Трагедия карабахцев: Родившись в тысячелетних арцахских селах. Раиса Мадатян
— Скоро будет четыре года, как моего мужа нет с нами, и моя боль не утихает. Как бы я ни старалась, я не могу заместить его для своих детей. Он был заботливым отцом, преданным мужем, сострадательным другом, — рассказывает Раиса, жена Арменака Мадатяна, погибшего в 44-дневной Арцахской войне.
В 1993 году они создали семью и переехали в освобожденный Шуши, где у них родились трое детей. Арменак родом из села Аветараноц, Раиса Карин така. Родившись в исторических селах Арцаха с тысячелетней историей, они выбрали для жизни древний город-крепость. Арменак работал в различных силовых структурах Республики Арцах. До выхода на пенсию он безоговорочно был предан делу поддержания общественного порядка и безопасности. После выхода на пенсию счел своим долгом пополнить ряды арцахского ополчения.
После депортации из Арцаха тикин Раиса пытается создать свой очаг в третий раз. Когда мы посетили снятую ими квартиру в Ереване, то обнаружили там Арцах. На одной части подоконников сушились сухофрукты, а на другой части – зелень. Каждый уголок маленького дома дышал Арцахом. Женщина, повидавшая тяжелые дни и пережившая трудности, встречает нас с улыбкой, стараясь скрыть великую боль своей души. Угол Арменака Мадатяна на самом почетном месте.
— 27 сентября 2020 года, когда началась война, мы все были дома. Мой сын Карен, служивший в Вооружённых Силах, в то время был в отпуске. После первых выстрелов сын и муж вышли из дома посмотреть, что происходит. Через некоторое время они вернулись, мой сын надел военную форму и присоединился к однополчанам, а муж вызвался добровольно пойти на позиции. Мы с девочками пробыли в подвале до 5 октября, затем вместе с соседями покинули Шуши и уехали в Армению. Мы ничего не взяли из дома, потому что думали, что скоро вернемся. Больше всего мне жаль семейных альбомов. Ведь в них отражена вся наша жизнь.
Я связывалась с мужем и сыном почти каждый день. Последний раз разговаривала с Арменаком 3 ноября. Голос его был подавлен. Он сказал: «Моего Аветараноца нет, Карин така тоже» ,и долго молчал, потом продолжил: «Позаботься о детях». Это был наш последний разговор.
Я больше не могла связаться с мужем. Я позвонила Арцвику Саргсяну, мэру Шуши- его брат с Арменаком воевали в одном окопе под Шуши. По голосу мэра я поняла, что произошло ужасное. Арменак и его брат были убиты выстрелом снайпера в вырытом ими окопе. В этот же день враг захватил и Карин так. «В один день я потеряла самое дорогое: мужа, родное село и Шуши», — говорит Раиса.
Лишь 14 ноября останки мужчин были вывезены с территории, перешедшей под контроль врага, а 17-го числа они были похоронены в пантеоне Ераблур в Ереване.
В конце 2020 года семья Мадатян возвращается в Арцах и пытается начать жизнь заново. Государство предоставляет им квартиру, в которой, однако, им довелосьпрожить только год.
— Муж наказал мне заботиться о детях. И мне пришлось… Я снова начала всё создавать, мне помогали мои дети. Купила участок в пригороде Степанакерта, и мы с сыном занялись сельским хозяйством. Посеяли разные культуры и получили обильный урожай. Во время блокады я раздавала урожай соседям и родственникам. Мы выдержали блокаду и думали, что скоро откроется дорога жизни, но, увы, на этот раз конец оказался более плачевным. Мы потеряли Родину, остались без крова, снова погибли люди, дети стали сиротами, а женщины овдовели. Я не знаю, что ждет арцахских армян. Печально, что люди уезжают из Армении. Мой сын тоже уехал за заработком за границу, но мы намерены купить дом в Армении и жить здесь, продолжает госпожа Раиса, затем возвращается в 2020 год, вспоминает родной Карин так, каждый уголок своей родины и говорит, что враг отомстил за 90-е и сравнял с землей нашу деревню. Он так и не смирился с тем, как в 90-е Карин так героически воевал и выстоял.
Карине Бахшиян
Добавить комментарий