НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 33 ГОДА
33 года назад, 2 сентября 1991 года, совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумяновского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района. Данное решение было осуществлено в рамках закона СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который предусматривал право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР.
А НЕЗАДОЛГО ДО ОФИЦИАЛЬНОГО РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, 10 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения – 99,89% – высказалось за независимый статус республики. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент Нагорно-Карабахской Республики, который сформировал первое правительство независимой НКР. Оно приступило к исполнению своих обязанностей в условиях блокады и последовавшей затем откровенной военной агрессии со стороны Азербайджана, руководство которого пыталось подавить в крови движение армян Нагорного Карабаха за свободу и достойную жизнь.
29 декабря того же года референдум о независимости был проведен в Азербайджане. Таким образом, в контексте распада Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской ССР, согласно действовавшему в то время законодательству СССР, были созданы два отдельных государства. Оба субъекта получили независимость от Советского Союза по одному и тому же принципу и в соответствии с единым законом. Более того, согласно Конституционному акту Азербайджанской Республики «О государственной независимости», Азербайджанская Республика не является правопреемницей Азербайджанской Советской Социалистической Республики. А Нагорный Карабах (Арцах) никогда, ни юридически, ни фактически, не входил в состав независимого Азербайджана (в 1918-20 годах существовала т.н. Азербайджанская Демократическая Республика, созданная, как отмечают историки, на турецких штыках). Это значит, что территориальная целостность современного Азербайджана не имеет никакого отношения к Нагорному Карабаху, который был включен большевиками в состав АзССР вопреки воле коренного населения края,
Тут необходимо отметить один существенный факт, сыгравший роковую роль в судьбе новопровозглашенных малых государств: международное сообщество, в частности ООН, вопреки провозглашенному принципу о самоопределении народов, поступило крайне несправедливо, признав после развала СССР только бывшие союзные республики и проигнорировав исконное право на свободное волеизъявление и выбор своей дальнейшей судьбы других административно-территориальных единиц и народов Советского Союза.
Неправомерность подобного решения, повторимся, подчеркивается еще и тем фактом, что историческая армянская провинция Арцах никогда не была частью независимого Азербайджана – искусственного образования со столетней историей. Таким образом, выйдя на основе действовавшего тогда советского законодательства из состава АзССР и создав свое независимое государство, Нагорный Карабах не только реализовал свое исконное право на самоопределение, но и восстановил историческую, моральную и человеческую справедливость.
СЕГОДНЯ С БОЛЬЮ И ОБИДОЙ ПРИХОДИТСЯ КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО АРЦАХ, строивший на протяжении более тридцати лет свою независимую государственность в строгом соответствии с буквой и духом международного права, так и не был признан официально, что было воспринято в качестве своеобразного карт-бланша на агрессию со стороны азербайджано-турецкого тандема, развязавшего против НКР несколько захватнических войн. Спустя три года, после азербайджано-турецкой террористической по своей сути агрессии 2020 года – 44-дневной войны, когда была оккупирована большая часть Арцаха, бакинский режим, цинично игнорируя международное право, призывы и решения авторитетных мировых структур, нормы общечеловеческого цивилизованного сосуществования и в присутствии российских миротворцев сначала заключил Арцах в многомесячную средневековую осаду, физически и морально истощив более чем 120-тысячное население республики, а затем, совершив новое широкомасштабное вооруженное нападение, подверг этническим чисткам край, в котором веками жил и созидал христианский народ со своими уникальными материальными и духовными ценностями и обычаями.
Однако саму Нагорно-Карабахскую Республику (Республику Арцах), созданную народом на всенародном референдуме, никто не отменял и не вправе делать этого.
Азербайджано-карабахский конфликт никогда не рассматривался в качестве «внутреннего дела» Азербайджана - ни в период существования СССР, ни в последующий период формирования независимых государств на пространстве бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует хотя бы решение о создании международного формата по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в котором, к слову, вынужден был участвовать и сам Азербайджан. Конфликтом активно занимались аж три постоянных члена Совета Безопасности ООН: сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россия, США и Франция, которые десятилетиями организовывали переговоры по этому вопросу. И сегодня никто официально не отменял данный международно признанный формат.
Подчеркнем еще раз: азербайджано-карабахский конфликт – это не территориальный спор, а прежде всего вопрос прав и свобод человека, права народа Арцаха на самоопределение. Вот почему ни одно заявление, ни один документ, подписанный чиновником самого высокого ранга, не может ликвидировать государство, которое создал народ, многократно подтвердив свою волю и решимость жить свободно и независимо на референдумах по принятию и изменению Конституции страны, общереспубликанских выборах президента и парламента страны.
А геноцидный бакинский режим должен, наконец, ответить за свои многочисленные преступления против народа Арцаха, армян и человечества в целом, совершенные за последние 30 лет.
Ашот БЕГЛАРЯН
Добавить комментарий