«В глазах друзей и учеников Аркадий Тевьян затмил всё»: воспоминания об архитекторе и педагоге

1 ноября, 2023 - 13:18

Аркадий Шаэнович Тевьян — известный архитектор и преподаватель. Он работал в мастерской Армена Барутчева, участвовал в создании проектов жилых домов в районе Большой Охты, в 1960-х проектировал кафе, киоски, уличные фонари. С 1975 года занимался проектированием северного города Надыма. Тевьян преподавал в Академии художеств, легко находил общий язык со студентами и заражал их своей любовью к античности. О судьбе и творческом пути Аркадия Тевьяна — в материале Армянского музея.

Аркадий Шаэнович родился 28 апреля 1927 года в Баку. В 1938 году семья Аркадия Шаэновича переехала в Ленинград. В 1941 году они вместе с предприятием, на котором работал отец архитектора, Шаэн Аркадьевич, были эвакуированы в город Казань. Там Аркадий учился в школе. В последний год эвакуации в автомобильной катастрофе погибла мать будущего архитектора, Мария Тевьян.

В 1945 году Тевьян с отцом вернулись в Ленинград, где вместе со своим другом Геннадием Брусенцевым Аркадий усиленно готовился поступать в Художественное училище им. Мухиной на живописный факультет. Они оба поступили и успешно окончили первый курс, но в это время в жизнь Аркадия вмешалась судьба. Он познакомился с архитектором, который в это время был ректором Академии художеств, Виктором Федоровичем Твелькмейером, по его совету Аркадий Шаэнович поступил на архитектурный факультет в Академию.

Жена Аркадия Шаэновича, Ирина Петровна, так вспоминала о днях, проведённых в стенах ВУЗа: «Учились мы в здании Академии, домой уходили только спать и отдохнуть, а перед подачей очередного задания иногда оставались работать и ночью. Однажды Аркадий, который не спал всю ночь, решил поспать на лекции. Он всегда носил очки и под них прицепил половинки шариков для пинг-понга, на которых он нарисовал глаза с ресницами. Сидя на первом ряду и глядя прямо на преподавателя, он заснул так крепко, что свалился, к ужасу преподавателя, прямо ему под ноги».

Ирина Петровна вспоминала об участии Аркадия Шаэновича в традиционных вечерах, которые ежегодно устраивали на архитектурном факультете:

«Подготовка к вечерам была очень серьезная, нужны были декорации и артисты. Аркадий успевал быть всюду. В “циркуле” (помещение вокруг круглого внутреннего двора Академии, в котором размещаются мастерские архитекторов) устанавливались столы с угощением, за которые садились преподаватели, гости и студенты архитектурного факультета. Начиналось представление, а продолжался вечер большим балом. По сложившейся ранее традиции, статуи Аполлона и Венеры одевали в купальные костюмы и шапочки, и всем было очень весело. На танцы сбегались студенты с других факультетов, и бал разгорался в полную силу».

Преддипломную практику Аркадий и Ирина проходили в Ереване. Их руководителем был архитектор, заслуженный деятель искусств Армении, Самвел Аркадьевич Сафарян. Студентам удалось поездить по Армении, увидеть как хорошо сохранившиеся, так и полуразрушенные храмы. Самвелу Аркадьевичу очень понравилось, как работает Аркадий, и он пытался уговорить его не возвращаться в Ленинград, а остаться работать в Ереване.

Но в Ленинграде выпускников ждала ответственная пора — работа над дипломами. Аркадий разрабатывал тему «Планировка и застройка жилых кварталов на проспекте имени И. В. Сталина со зданием гостиницы» и получил на защите оценку «отлично». Ирина создала проект «Театра юных зрителей в Ленинграде», который тоже защитила на «отлично».

После защиты дипломов Тевьян решил работать в проектном институте Ленпроект. В первые годы работы в Аркадий активно участвовал в конкурсах: создавал проекты въездной площади у Средней рогатки, крупнопанельного дома в Ленинграде, памятников на «Дороге жизни».

В начале 60-х годов он с увлечением начал проектировать «малые формы» — кафе, киоски, уличные фонари. Под его руководством был выполнен проект создания подземного перехода на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы.

В 1966 году началось проектирование интереснейшего объекта — «Дача К-2» на Каменном острове. Это должна была быть резиденция для приёма высоких гостей города. Была создана бригада специалистов, в которой Аркадий был главным архитектором проекта. Все работали днём и ночью, чтобы уложиться в срок. Когда работа завершилась, проект был передан заказчику. Контролирующие городские власти были довольны. Но после затянувшегося молчания стало известно, что дальнейшее проектирование передано архитектору Александру Владимировичу Жуку. Для Аркадия Шаэнович это был серьёзный удар, от которого он долго оправлялся.

Ирина Петровна вспоминала об этом времени: «Домой он приходил с работы совершенно безучастный, ложился на диван лицом вниз и так лежал до ночи. И вскоре он ушёл из Ленпроекта и занялся преподаванием. Преподавание он любил, любил студентов, легко находил с ними общий язык. Но проектирование всё-таки его влекло больше, чем одно преподавание».

В 1973 году Тевьян получил заказ на проект  дома приёмов Военно-Морской базы на Каменном острове, на берегу Большой Невки. Аркадий с головой ушел в работу, вместе с ним работал архитектор Валерий Зиновьевич Каплунов.

Каплунов вспоминает об этой работе: «Помню, что ещё до начала моей работы над этим объектом. У Аркадия Шаэновича были выполнены великолепные акварели: перспектива всего комплекса, интерьеры парадных помещений, зала приёмов, банкетного зала, подробнейшим образом разработаны все планы, разрезы, развертки стен. Аркадий Шаэнович сам нарисовал большой камин и всю атрибутику к нему. А также ограждение галереи второго жилого этажа. Он рисовал в своем проекте всё до мелочей, двери, ручки, светильники, люстру. Очень много внимания уделил ландшафту.

Дом приёмов стоит на берегу Невы, но отделён от неё речкой. Так как к нему нужно было подъехать на адмиральском катере, в проекте появился мостик с чугунными перилами в духе лучших Петербургских традиций. Главный парадный зал обращён в сторону пруда, где появляются ведущая к нему лестница и огромный витраж, раскрывающий вид на пруд. Сложность решения пространственных проблем заключалась в том, что существовали строгие ограничения: нельзя было выступать за фундаменты стоящей когда-то на этом месте дачи жены Елисеева. Очень большое количество времени Аркадий Шаэнович уделял всем вопросам, связанным с инженерным обеспечением этого объекта, как в процессе проектирования, так и на стройке».

С 1975 года начался новый этап в жизни Аркадия. В это время он занялся проектированием первой очереди застройки нового города Надыма. Север поразил его своим величием и красотой. И Надым, и Уренгой расположены почти у Северного полярного круга. Ему удалось полетать над тундрой на вертолёте,  необозримый простор произвёл на него незабываемое впечатление. В марте 1981 года Арадия Шаэновича наградили орденом «знак почёта». В декабре 1984 года в залах Дома архитектора открылась выставка работ Тевьяна, которая прошла с большим успехом.

До конца жизни Аркадий продолжал работать над проектами застройки северных городов Надыма и Уренгоя, не бросал преподавания в Академии. Он ушел из жизни 24 февраля 1994 года, не сделав многого из того, что было им задумано. В 2010 году жена архитектора, Ирина Тевьян написала: «И сегодня я вижу его, сидящего за столом с кисточкой или карандашом в руке над очередной “задумкой”».

Тевьян Ирина Петровна, 2010 г.  — forma.spb

Благодарим за предоставленные фотоматериалы Художественный информационный центр Академии художеств

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image