С.С. Абамелек-Лазарев — покровитель образования и церкви. Благотворительность и армянская культура
В ноябре 2022 года в Музейно-выставочном комплексе Тульского кремля проходил международный научно-просветительский круглый стол «Личность в истории: князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. 165 лет со дня рождения». На мероприятии выступали специалисты из Тулы, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, а также из Милана, Пизы и Лондона. В дискуссии принимали участие и сотрудники Армянского музея Москвы. Публикуем прочитанный Рипсиме Галстян доклад «С.С. Абамелек-Лазарев — покровитель образования и церкви. Благотворительность и армянская культура».
С.С. АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВ — ПОКРОВИТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕРКВИ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА
Князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев, соединивший в себе два армянских рода Лазаревых и Абамелек, был продолжателем благородного дела своих предков — в его лице покровителя находили образование, церковь и культура. После смерти своего отца Семена Давыдовича в 1888 году он стал почетным попечителем Лазаревского института восточных языков. В многочисленных письмах, адресованных Семену Семеновичу с просьбами о приеме в Лазаревский институт и благодарностями в оказанной поддержке, отмечается доброта его предшественников из «знаменитого рода Лазаревых». «Ваших благородных предков доброта, оказываемая армянскому народу, нам знакома», — писали ему из Армянского женского благотворительного общества персидского города Тавриз [9].
Прошения о зачислении в воспитанники Лазаревского института восточных языков направлялись Семену Абамелек-Лазареву из разных городов Российской империи. Так, среди документов князя, хранящихся сегодня в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), можно найти письма из Эчмиадзина, Елизаветполя и Кишинева, где находилась Нахичевано-Бессарабская Армянская епархия. В марте 1913 года Семену Абамелек-Лазареву было направлено письмо из Армавира — армянского поселения, основанного в 1839-м на юге России. «Смеем думать, что Ваше Сиятельство приобщило бы нас к общей русской культуре, связало бы нас более тесными узами с армянством, предоставив, по примеру Вашего предка [Христофора Екимовича Лазарева. — Прим.], две стипендии для бедных детей Армавирского общества», — писал волостной старшина от Армавирского сельского общества, указывая на стремление армавирцев к просвещению и национальному самосознанию [6].
Семену Абамелек-Лазареву докладывалось о достижениях учащихся Лазаревского института. Всеволод Миллер, бывший его директором в 1897–1911 годах, в одном из своих писем рассказывал о Минасе Бедросове, состоявшем в числе приходящих учеников приготовительного класса института. «…занимается очень прилежно и отличается весьма хорошим поведением. Оказанные им успехи по настоящее время дают основание полагать, что в будущем он может заниматься удовлетворительно», — замечал Миллер [7].
При попечительстве Семена Абамелек-Лазарева были возведены новые строения Лазаревского института — гимнастический зал, хозяйственный корпус, здания для библиотеки и больницы. В 1913 году князь завещал институту один из своих домов в Армянском переулке (№ 7) с условием, что он будет носить имя его родителей — «Дом князя Семена Давыдовича и княгини Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревых». Доход, получаемый от сдачи квартир внаем, должен был поступать на содержание пансионеров-стипендиатов «из русско-подданных армяно-григориан и не более пяти персидско-подданных в память о происхождении Лазаревых из Персии».
Средствами Семена Абамелек-Лазарева в Лазаревском институте широкое развитие получило книгоиздание. Из выпущенных книг, связанных с историей Армении, особенный интерес представляет фототипическое издание Евангелия 887 года в древнеармянском переводе. Издание было подготовлено в 1899 году под редакцией профессора армянской словесности Григория Халатянца по находившейся в собрании института рукописи (сегодня она хранится в Матенадаране, Ереван).
Семен Семенович Абамелек-Лазарев занимал должность попечителя армянских церквей Санкт-Петербурга и Москвы. На церковных советах при его участии решались вопросы по управлению имуществом, обсуждалось учреждение в Лазаревском институте восточных языков новых стипендий для детей духовенства. Им направлялись денежные средства в Эчмиадзинскую духовную академию и для стипендий ее слушателям.
Во время массовых убийств армян в Османской империи, развязанных султаном Абдул-Гамидом II в 1894–1896 годах, в России находили пристанище спасшиеся от резни. В поддержку беженцев разворачивалась активная деятельность. На одном из заседаний Совета армянских церквей Санкт-Петербурга по предложению Семена Абамелек-Лазарева было принято решение выделить три тысячи рублей беженцам, обосновавшимся в Эривани, Эчмиадзине, Александрополе, Карсе и Игдыре. На этом помощь не заканчивалась. В 1900 году Абамелек-Лазарев информировал Совет о том, что российский посол в Османской империи Иван Зиновьев в ответ на их письмо сообщил, что им получена отправленная сумма в пять тысяч рублей и что он передал эти деньги армянскому патриарху в Константинополе для открытия сиротских приютов в тех местах Малой Азии, где это необходимо.
Нуждающимся армянам-переселенцам Семен Абамелек-Лазарев оказывал помощь и в Персии. «Присланные от Вашего Сиятельства 600 рублей на помощь Обществу города Тавриза мы получили через русского консула г. Петрова. <…> Вы, по примеру Ваших великодушных предков, не забыли человеколюбиво отереть слезы многочисленных несчастных в Персии, в настоящее время материально и нравственно стесненные многочисленные армяне-переселенцы нуждаются в помощи, и Ваши пожертвования могли на время содержать часть бедных», — так благодарило князя в 1898 году Армянское женское благотворительное общество Тавриза, взявшее на себя попечение «голодных и нагих», сохраняя при этом управление учебными и ремесленными учреждениями, поддерживающими женщин [9].
Зная в Тавризе о благодеяниях Семена Абамелек-Лазарева, к нему в 1906 году обращались и попечители армянского училища Гайказян-Тамарян, способствовавшего просвещению среди армянского населения Персии. «Обращаясь к Вам, как к достойному потомку славного рода Лазаревых, великих благодетелей армянского народа, мы просим Вас, Ваше Сиятельство, пожертвовать сумму на усиление средств нашего училища, или же назначить ежегодное пособие по Вашему усмотрению. Нашими устами взывают к Вам персидские армяне, соотечественники Ваших славных предков…» — говорилось в письме попечителей [8].
Известный открытием Пальмирского таможенного тарифа и исследованием Джераша, Семен Абамелек-Лазарев проявлял археологический интерес и к памятникам армянской истории. В феврале 1902 года заведующий музеем древностей и раскопками Эчмиадзинского первопрестольного монастыря, верховный архимандрит Хачик Дадян докладывал Абамелек-Лазареву о раскопках руин Вагаршапатского храма Звартноц и гробницы святого Григория Просветителя (ок. 240–325/326), а также просил его покровительства в этом деле. Основные раскопки храма были начаты Хачиком Дадяном в мае 1900 года, за месяц до чего им было отправлено прошение в Императорскую археологическую комиссию о разрешении проведения работ.
В оригинале письма архимандрита Хачика Дадяна к Семену Абамелек-Лазареву, хранящемся в Российском государственном архиве древних актов, храм датируется IV веком, а гробница — VII веком. Однако автором письма, вероятнее всего, допущена описка и перепутана датировка храма, так как уже с начала изучения храм Звартноц был отнесен к VII веку. К тому же и сам Хачик Дадян в своих письмах в Археологическую комиссию указывает VII век как время строительства храма. В бланке письма, полученном князем от эчмиадзинского священнослужителя, обращает на себя внимание красиво выполненное изображение одной из самых узнаваемых деталей храма Звартноц — капители с рельефом, изображающим расправившего крылья орла [10].
В ночь на 20 сентября 1916 года Семена Семеновича Абамелек-Лазарева не стало. Его смерть получила широкий отклик в прессе. В некрологе, напечатанном в московском журнале «Армянский вестник» (№ 36, 1916), отмечаются благодеяния последнего представителя рода Лазаревых в отношении армянского народа. «Благотворительность князя была традиционной особенностью в его фамилии Лазаревых. Как верный сын армянской церкви, он лично побывал в Эчмиадзине в 1895 году и сделал щедрые пожертвования в пользу Первопрестольного монастыря, где имеет местопребывание глава армянской церкви, Верховный Патриарх-Католикос всех армян. В прошлом году [1915-м. — Прим.] князь перевел на имя католикоса несколько десятков тысяч рублей в пользу беженцев из турецкой Армении…» — писал автор некролога, бывший преподаватель Лазаревского института Х. Кучук-Иоаннесов, о князе Абамелек-Лазареве, скончавшемся спустя год после начала Геноцида армян в Османской империи.
Литература
1. Баликян О. Докладные записки Х. Дадяна о раскопках в Звартноце / О. Баликян, Д. Оганесян ‖ Вестник общественных наук АН АрмССР. — 1984. — № 5. — С. 78–87. — URL: arar.sci.am/dlibra/publication/40797/edition/36560/content (дата обращения: 14.11.2022).
2. Бархударян В.Б. История армянских колоний Москвы и Петербурга (половина XVIII века – начало XX века) / В.Б. Бархударян ; [пер. с арм.: Л. Меликян]. — Ереван : Издательство «Гитутюн» НАН РА, 2015. — 428 с.
3. Кучук-Иоаннесов Х. К кончине кн. С.С. Абамелек-Лазарева / Х. Кучук-Иоаннесов ‖ Армянский вестник. — 1916. — № 36. — С. 7–8. — URL: archive.org/details/1917-10-11/1916%2836%29/page/n7/mode/2up (дата обращения: 18.11.2022).
4. Мнацаканян С.Х. Звартноц. Памятник армянского зодчества VI–VII веков / С.Х. Мнацаканян. — Москва : Издательство «Искусство», 1971.
5. Неклюдов Е.Г. Род Лазаревых / Е.Г. Неклюдов, Е.Г. Попова-Яцкевич. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2013. — 320 с.
6. РГАДА. Ф. 1252 (Абамелик-Лазаревы). Оп. 1. Д. 313. Л. 109.
7. Там же. Л. 11.
8. РГАДА. Ф. 1252 (Абамелик-Лазаревы). Оп. 1. Д. 371. Л. 1.
9. РГАДА. Ф. 1252 (Абамелик-Лазаревы). Оп. 1. Д. 470. Л. 4.
10. РГАДА. Ф. 1252 (Абамелик-Лазаревы). Оп. 1. Д. 504. Л. 1–2.
Посмотреть трансляцию круглого стола «Личность в истории: князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. 165 лет со дня рождения»: vk.com
Добавить комментарий