Одного унесла война, другого – взрыв в Степанакерте: семья Саакянов просит лишь об одном
Сасун Саакян погиб в 44–дневной войне, его старший брат Григорий – в результате взрыва в Степанакерте 25 сентября. Сейчас родители погибших (отец-инвалид первой карабахской войны) вместе с невесткой, дочерью и их несовершеннолетними детьми живут в селе Айгестан.
Из-за сентябрьских событий карабахская семья Саакянов была вынуждена переселиться во второй раз. До 44-дневной войны 2020 года они жили в Шуши. Эвакуировались оттуда, некоторое время жили в Армении, затем вернулись в Степанакерт, получили новый дом и начали все с нуля. Едва успели встать на ноги, как им снова пришлось оставить все и уйти.
Однако на этот раз покинуть дом было вдвойне тяжелее и больнее. Взрыв топливного резервуара унес жизнь старшего сына семьи, 42–летнего Григория, прямо на глазах у его сестры Раисы.
Обгоревшее тело было найдено в результате анализа ДНК позже, когда они уже были в Армении, но его до сих пор не предали земле.
Дело в том, что Григорий Саакян был военным и до 2022 года служил в Армии обороны Нагорного Карабаха. Мать и вдова хотят, чтобы его похоронили в пантеоне "Ераблур", но компетентные органы отказали, сославшись на то, что он погиб не во время боевых действий. А теперь проблема в том, что у семьи нет постоянного места жительства.
"У нас нет дома, мы не знаем, где будем жить, чтобы я хотя бы похоронила сына рядом и могла ходить к нему на могилу", – сказала нам мать.
Герой Сасун
Могила Сасуна Саакяна, младшего сына Анжелы, осталась в Нагорном Карабахе.
Сасун был разведчиком-снайпером. Погиб во время ожесточенных боев за Шуши в 2020 году. Посмертно получил медали "За отвагу" и орден "Боевой крест" первой степени.
Мать вспоминает, что последний раз говорила с сыном по телефону 7 ноября 2020 года. Согласно официальной информации, он был убит 9 ноября в окрестностях Шуши.
В сентябре этого года, за несколько часов до того, как покинуть Нагорный Карабах, мать успела забрать надгробие сына с кладбища и привезти его с собой в Армению.
Она хочет перезахоронить сына в Армении, чтобы быть рядом с ним, но в этом вопросе ей уже никто не может помочь. Надгробный камень без могилы стоит во дворе...
Многое еще предстоит сделать
Сасун погиб в 30 лет, не успев создать семью. Григорий же был женат, у него осталось пятеро несовершеннолетних детей.
Его вдове Марусе всего 33 года. Она рано вышла замуж и всю жизнь посвятила семье, воспитанию детей, не успев получить никакой специальности.
Старшая дочь Григория, 15-летняя Лусине, учится в Арташатском медицинском училище и мечтает стать военной медсестрой.
"Когда я поступила в колледж в Степанакерте и именно на военное отделение, папа сказал, что не разрешит мне стать военной... Но я своего добьюсь, не откажусь, пойду по папиным стопам", - сказала Лусине.
14-летняя Эрсине, 13-летний Арен, 10-летний Нарек и 7-летняя Наре учатся в школе. Младший сын, Нарек, уже определился в вопросе будущей профессии. Он станет врачом, как и мечтал его отец.
Новый дом и старые ожидания
В семье из 14 человек 8 несовершеннолетних (5 детей Григория и 3 детей Раисы). У мужа Анжелы инвалидность, он потерял ногу в первой карабахской войне. После смерти младшего сына у него случился инфаркт, а затем инсульт. Сейчас он прикован к постели.
В Армении семья долгое время жила на территории, служившей складом. Владелец помещения предоставил его бесплатно и даже сделал дополнительную пристройку, чтобы увеличить площадь. Но на тот момент, когда семьи жили в одной комнате, Маруся нашла квартиру в Арташате и пошла туда со своими пятью детьми. Однако бытовые условия были настолько плохими, а плата высокой, что женщина решила снова вернуться в большую семью.
"Мы готовы жить вместе – главное, чтобы условия были нормальными. В снимаемой нами квартире пропускал газ, а хозяин квартиры отказывался проводить ремонт. Для столь высокой арендной платы условия были ужасными. Мы решили, что нам лучше жить вместе, так и расходы будут немного меньше", - говорит Маруся.
Около недели назад семья нашла дом побольше в деревне Айгестан Араратской области. Владелец дома предоставил его бесплатно, на два месяца, пока члены семьи не найдут работу и не смогут выплачивать арендную плату.
Новый дом по площади больше, но тоже не газифицирован, отапливается электрическими плитами, а туалет - во дворе.
"Несколько дней назад отключили электричество – стояла такая холодрыга. Мы купили дровяную печь, но даже дров не было, чтобы натопить (улыбается – авт.). В результате вынуждены были топить макулатурой, чтобы согреться", - рассказала нам вдова Григория.
В доме также нет постоянной воды. Чтобы искупаться, приходится набирать и греть воду в ведрах. В доме есть место для ванной, но оно не отремонтировано.
Теперь вся семья думает в одном направлении – как сделать дом более комфортным, чтобы можно было перезимовать. Они хотят продать две машины, на которых приехали в Армению, надеясь, что на эти деньги смогут купить дом, в котором живут. Им очень хочется обзавестись постоянным жильем, ведь в таком случае будет решен и вопрос с погребением Григория.
Марианна Галстян
Добавить комментарий