «168 жам» берет «быка за рога», не утруждая себя поисками каких бы то ни было доказательств: «На днях вечером группа лиц осуществила спланированное нападение на прихожан и духовных представителей армянской  церкви  Св. Эчмиадзин  в  Тбилиси. Разжигаемые в Грузии  конфликты  на национальной и религиозной почве  выгодны в первую очередь  России, которая для достижения всех своих целей владеет лишь одним методом – разогреванием  замороженных конфликтов. Этот конфликт так же выгоден, как и активизировавшиеся  стычки на армяно-азербайджанской границе,  в результате  которых  каждую неделю погибают армянские военные». Примерно такую же тактику избрали и прозападные СМИ Грузии. Например, тот же журнал «Табула» намекал на участие в инциденте представителей нынешней власти («солидно одетые мужчины»), которую данное издание традиционно подозревает в «исполнении заказов Москвы».

Более убедительной выглядит версия о том, что нападение на церковь «Сурб Эчмиадзин» является продолжением арменофобской кампании, проявления которой постоянно наблюдается в Грузии. К сожалению,  в этой кампании иногда участвуют некоторые священники и националистически настроенные граждане. Не исключено, что прозападные силы используют данные настроения для запугивания армянского населения Грузии. Как известно, среди национальных меньшинств страны (не только армян, но и азербайджанцев и других) весьма сильны настроения в пользу улучшения отношений с Россией, вплоть до участия Грузии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Это вызвано, в первую очередь, экономическими причинами и тем, что большинство этих граждан ездят на заработки в Россию, имеют там родственников и т.д.

Но на сегодняшний день национальные меньшинства в Грузии пассивны и, можно сказать, бесправны в политическом отношении. Даже в местах их компактного проживания непропорционально высокий процент в структурах власти занимают этнические грузины. А те представители меньшинств, которые все же попадают во властные структуры, как правило, лишены самостоятельности и не могут озвучивать мнение жителей регионов.

Впрочем, почти в той же ситуации находятся и многие рядовые грузины, которые тоже выступают за более тесные отношения с Россией. Особенно это касается сельских жителей, доходы которых напрямую зависят от российского рынка. Мнение грузинского населения в этом вопросе также игнорируется со стороны политической элиты страны, которая следует курсом т.н. евроатлантической интеграции.

Что касается Тбилиси и тбилисских армян, то приходится признать, что проблемы вокруг данной общины не решаются. Уже много лет продолжаются споры вокруг нескольких исторических армянских церквей, возвращение которых требуют местные армяне и епархия ААЦ, однако этот вопрос почти не сдвинулся с места. Как отмечалось выше, представители национальных меньшинств в процентном отношении присутствуют в органах власти и местного самоуправления намного меньше занимаемой ими доли в населении страны. Это подтвердилось и в результате недавних местных выборов. Например, в Тбилисском сакребуло (орган местного самоуправления) не прошел ни один представитель национальных меньшинств, в том числе армян, которые занимают второе место по численности в столице после грузин. Все это прямо или косвенно способствует возникновению подобных инцидентов, один из которых произошел 19 июля.

Для того, чтобы разрядить ситуацию в стране и обеспечить мирное сосуществование различных этнических групп, которые населяют Грузию, на наш взгляд, необходимо отказаться от практики игнорирования общественного мнения и одностороннего насаждения своей точки зрения, как это свойственно правящим кругам в Тбилиси. В их число входят не только официальные структуры и политические партии, но и многочисленные прозападные НПО, а также СМИ.

При этом, нельзя сказать, что, например, газеты полностью игнорируют мнения, которые противоречат официальной позиции. Но подают их таким образом, что та же пророссийская позиция постоянно маргинализуется и косвенно преподносится, как мнение чуть ли не выживших с ума личностей. В результате здорового обмена мнениями в обществе не происходит, и накопившиеся обиды и агрессия проявляются в виде различных инцидентов, в том числе на национальной и религиозной почве.

Георгий ВЕКУА (Грузия)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image