Альбом литографий «Живописный Кавказ» князя Гагарина
В конце 1840-х и в первой половине 1850-х годов в Тифлисе жил и творил русский художник, князь Григорий Гагарин — будущий вице-президент Императорской Академии художеств в Петербурге, автор многочисленных акварелей и рисунков с изображениями армянских пейзажей, памятных событий армянской истории, повседневной жизни армянского народа, национальных типажей и костюмов, лучшие из которых он опубликовал в изданном в Париже в 1847 году альбоме «Le Caucase pittoresque» («Живописный Кавказ»).
По рождению Григорий Григорьевич принадлежал к семье чиновника-дипломата Григория Ивановича Гагарина, приближенного к императорской семье и известного в литературно-научных кругах. Гагарин-отец обучался в Московском университетском благородном пансионе вместе с Николаем Ивановичем Тургеневым и Василием Андреевичем Жуковским.
Детство будущего художника прошло за границей, в Италии, где недолгое время он обучался в известном религиозном колледже в Сиене. В юношестве Григорий Гагарин младший состоял при дипломатическом корпусе в Париже, затем, после путешествия по Европе вместе со своим младшим братом возвратился в Россию. В 1834 году был отправлен в составе дипломатической миссии в Константинополь. Во время длительного путешествия он побывал во многих странах Малой Азии, после чего вернулся в Италию. Этот факт биографии во многом определил пожизненное увлечение художника византийским искусством. Пораженный величием и простотой архитектуры первых веков христианства, Гагарин в позднее созданном трактате о византийских и древнерусских орнаментах напишет: «Искусство это слишком прекрасно, чтобы быть забытым и выйти из употребления».
По возвращении на родину художник задался целью проехать по России, познакомиться с глубинкой. Результатом этого путешествия, совершенного в сентябре 1839 — январе 1840 года, стали иллюстрации к повести Соллогуба «Тарантас».
Однако самым примечательным явлением в творчестве Гагарина все же стали иллюстрации к его совместному с Э. Штакельбергом, сослуживцем по кавказскому периоду 1842 года, проекту — альбому литографий «Живописный Кавказ» на французском языке. Облик, в котором книга явилась для публики, не мог не изумлять: около 100 литографий на 80 листах, изданные в 20 выпусках, они сопровождались текстом.
Гагарин был очевидцем жизни Кавказа в 1840-1842 и 1848-1854 годах, он транслировал некий обобщенный художественный образ Кавказа, который далеко не исчерпывался военными реалиями. Каждый из 20 выпусков «Живописного Кавказа» содержал по 4 гравюры, выполненные в батальном, пейзажно-архитектурном, бытовом, иногда -портретном жанре. Из них событиям Русско-Кавказской войны было посвящено не более восьми гравюр, среди которых: «Переход через Сулак в Ахатли», «Азовские казаки, захватывающие турецких корсаров», «Высадка командира в Редут-Кале (Черноморская береговая линия)», «Трапеза военных в Сиухе (Дагестан)», «Конвой по степи Кизляра», «Приезд в Цытаных (Северный Дагестан)». Остальные литографии, хотя во многом и отражали военный уклад кавказских народностей, можно охарактеризовать как преимущественно пейзажно-архитектурные зарисовки. Самые примечательные из них: «Утес в Хунзахе (Авария)», «Гергебиль (Дагестан)», «Террасы Тифлиса» и «Араканы в Койсубу (Дагестан)».
Гагарин подробно изучал архитектуру Кавказа, делал зарисовки древних храмов Армении, Грузии, обнаруживая в них связь с искусством Византии. Художник пытался разобраться в сплетении религиозных учений, его интересовали истоки ислама и мюридизма.
Для осуществления своей мечты — сделать изображения всех церквей Закавказья — Григорий Григорьевич во время поездки в Мюнхен в 1851 освоил фотографию. Осознав преимущества нового вида искусства, Гагарин использовал его во вспомогательных целях, в качестве подготовительного материала для рисунков.
Творчество Гагарина 1850-1860-х годов имело самый широкий диапазон: одновременно со службой в Академии художеств он проявил себя в области архитектуры, театрально-декорационной живописи и в постановке «живых картин». Помимо театра, предметом увлечения художника в последние десятилетия его жизни оставались путешествия. Без преувеличения можно сказать, что он объехал полмира. Акварели и гуаши, выполненные в Египте, говорят не только о любознательности туриста, но и о профессиональном интересе ученого-археолога.
В панораме представленных «Живописным Кавказом» зарисовок из жизни грузин, армян, адыгов, чеченцев, кабардинцев, шапсугов и многих других народностей образно воплотились, можно сказать, и размышления Гагарина, записанные им в одном из служебных рапортов: «Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими».
Художественная деятельность князя Гагарина многообразна и плодотворна. Выдающийся талант сочетался в нем с поразительной работоспособностью, блестящим образованием и высокими нравственными качествами. Его многоплановое творчество никак нельзя было назвать любительским, он стал настоящим, высоким профессионалом. Подтверждением чего являются значительные результаты его художнической деятельности, увлеченность и ежедневное стремление к самосовершенствованию.
Добавить комментарий