Так состоялось мое первое знакомство с Арцахом: Паул Меллор

16 февраля, 2024 - 18:58

Паул Меллор – известный фотограф и благотворительный деятель. Фотоделом он увлекся в довольно раннем возрасте. В беседе с Step1.am он представляет взгляд со стороны на события в Арцахе.

«Моя первая работа была в пресс-агентстве, где я узнал много нового о различных жанрах фотографии, включая обработку и печать в фотолаборатории. Через семь лет я ушел и открыл собственный бизнес, работал в сфере рекламы, связей с общественностью и корпоративных мероприятий. Я также создал профессиональную технологическую и полиграфическую лабораторию. Бизнес процветал, и среди моих клиентов-фотографов было множество крупных компаний, а также несколько крупных благотворительных организаций.

Cначала я арендовал студию в центре Лондона вместе с другим фотографом, а затем переехал в собственное помещение. Цифровая революция произошла в начале 1990-х годов, но моя любовь к фотопленкам продолжалась и в 2000-е годы, вместе с развитием цифрового оборудования. Я закрыл свой основной бизнес в 2010 году, но продолжал работать в благотворительном секторе до выхода на пенсию в 2019 году.

Моя жена Кэти приглашала поехать в Арцах, чтобы оценить потребности и организовать открытие неонатального отделения в родильном доме Степанакерта. Свою трудовую деятельность, на протяженнии долгих лет, она посвятила лечению новорожденных детей с проблемами. Так состоялось мое первое знакомство с Арцахом.

Мой первый визит состоялся в январе 2001-го. Первоначально я поддерживал работу своей жены, фотографируя в больницах и населенных пунктах, чтобы использовать фото для сбора средств. Именно тогда я услышал о Реабилитационном центре, но посетил его только в следующую поездку.

Родильный дом еще ремонтировался, а неонатальное отделение было готово и оборудовано к 2002 году. Затем основное внимание перешло на обучение медицинского персонала, которое Кэти провела с помощью ряда врачей и медсестер, приехавших с ней из Великобритании.

Первые годы также были потрачены на путешествия по Арцаху, посещение деревень, чтобы увидеть, как осуществляется медицинская помощь матерям и новорожденным. Я путешествовал с ней по Арцаху, чтобы собрать как можно больше информации о стране и о людях. Моей миссией всегда было поддерживать работу Кэти, и я также постепенно научился обслуживать оборудование, которое мы привозили для Арцаха.

Моей главной целью было  сделать множество фотографий, чтобы показать страну и ее жителей и  информировать общественность Великобритании о стране, о которой мало кто слышал и подозревал о существовании.

В дальнейшем мои поездки в Арцах участились и благодаря связям с баронессой Кэролайн Кокс, я все больше и больше узнавал о Реабилитационном центре и Вардане Тадевосяне, директоре и основоположнике центра. Меня заинтересовала деятельность центра и специфика работы с пациентами. Трудовая этика, сформировавшаяся среди сотрудников, была вдохновляющей, а их преданность делу уникальной.

С годами в центре расширились  возможности лечения. Центр проводил  широкий спектр мероприятий, которые стимулировали творческое мышление пациентов. Я всегда чувствовал себя желанным гостем, и у меня была возможность реализовать свои собственные фотографические проекты, в которых были показаны не только пациенты, но и персонал, а также уровень оснощенности здания  по мере развития.

Работа центра не ограничивалась лечением пациентов в стационаре и в амбулаторных условиях. Специслисты центра занимались также лечением пациентов в домашних условиях, предоставляя им все необходимые лекарства и принадлежности. Они ездили по деревням, оказывая пациентам необходимую медицинскую помощь.

Мне удалось сопровождать Вардана в некоторых поездках, благодаря чему я смог оценить социальный уровень жизни, а также степень доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями. Моим первым впечатлением от людей была степень их дружелюбия, и это было потрясающе. Они были готовы поделиться последним куском хлеба. В каждом доме меня тепло приветствовали и несмотря на то, что я не мог говорить на их языке, у нас были замечательные «разговоры».

Нет сомнений в том ,что  низкий уровень жизни в Арцахе — это результат войны 90-ых годов с Азербайджаном. Жизнь в Арцахе в корне отличалась от моей жизни, которую я прожил в Великобритании. Арцахцы поистине гордились своей страной. Демонстрируя упорную стойкость в годы войны, несмотря на отсутствие помощи со стороны других стран, они добились независимости. Этот народ имеет многовековую историю, и мне не понадобилось особо много времени, чтобы понять насколько тесно их жизнь связана с национальными традициями.

Каждый житель Арцаха как никто другой в мире понимает, какова цена победы, и высоко чтит память героев национально-освободительной борьбы. Природа Арцаха прекрасна, а разнообразие долин, рек и гор особенно впечатляет. Сочетание поразительных геологических особенностей, зеленых пастбищ и деревьев, а также разрушительных последствий катоаклизмов сделало Арцах практически уникальным.

Я объездил весь Арцах, посетил отдаленные деревни и все знаменитые монастыри и церкви, а также множество красивых мест и зданий, находящихся вдали от туристических маршрутов. Мне была предоставлена возможность увидеть многие места, сильно пострадавшие во время войн, которые резко контрастируют с ухоженными территориями национального значения.

Я бывал в Арцахе 57 раз. Потрясен событиями последних нескольких лет, частыми вспышками агрессии и тотальным вниманием к безопасности мирного народа Арцаха. Я также поражен страстью и решимостью каждого защитить свою страну и свое наследие. Столько людей отдали свои жизни ради того, чтобы народ Арцаха мог жить в мире, но к сожалению, безрезультатно.

Блокада была бесчеловечным актом по уничтожению населения, лишению каждого элементарных условий жизни. Российские миротворческие силы были предвзятыми и неэффективными и мало что сделали для обеспечения безопасности многих семей с детьми, проживающих в этом регионе. Тот факт, что школы не смогли оставаться открытыми, несправедливо лишил детей образования.

В западных новостях было мало сообщений, поскольку на том этапе в мире было так много конфликтов, что Арцах не считался достойным освещения в СМИ. Мне удалось поддерживать связь с некоторыми друзьями и семьями, с которыми я имел честь познакомиться во время моих визитов, но даже тогда было нелегко представить ту боль и отчаяние, через которые проходили люди.

Однажды утром я получил голосовое сообщение от Вардана Тадевосяна из Реабилитационного центра, в котором он описал панику, когда люди пытались покинуть Арцах после того, как вторгшиеся азербайджанские силы предъявили им ультиматум. Я был ошеломлен бесчеловечными действиями азербайджанцев и могу только представить страх и отчаяние тех людей , которым пришлось покинуть свои дома, оставив большую часть своего имущества и воспоминания о жизни на родине и в результате всего этого, насколько мне известно, к великому сожалению, Арцах прекратил свое существование», рассказал Паул Меллор в беседе со Step1.am․

Арсен Агаджанян

Фото Паула Меллора

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image