Константин Орбелян

30 июля, 2024 - 12:59

29 июля родился Константин Агапаронович Орбелян — человек, навсегда изменивший вектор развития советского джаза. Вспоминаем его путь, дружбу с армянскими композиторами и связь с Арменией, которую душой он никогда не покидал.

Константин Агапаронович Орбелян родился 29 июля 1928 года, детство у дирижёра было тяжелым: родителей он лишился достаточно рано. В 1936 году был арестован его отец — Агапарон Султанович Орбелян, а через два года, в 1938 году была приговорена к 5 годам лагерей мама — София Михайловна Атарбекова (реабилитировали её в 1953 году). Рос Константин вместе со своим братом Гарри в сложных условиях: Константина, как сына врага народа, исключили из музыкальной школы. С юных лет им пришлось работать: брат Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин аккомпаниривол гимнастам. В 1943 году Константин приехал из Баку в Ереван, где его жизнь разделилась на до и после.

Это время он позже вспоминал в интервью:

«В 11 лет я уже зарабатывал на жизнь, аккомпанируя гимнастам из спортивного общества "Буревестник". Это была вынужденная мера. Дело в том, что своего отца я почти не помню: в 37-м его арестовали, потом он был расстрелян, а маму надолго отправили в сталинские лагеря. Меня же исключили из школы для одаренных детей. Надо было выживать».

Его ранний путь — исключительно практический. У Константина не было оконченного профессионального образования, только неполные годы учебы в музыкальной школе. Во время выступлений в Ереване он познакомился с человеком, который стал важной фигурой на его пути —  композитором Артемием Айвазяном. Как вспоминает сам дирижёр:

«С тех пор все, что происходило со мной, связано с Арменией. Несколько лет я работал пианистом в его оркестре, затем в 19 лет он перевел меня в дирижеры. Профессионального образования у меня тогда не было, и я оставил эстрадный оркестр и поступил в Музыкальное училище имени Романоса Меликяна в класс Эдварда Мирзояна. У него же я завершил учебу в консерватории и аспирантуре».

Период учебы в классе Эдварда Мирзояна стал основополагающим — именно в студенческие годы Константин начал исследовать джаз и эстраду, а также организовал эстрадный квинтет, ставший очень популярным.

Свою учёбу Орбелян всегда вспоминал с теплом, ведь многие преподователи, Мирзоян, Хачатурян, Арутюнян, стали потом его близкими друзьями. В особенности — Арам Хачатурян, с которым у Константина Орбеляна была особая связь. Хотя Хачатурян высоко ценил дарование своего ученика и гордился его достижениями, ему хотелось, чтобы Константин больше занимался композицией.

Арам Хачатурян пишет Орбеляну:

Дорогой Котик!

Пишу это письмо тебе из подмосковного санатория "Барвиха". Цель этого письма еще раз сказать тебе, что ты должен заняться композицией по-настоящему. О чем ты думаешь? Ведь ты зря расточаешь свое огромное дарование. Чтобы ты меня правильно понял бы, я хочу тебе сказать, что я не только положительно отношусь к легкому жанру и к твоему оркестру, но и считаю, что ты делаешь очень важное дело в своем эстрадном оркестре. Причем, ты часто пишешь легкую музыку с большим вкусом, и, если так можно выразиться, пишешь легкую музыку без кавычек. Работая в этом жанре, ты можешь быть вполне уважаем, вполне обеспечен и вполне ценим.

Таким образом, ценя твою работу в эстрадном оркестре, тем не менее, я предлагаю тебе бросить это дело, заниматься оркестром от случая к случаю.

Если можно, будь еще острее в своем гармоническом языке им помни, чтобы джазовые звучности не отражались бы в твоих сочинениях. Так называемой левизны не бойся в своих сочинениях потому, что ты столь реалистичен и народен в своих слушаниях, т.е. ты слышишь правильно - тебе не страшны увлечения остротами и формальными конструкциями.

Конечно, все это должно быть ограничено. Нельзя ставить перед собой задачи конструкции голой формы не думая о содержании. Так что пойми меня правильно.

Извини меня, что вторгаюсь в твои внутренние дела, но мой долг старшего, долг совести, сказать тебе, и предупредить тебя.

Хотя многому он научился благодаря своим ученикам, научившим его многому, путь в музыке у него был особенный. В 1956 году джазовую музыку было исполнять сложно. Как вспоминал сам Орбелян,  на него чуть не завели дело за насаждение симпатии к США. Конечно, хотя были препятствия, он продолжал заниматься музыкой. Его первая симфония была представлена в 1967 году.

В одном интервью он сказал, что суммировать все годы его  работы сложно, ведь так много всего было сделано:

«За 36 лет произошло столько, что обо всем и не расскажешь. Мы выступали в крупнейших залах России, Европы, Азии. . . 35 лет я был членом жюри международных конкурсов, членом худсоветов, определявших всю художественную палитру эстрады, джаза, был вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей России и, наконец, когда я уже уехал из СССР, стал действительным членом Международной академии наук, образования и искусства Калифорнии, обладателем ее высшей награды - золотой медали имени Эйнштейна».

Хотя Орбелян покинул Армению физически, душой он никуда не уезжал и считал всегда, что остался.

Армен Тутунджян в книге «Джаз в Армении» пишет:

«Оркестр Константина Орбеляна во все годы своей деятельности отличался своей “изюминкой”, заложенной не только в репертуаре оркестра, но и в самих исполнителях — как в вокалистах, так и в прекрасных музыкантах. В условиях экономического и энергетического кризиса и в предчувствии более тяжелых времен многие бросали свои места и покидали Армению. Не обошла эта участь и музыкантов. Многие музыканты оркестра Орбеляна к маю 1992-го покинули коллектив. Для  Орбеляна это был второй удар, нанесенный его оркестру. Но Орбелян никогда не терпел поражений. В невероятно короткий срок — за два месяца — он собрал новый оркестр и подготовил концертную программу. В конце июня в зале Театра оперы и балета им. А. Спендиаряна состоялись концерты Государственного эстрадного оркестра Армении п/у Константина Орбеляна. Это были прощальные концерты прославленного оркестра, прошедшего дорогу длиной в 36 лет. Константин Орбелян прощался с любимым зрителем. Оба концерта прошли с огромным успехом. Орбелян покидал здание Театра как герой. Через день он уехал в США. Так была написана последняя страница в истории этого славного армянского коллектива, которую писали со своими музыкантами Артемий Айвазян —18 лет и Константин Орбелян — 36 лет».

Интервью с официальной страницы Константина Орбеляна.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image