АРМЯНЕ ВИЗАНТИИ
А время летит и летит, не оглядываясь в прошлое, рождая новые поколения с их поиском и неизбежными ошибками, из которых складываются новые страницы истории на пути в будущее. Историки пытаются оценить и осмыслить происходящее сейчас, века и тысячелетия назад. Народы со "спринтерской" исторической дистанцией стремятся дотянуться до времен, в которых их не было. Большинство "марафонцев" сошло с дистанции, сохранив в лучшем случае язык, но не государственность. А мы с вами, граждане Третьей Республики, не знаем многих нюансов из своей истории и роли армян в истории других государств.
В этом плане большой интерес для читателя представляет книга историка, публициста Ваге Лоренца "Армяне Византии".
Когда и сколько
Взаимоотношения армян со своими западными соседями уходят далеко за нашу эру. Вспомним хотя бы царя Зармайра Айказуни (II тысячелетие до н.э.), защищавшего Трою и павшего у ее стен. Многие годы Рим воевал с правителями из династии Арташесидов. Пробил час и Римской империи. Наследник ее восточной части с V века Византия стала укрепляться, расширять свои владения на Востоке, в Африке, Италии. Период наибольшего могущества империи приходится на IX-XI века. Это время правления Армянской (Македонской) династии. Затем византийцы постепенно сдают позиции. Причин тому было достаточно как внешних, так и внутренних.
ТУТ И ПОХОДЫ НОРМАНОВ, БОЛГАР, КРЕСТОНОСЦЕВ. А на востоке, кроме персов и арабов, объявились в XI веке еще и сельджуки. Во внутренней жизни (как и в любой другой уважающей себя средневековой империи) царили частые дворцовые перевороты, козни, смуты, восстания, отравления, убийства, предательства своих и чужих, несмотря на междинастические браки. Византия, просуществовав около тысячи лет, окончательно пала 29 мая 1453 года, когда османский султан Мехмед II захватил Константинополь. Кстати, ему весьма помог венгерский пушечный мастер Орбан со своей чудо-пушкой "Базилика". Видно, симпатии Орбанов к кочевникам имеют глубокие корни.
Во вступительном очерке Ваге Лоренца кратко представлена история империи и роль армянского элемента в эти века. Автор справедливо отмечает, что не всем современным исследователям нравится констатировать тот огромный вклад, который внесли армяне в жизнь Византии. Делаются попытки исказить происхождение главных действующих лиц (императоры, патриархи, полководцы). Лоренц выбирает наиболее достоверные источники из современников той эпохи. В них выделены роль армянских военных, составляющих во многих случаях ударную силу войск империи. В X-XI веках, по тем же иностранным источникам, половину населения Константинополя составляли армяне. Не удивительно, ведь значительная часть Армении входила в Византию. Кроме Армянской (Македонской) династии (867-1051 гг.) были еще три армянского происхождения: Ираклийская (610-711), Исаврийская (717-802) и Ангелов (1185-1204).
В. Лоренц рассказывает о жизни и деятельности 37 императоров и императриц армянского происхождения. Подчеркивает, что за редким исключением они относились к Армении, мягко выражаясь, недружественно. В этом тоже по мировому опыту других наций нет ничего удивительного. Известный британский кавказовед Дэвид Ленг (1924-1991) в книге "Армяне. Народ-созидатель" отмечал: "Крушение армянской государственности в XI веке произошло не из-за мусульманской агрессии, но из-за происков христианского государства, а именно - Византии". Напомню, что тогда там правила Армянская династия. Об одном из императоров и его сестре речь еще пойдет. А пока вспомним самого первого армянина на византийском троне.
Морик (Маврикий) правил в 582-602 гг.
Западные исследователи считают, что он родился в Малой Армении, наши историки называют село Ошакан (в области Айрарат). С детства отличался злым, непослушным нравом. Отец, воспитывая, приговаривал, что этот мальчишка не станет человеком. Став императором, Маврикий привез отца во дворец, показал трон, роскошь и укорил за неправильный "прогноз". Отец по имени Погос не растерялся: "Я не говорил, что ты не станешь императором. Говорил, что человеком не станешь. Вот так и не стал".
МОРИК БЫЛ СТРОГИМ, СПРАВЕДЛИВЫМ, БЕРЕЖЛИВЫМ ДО СКУПОСТИ. Любил музыку, поэзию. В Константинополе начал с нотариальной конторы, стал зятем императора Тиберия II, имел 9 детей. Взяв власть, ввел в качестве официального языка греческий вместо латинского. При нем большая часть Армении после войны вошла в Византию. Земляков своих Морик не жаловал. Широко известно его письмо персидскому владыке Хосрову II, где говорится, что Византия пошлет армянские полки воевать в Тракию. Дальше Морик советует коллеге послать армянских воинов в Среднюю Азию и объясняет: "Если армяне убьют, значит, убьют наших врагов, а если армяне погибнут, погибнут наши враги". Кстати, по этому же сценарию многие поступали в истории не только с армянами, но и с другими вроде бы союзниками. Стоит вспомнить, как совсем недавно, в 1941-1945 гг., в Азербайджане выполняли план фронтовиков за счет армян, русских, евреев.
В последние годы правления дела у Морика пошли худо. Опуская интересные детали, скажу, что свергнутого императора новый подверг жесточайшим мукам: обезглавили его сыновей, потом самого. Головы на кольях долго оставались на центральной площади. Историки сохранили драматическую подробность. При казни сыновей няня вместо новорожденного сына императора подложила своего ребенка. Морик заметил и воспротивился, сказав: "Сын няни ни в чем не виновен". Спас. Видно, к концу жизни все-таки стал человеком.
Василий (Барсег) II, князь Владимир и Анна
В годы правления Армянской династии выделялся Василий II Болгаробойца (976-1025). Человек военного склада, сильный, он ненавидел роскошь, пиры, развлечения, был равнодушен к искусствам, строго контролировал церковь. Так и не женился. Правил дольше всех императоров Византии. Воевал и победил сильную Болгарию, которой, кстати, управлял Самуел, происходивший из армянских нахараров Камсараканов. Жестоко расправился с плененными болгарскими воинами: ослепил и отпустил. Возвратил Болгарию под длань Византии. Самуел умер от горя.
У ВАСИЛИЯ II ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ С КИЕВСКОЙ РУСЬЮ, когда он попросил военной помощи у великого князя Владимира для борьбы с внутренней смутой. Владимир согласился, но взамен захотел в жены сестру императора - красавицу Анну (963-1012). Та отвергла брак с язычником, обладавшим к тому же целым гаремом. В конце концов стороны договорились на том, что Византия и Русь становятся союзниками. Русь принимает христианство, а Анна выходит замуж за Владимира.
1 августа 988 года князь Владимир крестится в храме Херсона, там же Анна, сестра Болгаробойцы и внучка Константина VII Багрянородного, сочетается браком с Владимиром. А через несколько дней в Киеве, в реке Днепр, были крещены тысячи русских.
При Анне стали строить церкви, открывать школы. Она подарила супругу троих сыновей: Борис, Глеб и Ярослав. Анна скончалась в 1012 году, от эпидемии. Владимир тяжко перенес смерть супруги. Борис и Глеб как истые христиане не стали бороться за трон после смерти князя Владимира в 1015 году. Их мученический подвиг в ответ на козни и предательство Святополка Окаянного - необычный шаг, пример, демонстрирующий, что за зло нужно воздавать добром. Это было ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. А их брат в дальнейшем получил имя Ярослава Мудрого.
Когда император Василий I (867-886) взошел на трон, он, человек не столь знатный, принялся приписывать себе прямое происхождение от царского рода Аршакидов. И даже в послании к армянскому царю Ашоту I Багратуни (869-890) попросил корону в знак дружественного шага. Дело в том, что в средневековье рыцари из рода Багратуни являлись венцевозлагателями армянских царей. Император также утвердил в качестве герба Византии двуглавого орла Аршакидов. Принцесса Анна в качестве "приданого" привезла двуглавый символ в Киевскую Русь, где он тоже стал гербом.
После падения в 1453 году Константинополя (Второго Иерусалима), в годы правления Ивана IV Грозного, Москва была провозглашена Третьим Иерусалимом, столицей всех христианских народов. Иван Грозный получил титул и императорскую корону. А на головах орлов в российском гербе появились короны.
Патриархи, ученые, поэты
В работе В. Лоренца большое внимание уделено полководцам, патриархам, ученым, поэтам, юристам армянского происхождения, действовавшим в Византии с V по XIV вв. Только военачальников там 45 человек. Всех даже не перечислишь. Причем автор рассказывает исключительно о тех, чья национальность сомнению не подлежит. Скажем, Нерсес Патрик, человек, спасший Италию от владычества готов, о чем благодарные итальянцы написали на памятнике "Нерсесу Армянину".
Множество армян были патриархами Константинополя, Левон Математик в константинопольском квартале Магнава создал в 856 году первый в мире университет при содействии Вардаса Мамиконяна, дяди императора Михаила III. Есть сведения о многих других армянах, которые строили, развивали, украшали Византию, не подозревая, что эта страна и земля достанутся немытым кочевникам.
Империи приходят и уходят
Ушли в историю Вавилон, Хеттская держава, Ассирия, Рим, Византия, Османская империя. Правда, наследники последней хорохорятся и тешат себя химерами о возвращении былого могущества. Сильным мира сего давно пора серьезнее отнестись к мании тюркского величия. А нам, армянам, пережившим все эти империи, надо свято беречь свою землю, чтобы дарить этому неблагодарному миру новых героев будущего времени.
Александр ТОВМАСЯН
Добавить комментарий