Аида Нерсисян: У нас есть долг перед героями Сардарапатской битвы

30 мая, 2023 - 13:56

Кто ответит за массовое убийство армянских офицеров, учиненное большевиками? Какие факты из истории стоит помнить и передавать новым поколениям? Почему армянам надо познать себя именно из Сардарапата?

На эти и другие вопросы ИА Реалист ответила диктор армянского телевидения (1971-2001) Аида Нерсисян.

Вы взяли на себя смелость снять картину о герое Сардарапата полковнике Николае Корганове еще на закате Советского Союза. В каких условиях вам приходилось снимать фильм и собирать архивы?

Аида Нерсисян: Запрет был не только на освещение расстрела героев Сардарапата, но и на любые другие преступления, совершенные в годы большевистской инквизиции. Начиная с массовых арестов и ссылок тысяч армянских офицеров, культурных и политических деятелей, одним из инициаторов которых был Анастас Микоян, и заканчивая террором государственного уровня против народа.

Никто не мог проникнуть в закрытые полки архива и фонда под эгидой «совершенно секретно». Только после распада советской империи мы узнали, что в нашей когда-то «интернациональной» стране за 15-20 лет государство репрессировало 6-6,4 млн человек.

Согласно секретному документу бухгалтерии ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) от 1934 года, от голода и различных болезней при перевозке в места ссылки умерло 90 тысяч человек, а в ссылке оказались 300 тысяч человек.  В 1937-1938 годах за год было арестовано 1 млн человек. 575 тысяч 529 человек, из них расстреляно 681 тысяча 692 человека.

За каждым из этих чисел стоит жизнь, судьба, человек, имевший право на жизнь.

По официальным данным, только в 1939 году в советских концлагерях находилось 11 тысяч 64 армянина. Я не говорю о расстреле армянских писателей, интеллектуалов. Учиненная в те годы бойня уничтожила сливки нашей нации.

Кто за это ответил? Никто. Потерпевших реабилитировали посмертно, преступление охарактеризовали как «ошибки прошлого» и дело закрыли. От кого ждать справедливости бывшим советским республикам, кто еще должен официально объявить СССР преступной страной, как не Россия, в столице которой решались судьбы всех 14 республик? 

После распада империи Россия сама объявила себя правопреемницей советского государства, что закреплено в конституции. Достаточно было поставить памятный камень в память о погибших и установить день памяти. По моему глубокому убеждению, если бы Россия осудила преступления советской страны, сегодня христианская Россия не предала бы первую христианскую нацию в мире. Этого не произошло. Поэтому сегодня происходит то, что мы наблюдаем.

По поводу фильма о Николае Корганове (Горганяне) скажу, что это наименьшее свидетельство того колоссального труда, которому я посвятила лучшие годы своей жизни, забыв семью, дом, детей… Словом, это только верхушка айсберга.

Использованы кадры 1992 года (оператор Минас Закарян). Сожалею, что за кадром остались материалы, изъятые из архивов Тбилиси, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Я получила их поздно, потому что мне нужно было лично ездить в разные страны, чтобы получить разрешение на получение документов.

Видео, которое вы называете фильмом, я собрала в условиях информационного голода. Между тем сегодня любой грамотный человек может зайти в Интернет и за минуту получить нужную ему информацию. В 1990-е у меня не было такой возможности.

Кем был Николай Горганян (1878-1921)? Славный воин, обученный в царской армии, удостоенный высших наград за многие подвиги, занимавший подобающее ему место и роль в созвездии бессмертных полководцев, сражавшихся за создание Первой Республики Армения.  Министерство обороны РА и высший командный состав доверили ему многие опасные и судьбоносные решения, которые генерал-лейтенант Горганян принял с высоким чувством чести и ответственности.

В те героические дни, пожалуй, никто не мог предсказать, какая судьба ждала Первую Республику Армения и какой заговор подготовили большевики Героям Сардарапата. Вместе со многими другими в ереванской тюрьме был зверски убит и Николай Горганян.

А его отец, генерал-майор Адам Сохомони Корганов, и его брат, полковник Дмитрий Адами Корганов, были расстреляны в Минводах и Пятигорске теми же большевиками. Но это другая тема!

Я не историк по профессии, я филолог, и смотрю на исторические события сначала сердцем, а потом только холодной логикой аналитика. Может быть, поэтому я углубилась в историю расстрелянных людей, одного из многих преступлений, тщательно скрываемых советской властью. И я рада, что наш разговор ведется не на камеру, иначе волнение помешало бы.

История началась с печального письма. Писательницей была Седа Закарян, которая живет в Брисбене (Австралия), и является сестрой телеоператора Минаса Закаряна. Она писала, что живет по соседству со стариком (армянином по происхождению), который почти каждый день навещает ее, рассказывает о подвигах своего отца-военного и о том, как жестоко мстили ему большевики.

Какой была просьба? Найти хотя бы одну фотографию или любую реликвию, связанную с отцом, чтобы передать ее детям и внукам, прежде чем он умрет.

Речь идет о полковнике Микаэле, сыне Николая Горганяна, который каким-то невиданным образом перешел иранскую границу вместе с матерью и братом, чтобы избежать преследований большевиков, и после долгой борьбы и скитаний обосновался в Австралии. Запрос не казался чем-то особенным. Тем более что период времени совпал с распадом советской империи, и проникнуть в архивы не составило бы особого труда. Но это только показалось.

Мы посетили с Минасом все архивы, библиотеки, музеи республики, но не нашли ни одной фотографии, кроме известного фото жертв топора, вошедшего в книгу Симона Врацяна. А единственное фото, которое сегодня распространяется в Интернете, сохранилось благодаря Микаэлю – сыну полковника. Мы любезно передали его Сардарапатскому и Историческому музеям, где «отсутствовал» Николай Корганов.

Он пропал, потому что фотографии были вовремя уничтожены. Архив Корганова был передан русскому солдату Игорю Похоловецкому его вдовой Марией Дрейман. Все попытки найти его не увенчались успехом. Артюша Бурназян, внук сестры Амазаспа, показал, что они из страха сожгли и уничтожили в доме все фотографии Амазаспа. То же самое сказала Лида Тарвердян, дочь Ераноса Тарвердяна.

Да, фотографии сожгли, но память стереть не смогли.

Сегодня существует множество книг и изданий, в которых современники рассказывают о том, что видели и слышали (Оливер Болдуин, Бахши Ишханян, Аршалуйс Аствацатрян, Каро Сасуни…). Об этом упоминала и газета «Азат Армения». Я цитирую отрывок из номера от 20 февраля 1922 года:

 «Представляем документ о преступлении, совершенном в ночь с 16 на 17 февраля сего. Так называемый «Чрезвычайный комитет», борющийся с «контрреволюцией», злоупотреблениями и саботажем, организованный при Силовом комитете большевистского правительства и отдельной партии, на своем смешанном заседании 15 февраля принял решение расстрелять 21 человека из Центральной Тюрьмы, о чем издало распоряжение коменданту ВЧК приказом N11 по этому поводу.  Представляем список 21 человека, расстрелянных по этому приказу.

Были обвинены и расстреляны как контрреволюционеры, мародеры, мазеристы, убийцы коммунистов, участники государственной измены, расхитители государственного имущества и др.

1. Тер-Маргарян Грант

 2. Габриелян Левон

 3. Арутюнян Мурад

 4. Арутюнян Мушег

 5. Само Аракелян

 6. Аракелян Сукиас

 7. Григор Агабабян

 8. Хачатрян Манук

 9. Федоров Алексей

 10. Михайлов Алексей

 11. Курдинян Хачатур

 12. Николай Горганян

 13. Кочарян Камсар

 14. Енгибарян Левон

 15. Тарвердян Еранос

 16. Тадевос Мурадханян

 17. Тамразян Вардан

 18. Арсен Аразян

 19. Ордоян Арам

 20. Николай Богданян

 21. Кеманчян Галуст».

 Здесь я хочу сделать важное замечание.  В списке (вероятно, из-за того, что имена погибших не указаны) отсутствуют хмбапет Амазасп, Македон, Артуш-хан и Серго, которые упоминаются во всех упомянутых мною выше. Газета «Азат Армения» также ссылалась на них в различных публикациях. А лицо хмбапета Амазаспа хорошо видно на фото жертв топора.

Примечательно другое.  Приказ убить 21 человек был отдан «ГКЧП» (по списку), а фактически расстреляно 25 (не считая 50 накануне вечером).  Задавать вопрос «почему» в данном случае бессмысленно, потому что именно так большевики выражали свою сверхлояльность Народному комитету.

Оставалось определить место захоронения погибших и установить памятный камень.

Мнения историков были противоречивыми. Одни считали, что жертвы похоронены на Млерском кладбище старого Еревана, другие обязательно упоминали Козернское кладбище. Существовало и третье мнение: «Тех, кто не побоялся заступиться за своих умерших, хоронили на означенных кладбищах, у остальных братская могила в Английском саду».

Чтобы это выяснить, нужно было постучаться в двери старожилов Еревана (от 80 лет и старше), проживающих на территории, прилегающей к парку, послушать, что им рассказали родители. Мы встретились с бывшими директорами парка, один из которых по фамилии Давтян рассказал, что несколько месяцев назад в этом месте остановили строительство кафе, потому что при копании земли вылезло большое количество костей.

Мы также встретились с родственниками погибших, хотя узнать их местонахождение и связаться с ними из-за отсутствия интернета было сложно.

Удивительно, что архив СНБ не смог предоставить точную информацию о месте захоронения, сославшись на то, что большая часть документов была уничтожена в то время из-за наводнения. Сомнения развеял сын Николая Корганова, присутствовавший на похоронах отца. Более того, в 1933 году, перед эмиграцией из Армении, он вместе с матерью в последний раз посетил могилу отца, где в память о нем были помещены 2 или 3 больших камня, о чем свидетельствовали и древние ереванцы, добавляя, что «женщины часто зажигали свечи на тех камнях». Позже камни исчезли (вероятно, чтобы замести следы преступления).

3 июля 1993 года состоялась официальная церемония открытия памятного камня (резчик Ваграм Овакимян). Микаэл Корганов и его сын приняли участие в церемонии по приглашению мэрии Еревана.  Слова не могут описать его волнение: «Для меня большая честь, что моя Родина не забыла заслуги моего отца и его однополчан». Такими словами завершил свое выступление Микаэл (кстати, он прекрасно говорил по-армянски). Вазген встретил первосвященника, получив его благословение.

Он находился в Гюмри, в доме своего отца (ул. 16, дом № 8), где прошли его детство и юность.  Дом он нашел сам, хотя прошло уже 60 лет.

Не могу не рассказать эпизод, который до сих пор перед глазами. Приветливая хозяйка подала кофе. Говорили о землетрясении, бедственном положении гюмрийцев, живущих в караванах. Микаэль молчал, не вмешивался в наш разговор, его мысли переносились в детство.  Вдруг он протрезвел, взял дрожащей рукой стакан, полный воды, поднес его к губам, потом так же медленно поставил стакан на стол и, наклонившись ко мне, сказал: «Позвольте мне показать вам свои рисунки, которые я сделал, когда мне было 9 лет».

И действительно, на наружных стенах дома было 5-6 армянских и русских резных изображений: «Н. Корганов», «Н.  Корганов». Нужно было каменное сердце, чтобы увидеть, как 77-летний Микаэл целовал поблекшие от пыли времени стены. Как я могу сомневаться в его памяти после всего этого?

К сожалению, ему не удалось приехать в Армению во второй раз. Тоскующее сердце изгнанника часто не выносит больших радостей. Сожалею, что он не увидел памятную табличку на стене того же дома – церемонию присвоения имени Николая Горганяна одной из улиц Гюмри, на которой присутствовали его сыновья Николай и Павел Коргановы. Микаэл мечтал, чтобы его сыновья были связаны с Арменией, он хотел, чтобы они не забывали своего армянства. Я с радостью должна засвидетельствовать, что это так, потому что здесь, на Родине, у них больше нет места паломничества. Пусть она будет братской, но это могила их деда.

Хачкар-памятник, расположенный в Английском саду, также стал местом паломничества тысяч наших соотечественников, которые ежегодно 18 февраля собираются здесь, чтобы почтить память жертв Февральского восстания.

Кстати, недавно в Гугарке по инициативе жителей был установлен памятник Гарегину Нжде и Николаю Корганову, которые в 1918 году вели последний героический бой с турками на армейской высоте N829.  В результате село было освобождено от турок.

Прошло более 30 лет после показа фильма, изменилась ли ситуация после расследования вами этого чудовищного события?

Аида Нерсисян: Его дважды транслировали по Общественному телевидению. Первый раз 28 мая 2000 года, второй в том же году, но день не помню. Так как тема для многих была незнакома, естественно было много реакций. Может поэтому и повторили. Я хотела бы выделить один из телефонных звонков. Звонившей была женщина. Она была настолько впечатлена фильмом, что не могла сдержать волнения. Она попросила меня присутствовать на литургии, которая будет отслужена в церкви св. Саргиса «в следующую пятницу».

Она сама заказала литургию, назвав имена расстрелянных в ереванской тюрьме. Это была самая ценная оценка для меня. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег по телевидению – Минаса Закаряна, Ованеса Папикяна, бывшего директора архива Соню Мирзоян – за неоценимую поддержку.

Удалось ли найти новые факты об этом преступлении после премьеры фильма?

Аида Нерсисян: Чтобы быть в курсе всех убитых армянских солдат так же, как Николая Корганове, мне не хватило бы нескольких жизней. Выше я упоминала, почему выбрала Корганова.

Мы работали с Минасом до 1994 года. После этого он уехал в Москву, а я продолжала поиски до 2009 года – до переезда во Францию. Несколько раз посещала архив истории Тбилиси, где хранятся родословные всех ветвей дворянского рода Коргановых, герб, утвержденный императором, факты о рождении, крещении и смерти, зафиксированные в приходских книгах, сведения о должностях, занимаемых в Грузии, владениях.. Побывала в селе Мец Эногити в армянской церкви, построенной на личные средства отца Николая Корганова, генерала от кавалерии Адама Корганова, и его дяди Антона Корганова, избранного городским главой Тбилиси, которого сегодня уже нет (я сфотографировала несколько фрагментов разрушенной церкви, где выгравированы их имена), побывала и в доме отца Николая Корганова: великолепное двухэтажное здание, которое стоит и по сей день.

Кстати, примечательный факт – все члены семьи Николая Корганова крещены в церкви Казанчецоц в Шуши, и в свидетельстве о крещении написано «Горганян», а не «Корганов». Позже на основе документов я составила их генеалогическое древо, что было, пожалуй, самой сложной, долгой и кропотливой задачей.

Но меня больше интересовал солдат Корганов, его роль в царской армии в годы Первой мировой войны. Их документы хранили в России в военных архивах. Я получила документы при посредничестве министерства обороны РА, за что благодарна моему просвещенному другу Врежу Исраеляну, тогдашнему пресс-секретарю ведомства. При поддержке министерства обороны я также издала пособие «Солдатская книжка» полковника Николая Корганова.

 А сейчас я постараюсь представить информацию, о которой вы могли не знать, часть которой мало кому известна. Это было 30 лет назад. Изучая ванадзорский архив, я наткнулась на сочинение (рукопись) под названием «Как мы сажали полковника Карганова».

Сообщение от 30 декабря 1958 года, г. Кировакан. Прилагается фото автора, некоего Е.А.П. Фото и имя не публикую по понятным причинам. Инцидент произошел в марте 1918 года. Цитата из сочинения:

«Наш полковой военный исполнительный комитет принял решение посадить в тюрьму командира полка и подозрительных солдат, выступавших против революции.  Было решено сделать все за одну ночь. Ночью подготовили все виды оружия, поставили везде свою охрану (по видам оружия на складах). Мне (из Вардаблура), Седраку Маргаряну (из Джалалога), Григору Аваги Гукасяну (Колагера)… (здесь автор называет еще имена. – А.Н.) было поручено арестовать полковника.  С нами была еще группа солдат, человек 6-7 (перечисляет фамилии – А.Н.). Мы вошли (его охранник был нашим человеком).  А снаружи охраняла группа солдат. Карганов не сдавался.  Он даже ударил Седрака Маргаряна пистолетом по голове. Мы его разоружили, пистолет и бинокль остались у меня».

И этот большевик с таким восторгом и гордостью описывает сцену связывания рук и ног своего командира, как будто он обезоружил Вехиб-пашу, а не армянского офицера. Это большевизм расформировал нашу армию!

Я уже упоминала, что есть много воспоминаний о расстрелах и рубках армянских солдат. Среди них выделяются воспоминания Оливера Болдуина, приехавшего в Армению по приглашению Александра Хатисяна для обучения артиллерийского полка. Болдуин попадает в тюрьму ранним утром 18 февраля: «Там было 20-30 голых, полуодетых, окровавленных и изрезанных тел. Мы узнали некоторых из них – Амазасп, Корганов. Мы вернулись в камеру и открыли дверь. На палубе было полдюйма крови, куски тела, веревки, обрывки одежды и еще трупы».

 Вот как Болдуин описал захоронение жертв: «Впереди огромной процессии траурных провожающих шел церковный класс, за ним оркестр, гробы, обернутые в триколор, затем родственники, воинская группа, горожане и односельчане. Это были уникальные похороны, потому что впервые в истории Армянской церкви крышки гробов были закреплены на месте перед погребением. На то была одна причина.  Большинство тел были неузнаваемы».

А так Шаварш Амирханян, один из лидеров большевистской партии в Армении, «оправдывает» совершенное ими преступление. Цитата дословная: «Дашнаки распускают слухи о том, что ЧК вырезала ни в чем не повинных людей.  И чтобы сделать их слухи правдоподобными, перед нашим отступлением из Еревана они топорами изрубили расстрелянных мазеристов (21 человек), среди которых был неизвестный хмбапет Амазасп и другие грабители, убийцы и мародеры.  Сообщники провели их по улицам Еревана и показали жителям тела, изуродованные ими собственными руками.  Столь гнусная провокация не могла не напугать наивных людей.  За все время своего существования ГКЧП и спецотдел расстреляли всего 29 активных негодяев, которые хотели построить свою благополучную жизнь за счет миллионов бедняков и не остановятся для этого ни перед чем.  Более того, эти 29 человек были расстреляны, а не зарублены.  Союзники работают топорами, сваливая всю вину на большевиков».

Отвратительная ложь!

Раз уж вспомнили о хмбапете Амазаспе, хочу привести отрывок из выступления Армик Степанян, жены сына Амазаспа Гарегина Срвандзтяна, с которым я беседовала в 1992 году (сохранилась видеозапись):

«Меня всегда преследовало быть невесткой Амазаспа, — сказала госпожа Армик. Прошло два месяца после моей женитьбы, когда в партийных рядах произошла чистка.

Более 500 коммунистов сидели в зале, наблюдая, как спецкомитет перебирает ряды партии.  Каждый коммунист выходил на сцену, рассказывал свою короткую или длинную биографию (независимо от возраста), и комитет решал, пускать его в партию или нет.

Когда подошла моя очередь, мне было всего 23 года, одетая в гражданскую форму, я вышла на сцену, рассказала свою небольшую биографию, начав с того, как моя бабушка, лежа в постели услышала, что турки вошли в нашу деревню и она не может не уйти с нами, заплакала и сказала: «Балик, скажи маме, чтобы прислала водки, чтобы я не знала, как меня убивают».

 В то время мне было 11 лет. Потом, став взрослой я с радостью приняла… коммунистическую программу, считая, что учение о дружбе между народами положит конец межнациональной вражде и будущие поколения не испытают боли и трагедия, которую я пережила в 11 лет, когда меня лишили родных. Из зала послышались возгласы: «А что с Амазаспом, что с твоей женитьбой…?».

Меня исключили из партии. Затем последовала ссылка… 6 лет. В изгнании многие люди уважали моего мужа как сына Амазаспа, а многие смотрели на него враждебно, пока не признали наши человеческие заслуги и не смогли выбрать хорошее из плохого».

Несколько отрывков из воспоминаний жены Николая Корганова, Марии Дрейман, переведенных с польского на английский язык и предоставленных мне внуком полковника, Ником Коргановым:

«В одной из книг, не могу сказать, в какой именно, может, в «Синей птице», говорится, что мы не узнаем людей, пока они не поселятся в наших сердцах или в нашей памяти. Хотя и недолго, но пусть мои сыновья тоже сохранят память об отце в своих сердцах.

Очень жаль, что судьба не была к нему благосклонна. Его жизнь закончилась настоящей трагедией.  Он был сильным человеком и благородным по характеру.  Обладал редким даром речи, говорил уверенно и обаятельно.  Это был человек наружности, заметный в своем окружении, выше большинства и сознающий свое превосходство.

Когда Коля получил звание подполковника, ему подарили золотые часы с цепочкой с гравировкой «Николай Адамович Корганов – Командир». Не каждый офицер мог получить такой подарок от своих солдат в знак дружбы и взаимопонимания.  В марте 1921 года мне пришлось продать эти часы турецким офицерам, потому что у нас не было денег даже на хлеб.

Коля был одним из немногих русских офицеров, представленных генералом Брусиловым к награждению французским Военным орденом. Вскоре пришла революция. Это было смутное время, когда люди не знали, что принесет им революция. Я помню впечатляющий случай, который мне рассказал Коля.

Он был в одном из крупных городов Румынии. Зашли в ресторан пообедать, там было еще несколько офицеров, французы, англичане.  Коммунист вел себя плохо: швырнул стулом, пошумел, напился, плюнул на пол, выбросил сигарету в окно. Это было трудное, беспокойное время. Большевистский дух не устраивал образ мышления Коли, и он добровольно покинул батальон, предпочитая не быть частью этого нового порядка.

И он решил поехать в Армению. Я очень хорошо помню тот день. В Феодосии редко идут дожди, но тот день был хмурым, пасмурным и дождливым.  Я пошла с ним в порт.  Мне было грустно, и моя душа была пуста. Сколько времени пройдет, прежде чем я увижу его снова?  Вскоре корабль исчез в дожде и сумраке вечера.

Телеграмма или письмо приходили, но нечасто. Очень важное письмо пришло через близкого друга Коли, композитора Спендиарова. В письме он писал о битве с турками, захватившими Карс, Александрополь. Коля видел в войне трагическое, окончательное решение, а не источник финансирования.  В этом была главная разница между ним и некоторыми его соратниками, из-за которой он был глубоко разочарован».

Армения на протяжении всей своей истории постоянно пребывала в борьбе с империями, которые хотели ее разделить и унизить. XX век не стал исключением. Чем обусловлены эти страдания, выпавшие на долю армянского народа как в XX, так и в XXI веках?

Аида Нерсисян: Вы правы. На протяжении всей своей истории Армения находилась в центре конфликта сверхдержав, начиная с византийских времен и до наших дней. По словам Хоренаци, Армения была «театром военных действий».

Вспомним турецко-персидские войны, когда турки, не имея возможности полностью подчинить себе Армению, довольствовались о ее разделе с персами. То же самое произошло и 100 лет назад, когда ленинско-ататюрковский «договор о дружбе и братстве» разделил Армению между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Сегодня снова ситуация на Южном Кавказе напряженная, основные акторы те же (Россия и Турция), территориальная целостность нашей суверенной страны снова под угрозой. Требование дружественной триады Турция-Россия-Азербайджан к Армении предоставить коридор через Сюник в Нахиджеван – агрессия против суверенной Республики Армения, что, на мой взгляд, является очередной провокацией для начала новой масштабной войны против армянского народа.

Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, в чем причина этой цепочки трагедий, постигших наш народ, необходимо перечислить интересы каждой из названных стран (в том числе и Запада) в нашем регионе. А это означало бы вхождение в область геополитического анализа, которая находится за пределами моих знаний.

Я знаю только, что если дерево не поливать, если за ним не ухаживать, оно не исчезнет, ​​оно продолжит стоять, если… его не спилить. Думаю, тройка лесорубов не добьется своей цели, если топор не окажется внутри Армении, как это имело место в 1920 году.

Виновные, расстрелявшие армянских офицеров, уже ушли в мир иной, большинство наших убитых офицеров реабилитированы, но конкретные должностные лица, виновные в этом преступлении, до сих пор не осуждены.  Как привлечь их к ответственности?  Хотя бы с точки зрения общественного осуждения.

Аида Нерсисян: Ответственность должна была взять на себя РФ как правопреемница СССР, поскольку заказ на бойню исходил из самой Москвы. Без исповедания греха не может быть прощения.

Кстати, в 2015 году во время литургии, посвященной памяти жертв Геноцида армян в соборе Святого Петра в Риме, Папа Римский Франциск публично осудил геноцид, сталинизм и фашизм. Причем упоминая сталинизм перед фашизмом. 

О преступниках должны писать в школьных учебниках, общество должно знать кровожадных чекистов и бюрократов по именам. Почему это не сделано? Есть мнение, что это вызовет хаос в стране, все восстанут против всех и сдержать волну мести не удастся. Между тем безнаказанность порождает новые преступления!

Справедливости ради напомню, что многие писатели и интеллигенты, увлеченные идеями революции, которые также были жертвами той же диктаторской системы, искажали действительность в своих произведениях. Хочу закончить свое выступление эпизодом, связанным с Максимом Горьким (рассказал бывший политзаключенный Размик Маркосян):

В 1929 году Горький посещает Соловецкий концлагерь с группой писателей. Заключенные, поверив обещаниям известного писателя о помощи и сострадании, рассказывают ему о своих проблемах. Горький дарит им ободряющую улыбку из-под усов, но по возвращении не только забывает данные им обещания, но и публикует в газете «Известия» статью, восхваляющую советскую власть, которая в концлагере «преобразует провинившуюся часть общества посредством работы на государственной службе».

Между тем «жителей» Соловецкого лагеря тестировали каждый день. Чтобы проверить пределы физических, умственных и духовных возможностей, их заставляли передвигать тяжелые камни и бревна с одного места на другое, а затем возвращать их на прежнее место, считать чаек, громко кричать «интернационал» и все это до изнеможения, под угрозой смерти, часто до смерти.

Но Горький, «буревестник революции», забыл об этом написать.

Вы долгие годы изучали биографии героев Сардарапата, то есть у вас есть исторический пример того каким должен быть армянский патриот. Опишите каким он должен быть сегодня и на кого должны ровняться армянские дети, изучающие армянскую историю в школах? Кто должен быть для них примером из всех тех биографий, которые вам удалось изучить в архивах?

Аида Нерсисян: Для меня каждый участник Сардарапатской битвы – герой, начиная от католикоса Геворга V, епископа Гарегина Овсепяна, до рядовых солдат и строителей, от кадровиков до ополченцев, от полевых командиров до тысяч армянских беженцев, нашедших убежище в Ереване.

Сардарапат – борьба за существование, где решался вопрос о существовании армянского народа. Вот почему Сардарапатская победа оценивается как одна из самых ярких страниц освободительной борьбы армянского народа, звездный час его коллективной мощи.

И выделять кого-либо из героев, сотворивших ту желанную победу, благодаря которой мы вернули утраченную 600 лет назад государственность, думаю, было бы неправильно. Молодое поколение должно хорошо понимать, что независимости добиться нелегко, мы добились ее ценой крови тысяч наших мучеников, перед памятью которых у нас есть долг и ответственность.

Сегодня в мире много национальностей, но немногие имеют государство. Не существует единицы измерения, по которой можно было бы определить цену независимости. Независимость иностранцу не дается, даже если этот иностранец ваш союзник, ни за какую цену, ни по какому международному соглашению. Достоинство страны заключается в ее суверенитете. Это надо заложить в души подростков, чтобы они не поддались напрасной пропаганде, что спасение армянского народа состоит в том, чтобы быть частью союзного государства.

Для таких людей Гарегин Нжде сказал: «Независимое отечество необходимо для того, чтобы сделать вас совершенным человеком и армянином, достойным независимости».

В качестве пожелания сегодняшней армянской молодежи скажу не лучше того, что сказал Паруйр Севак: «Поколение, познайте себя из Сардарапата».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image