Почему Арам Хачатурян не хотел создавать «Танец с саблями» и что из этого вышло?
Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения композитора Арама Хачатуряна. Композитора, чье имя не нуждается ни в каких эпитетах. Доказательством таланта Хачатуряна служат его бессмертные музыкальные произведения. Об истории одного сочинения – всемирно известного «Танца с саблями» – в материале автора.
Что может быть скучнее, чем писать музыку к балету о борьбе советских колхозников с немецкими диверсантами? И пусть в результате многократных переделок тема борьбы патриотов с оккупантами свелась к нулю и осталась только история любви, но дело еще в том, что музыка к балету писалась осенью 1942 года в холодной и голодной Перми, где эвакуированные сюда люди приближали победу как могли.
Арам Хачатурян мог. Музыкой. Дни и ночи работал над балетом «Гаянэ», можно сказать, поставил последнюю точку, и тут пришло указание директора Кировского (затем Ленинградского, в конечном итоге Мариинского) театра оперы и балета дописать еще одну сцену.
Зачем?! Арам Ильич спорил, не соглашался и его можно понять. Это как талантливому публицисту написать что-то крупное, цельное, выстраданное, не раз прочитать-перечитать, поправить-переправить, отшлифовать, довести до звона, а тут требуют вставить с боку-припеку еще кусок. Хачатурян взвился, сказал решительное «Нет!», но времена были такие, когда «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!». Не будем забывать и о том, что шла война, и все делалось по законам военного времени.
Короче говоря, композитор заставил себя сесть за рояль и в состоянии, близком к бешенству, дописать партитуру. Фрагмент был подготовлен за семь часов, назывался «Танец курдов», но в историю мировой музыки вошел как «Танец с саблями».
Говорят: «Увидеть Париж и умереть!», имея в виду предел мечтаний, мол, увидел Париж и ничего другого уже не надо. В нашем случае – услышал и согласился с Джоном Ленноном: «Все, что отнимает жизнь, возвращает музыка». «Танец с саблями» вдохнул в людей новую жизнь, заставил поверить в победу и в себя.
Успех «Гаянэ» был грандиозен. Уже спустя три месяца «Известия» опубликовали постановление за подписью Сталина о присуждении Араму Хачатуряну премии первой степени и денежного вознаграждения в размере ста тысяч рублей, переведенных композитором в фонд обороны.
А в «Правде» вышла статья композитора Дмитрия Кабалевского. Он тоже восхищался «Гаянэ», однако отметил, что «совершенно неясна роль трех немецких агентов, завербовавших мужа Гаянэ, чтобы тот сжег колхозный хлопок». Что правда, то правда – фашисты-поджигатели хлопка были в балете, как седло на корове.
А в Армении Гаянэ стало самым распространенным женским именем и, что интересно, со времени написания балета прошло уже восемьдесят лет и один год, а Гаянэ у нас по-прежнему куда ни глянь. Имя означает «домашний очаг», такая женщина хоть и женственна, но при необходимости может проявить твердость характера.
В конце сороковых прошлого века «Танец с саблями» стал хитом в США. Музыкальные журналы до сих пор отмечают, что это произведение известно каждому эстрадному оркестру в мире. Сам Арам Хачатурян в интервью газете «Неделя» (воскресное приложение «Известий) сказал: «Если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».
А ведь, в самом деле, не одним этим танцем славен Хачатурян.
«Токката», «Первая» и последующие симфонии, музыка к кинофильмам и театральным постановкам драмы «Маскарад» Лермонтова, в частности.
Чтобы быть точным: три концерта, столько же концертов-рапсодий, балеты, сочинения для солистов, хора и симфонического оркестра, камерные произведения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и семнадцати кинофильмам.
Вместе с тем: профессор Московский консерватории, ректор Университета культуры Академии МВД СССР, и это еще не все, но все с полной отдачей и по собственному желанию.
Да, бессмертный «Танец с саблями» Хачатурян написал не благодаря, а вопреки, но вот с гимном Армении – полное взаимопонимание, никаких метаний, мук и противоречий. В 1944 году композитор приехал в Ереван поработать над главной песней своей родины. Сел как-то поздней ночью за фортепьяно и зазвучала мелодия, которую многие десятилетия слушали стоя.
Стихи написал Сармен (Арменак Саркисян), музыка – Арама Хачатуряна, совместными усилиями родился гимн Армянской ССР, звучавший до первого июля 1991 года. Разговоры о том, чтобы вернуться к хачатуряновской мелодии, не умолкают по сей день.
Ну и, наконец, откуда любовь к музыке и талант. Талант, известно, от Бога. Любовь от города, в котором родился.
Позже Хачатурян напишет: «Старый Тифлис – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…».
Учиться музыке начнет поздно, в девятнадцать лет. До этого импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. У родителей было старое пианино, на котором учился играть (не спешите избавиться от старых пианино, когда в доме растут дети).
В 1921 году переезд в Москву, музыкальное училище имени Гнесиных по классу виолончели. Затем класс композиции Московской консерватории и первое произведение. Называлось «Танец». Как предвестник того самого, который с саблями.
Как память о великом композиторе: детская музыкальная школа в Москве, улицы его имени в Москве, Симферополе, Астане и Ереване, самолет компании «Аэрофлот», почтовые марки и, наконец, Большой зал филармонии в Ереване со скульптурным изображением автора танца с саблями, без которого нам никак.
Сергей Баблумян
Добавить комментарий