ГРИГ: РАССКАЗЫ ИЗ ЦИКЛА “БОЛЬНИЦА”
Информационно-аналитический портал Dialogorg.ru представляет рассказы Грига, опубликованные в первом номере журнала «Литературная Армения» 2024 года. «Литературная Армения» – единственный русскоязычный литературно-художественный и общественно-политический журнал в Армении, издается под патронатом Организации ДИАЛОГ.
Григ родился в 1991 г. в Ереване. Филолог, прозаик. В 2015 г. был издан сборник его рассказов «Кот Иисуса», за который он в 2016 году получил специальный приз имени Левона Ананяна от информационного агентства «Арменпресс». В том же году был удостоен молодежной премии Президента РА.
РАССКАЗЫ ИЗ ЦИКЛА “БОЛЬНИЦА”
Перевела Светлана Марданян
НЕБЕСНЫЕ ПТИЦЫ
Он, как тень, всюду ходил за мной, следил за каждым моим шагом, когда я останавливался, молча стоял рядом и смотрел мне в глаза с неизменной улыбкой на лице. Затаенная тоска сквозила в этой улыбке, как будто он просил прощения за что-то, хотел оправдаться…
Ему было примерно лет восемь-девять. Карликовый рост и большая, вздутая, как шар, голова мешали определить его возраст. Кто он, откуда здесь?.. Я спрашивал его на армянском, на русском, на ломаном английском… Он терпеливо выслушивал и молча улыбался. Никто о нем ничего не знал, не знали даже его имени. Камил, я и несколько других ребят, говоривших по-русски, прозвали его Медвежонком. Походкой и телодвижениями он и правда напоминал медвежонка. Передвигался, плавно переставляя по полу ноги, походившие на искривленные от чрезмерной влажности деревяшки. Каждый шаг он проделывал, как бы с трудом преодолевая лень: лежал бы и лежал в постели, вставая лишь по необходимости. Проходя мимо него, я бросал быстрый взгляд в его сторону – хотел понять, спит он или бодрствует? Он не спал, лежал лицом к стене с открытыми глазами. Как только замечал меня, глаза начинали блестеть, как созревшая ежевика, а тонкие губы цвета малины улыбались все той же просившей за что-то прощения улыбкой… Как ему не надоедало смотреть часами на голую стену? О чем он думал?.. Когда вставал, тут же оказывался возле меня; ни за кем больше не ходил, только за мной. Я даже думал, может, он не умеет говорить и держится меня, чтоб дать каким-то образом понять, что он тоже армянин. Но кроме меня был и Айк из Грузии, тоже армянин, и он слышал, как мы с ним говорили по-армянски…
Прозвище Медвежонок пристало к нему; его стали так называть и те, кто не понимал значения этого слова. И он привык к прозвищу, отзывался на него. Иногда, показав ему пустой стакан, давали понять, что просят воды. А потом смотрели, как он, неловко переваливаясь на своих увечных ногах, шел за водой, и хихикали, передразнивали походку, кричали вслед «Медвежонок». А он… он улыбался, ходил, с трудом переставляя ноги, как по толстому слою снега…
Я, Камил и Айк большую часть дня проводили вместе, и он около нас. Молча слушал наши разговоры, как если б понимал что-то, и, как только ловил мой взгляд, начинал улыбаться, обнажая мелкие скученные зубы.
Камил был из Украины, наполовину казах, на год моложе меня, среднего роста, рыжеволосый резвый парнишка. Когда ложились спать, начинались его мучения. Слышно было, как он возится в постели, стараясь своими беспалыми кистями натянуть на себя одеяло. Он говорил, что ему повезло остаться в живых после того, как во время игры его сзади толкнули и он вытянутыми вперед руками ткнулся в открытую распределительную коробку электропроводки.
Ровно на два месяца старше меня был Айк из Тбилиси. Он свободно говорил на армянском. У него была заячья губа и «акульи зубы» – зубы-клинышки располагались в два ряда острием вниз, преострые должно быть. Улыбаясь, он непроизвольно прикрывал рот ладонью…
В огромной палате, бывшей некогда спортзалом, вдоль стен стояли кровати, на которых располагались дети с разного рода увечьями. Самые тяжелые были у афганцев: у некоторых были закостенелые руки и ноги, у других отсутствовали конечности, у третьих все тело было в шрамах…
Здесь не было разницы, кто твои родители, какой ты веры, откуда родом – здесь мы все были больными… Когда наступало время сна, свет везде, кроме коридора, выключали. Оттуда сквозь щель чуть приоткрытой двери луч лезвием прорезал мрак комнаты. В наступившей тишине слышался плач, вначале приглушенный – это те, кто прятался с головой под одеяло. Однако не все заботились о том, чтоб скрывать свою слабость, и спустя некоторое время плакали уже все, заражались плачем…
Каждую ночь мне снился один и тот же сон: не родителей я видел и не кого-либо еще, а обои на стенах нашего дома. Я проводил по ним рукой, нащупывал выпуклость узоров… Это было до того осязаемо, до того реально…
С внешним миром нас «связывали» постоянно закрытая стеклянная дверь и маленькое окно чуть ниже потолка. Чтоб посмотреть в него, надо было подняться на вторую полку кровати и встать на изголовье. Афганцы на удивление ловко вскарабкивались, открывали створки и зачарованно смотрели наружу. Что было там, за окном? Горы? А может, лес? Или море?.. Их глаза искрились от восторга. Они как будто впитывали в себя все, что видели, боялись оторвать взгляд, как бы не упустить чего. Делали знаки руками, свистели, вроде звали кого-то…
Днем в определенные часы приходили люди – двое, трое, как-то даже впятером пришли – в медицинских масках, в белых перчатках. Врачи. Доставали из своих серебристых чемоданчиков приборы, обследовали нас, делали у себя записи и уходили... Мы представления не имели, что они записывали, и не могли спросить, потому что никто из нас не говорил по-немецки. Если бы и владели, вряд ли посмели бы. По правде говоря, вид у них был довольно устрашающий: у одного в бровь вдето кольцо, у другого вся рука в татуировках – бильярдные шары в виде улыбающихся колокольчиков. Они обследовали всех, кроме Медвежонка. Когда очередь доходила до него, они заглядывали в список и, не осмотрев, уходили. Только однажды один из них дружески потрепал его по почти безволосой голове.
В первый же день по приезде нам раздали обведенные голубым наклейки на одежду, кое-как объяснили, что мы должны всегда носить их на груди, и предупредили, чтоб ни в коем случае не теряли. Ни имен наших, ни фамилий на них не было, одни непонятные слова, и – да! – у всех были номера. У меня была цифра тринадцать.
Однажды – только начинало светать и многие еще спали – один из ребят – худой афганец с лицом как потрескавшаяся дыня, выскочил из постели и начал метаться от одного к другому из своих, тормошил, лопотал возбужденно. Вскоре все они были на ногах. Сильно встревоженные, они подбегали к нам, пытались втолковать нам что-то. Может, надеялись у нас узнать, что произошло. Оказалось, что тот, первый, поднял шум после того, как, открыв глаза, увидел, что кровать рядом пуста, товарища нет, пропал… Как я ни старался вспомнить лицо пропавшего, не смог: афганцы мне все казались на одно лицо. А паренек как будто и впрямь испарился. Когда свет выключали, видели его, он лежал в постели, значит, если что и произошло, произошло ночью... Айк уверял, что это дело рук «людей в масках», Камил и я тоже так думали, но… как могло случиться, что никто ничего не видел и не слышал? Афганцы места себе не находили. Их смятение передавалось нам. А что, если это таинственное исчезновение не единственное и любой из нас может стать следующим? Опасение, что «люди в масках» могут появиться ночью, держало нас весь день в напряжении. К вечеру, когда подошло время отхода ко сну, Камил, Айк и я решили не спать и поднять тревогу, если кто что заметит. Когда свет выключили, стало ясно, что такая идея посетила не одних нас: тишину комнаты то и дело прорезал свистящий шепот…
Камил любил помечтать о том, как он будет с утра до вечера гонять на велосипеде, говорил, отец обещал купить велосипед, лишь бы он вернулся здоровым… Так бывало всегда: когда иссякали темы для разговора, начинали делиться, кто чем займется, когда выпишется. Среди грузин был хроменький мальчик, он подходил ко мне и начинал горячо рассказывать что-то, по-грузински конечно. Я его не понимал, но он так увлеченно говорил, что я невольно кивал, не хотел обидеть. Однажды я спросил Айка, о чем это он? Как и все мы, он тоже рассказывал о том, что будет делать, когда выздоровеет, спрашивал, я тоже хочу поскорее прооперироваться и поехать домой? Я попросил Айка объяснить пареньку, что я не грузин, не понимаю грузинского, но он все так же подходил именно ко мне и так же воодушевленно говорил, говорил, а я кивал…
Камил всю эту ночь приобщал нас к велосипедным тайнам: какой лучше, а какой так себе, как устранить ту или иную неисправность. Я и Айк слушали молча. Должно быть, потому, что наши папы нам велосипеда не обещали…
Было уже довольно светло, когда переполох в палате разбудил меня. Отчего шум? Опять увели кого-то?.. Я с опаской озирался вокруг, желая убедиться, что все на месте. Камил и Айк сидели в постелях, потирая сонные глаза. Хоть мы накануне и были полны решимости не заснуть, но не выдержали, заснули… А расшумелись опять наши афганцы. Они все повыскакивали из кроватей и сгрудились посреди палаты. Вскрикивая, подпрыгивая, они тормошили друг друга, толкались, пробираясь к центру, точно муравьи к сладкому. Как оказалось, причиной всего было не исчезновение вовсе, а наоборот, появление пропавшего. Это его, гладко причесанного и одетого во все новое, окружили соотечественники. Они ощупывали его всего: джинсы, цветастую сорочку, спортивные тапки, шарили в карманах, засыпали вопросами… Он весь преобразился. Только смуглая кожа выдавала в нем афганца.
Когда дверь в палату открылась и вошли «люди в масках», нас удивило, что вместо серебристых чемоданчиков в руках у них были коробки – большая и поменьше. Это они нам телевизор и видеомагнитофон принесли. Казалось, жизнь в палате должна была претерпеть серьезные изменения – особенно что касается афганцев, но они только раз подошли к ящику, испытующим взглядом осмотрели новую вещицу и вернулись на свои «позиции», на верхний ярус кровати, продолжая по-прежнему увлеченно смотреть в окно…
Желание посмотреть, что там, за окном, нарастало во мне. Подняться туда к ним, учитывая мой высокий рост, я уверен, не составило бы труда, но я боялся, что там возникнет толкотня и меня легко столкнут на пол… Жестами просил их объяснить, что за окном их так завораживает, кому они машут рукой…
Среди афганцев был один – говорили, он старше всех нас, – кто ни к телевизору не подходил, ни к окну не поднимался. Он был на голову выше всех, сутулый, с почти не сгибающимися коленями и едва раздвигающимися челюстями. Фрукты он быстро-быстро перетирал на зубах, как на терке, превращая в сочную массу, и только потом проглатывал. Очень любил яблоки.
Как-то раз врачи зашли в палату – на лицах улыбки вместо масок. Один из них стал зачитывать список. Тех, кого он называл, выводили из палаты в коридор. Афганцы, услышав свое имя, принимались скакать на месте от радости…
– Гхего…
Это так немцы произносили мое имя. Я отреагировал не сразу. Не мог никак привыкнуть, до того грубо и чуждо оно звучало… Меня с несколькими афганцами повели по длиннющему коридору, по одну сторону которого на стенах были выставлены всевозможные протезы, а другая вся была завешана фотографиями взрослых людей. Камил говорил, что они детьми лечились здесь, как мы… Я наизусть знал, где какая фотография висит: чернокожий на фоне статуи Свободы – третий снизу справа, мужчина в оранжевой кепке – в середине ряда…
Нас привели в душевую: просторное помещение, разделенное посередине перегородкой, с душами на стенах. Раздевшись в предбаннике, мы вошли купаться… По другую сторону перегородки смеялись и резвились, брызгая друг на друга водой, афганцы… Теплая вода змейками струилась по телу. Вспенивая в волосах шампунь, я то и дело оборачивался – стеснялся, не хотел, чтоб меня видели без одежды, хотя в раздевалке вроде все всех видели. В очередной раз обернувшись, я увидел перед собой Медвежонка: он стоял, улыбаясь, с голубым полотенцем в руках… Я хотел было сказать ему что-то, но… слова застряли в горле. Мой взгляд невольно скользнул вниз по его маленькому пухлому телу, и в самом низу живота я увидел налитое кровью нечто величиной с кулак… Так вот почему он так ходил, вот почему «люди в масках» не осматривали его в нашем присутствии!.. Медвежонок улыбался…
После душевой нас одели во все новое. Было очевидно, что одежду подбирали по размерам: она не теснила и не висела мешком. На моей желтого цвета сорочке был изображен бумеранг…
Карантин закончился. Я старался не отставать от сопровождающего. Куда ведет? Что нас ждет? Образ Медвежонка с кровавым вздутием в паху не покидал меня... Стеклянная дверь раздвинулась, и нас вывели на улицу. Там были дети, много-много детей со всего мира – у кого рука в гипсе, у кого нога, кто в коляске… Чернокожий один, заметив наше замешательство, поднял над головой костыль и, радостно тряся им, прокричал что-то… Я всматривался в лица, стараясь не пропустить ни одного. Наверно, сам того не сознавая, искал соотечественников… Но тут я увидел здание, то самое, с небольшим окном под самой крышей, и машущие руки. Это афганцы, взобравшись, как всегда, на кровать, смотрели наружу. Прямо перед собой они видели кружащих в небе птиц. Какие это были красивые птицы!.. Какие красивые!..
АВТОПОРТРЕТ С ЧАЙНИКОМ
Проснувшись, не могу сообразить, ни сколько времени проспал – день, неделю, месяц – ни где нахожусь, внутри помещения, снаружи…
Лежу в постели, смотрю на трещины в потолке, слышу царапанье веток об окно. Главное – удержаться, не перевести взгляд на стены. Посмотрел – все, пропал. Прекрасно знаю, что меня ждет, если дам слабину, поэтому каждый день просыпаюсь с твердой решимостью не смотреть – но не получается: взгляд, независимо от меня, соскальзывает с потолка вниз, и начинается очередное путешествие – по ту сторону стен, окон, дверей... Эти белоснежные обои как бы пригвождают глаза к узорам на них, втягивая меня в сменяющие одна другую сцены, которые я считал давно затерявшимися в извивах детских воспоминаний…
Смотрю на стену и жду: вот-вот начнется. Рисунок на обоях приобретает все более отчетливые очертания, комната, сморщивается, как ненужная бумажка, становится размером с кулак… Все слишком реально, чтоб быть виде́нием; кажется, стоит протянуть руку – и дотронусь до предметов, сменяющиеся кадры заглатывают всё мое существо…
Самый солнечный день в моей жизни. Лучи, проникая сквозь складки занавески, ложатся узорчатой скатертью на стол. Сижу, смотрю на красные ломти арбуза. Так и тянет полакомиться, но мысль о частом посещении туалета в самолете останавливает. Я то и дело спрашиваю маму, еду я или нет…
На улице удивительно яркое солнце. Смотрю в окно, упершись лбом в стекло. Становлюсь так, чтоб со двора меня не было видно, и наблюдаю за снующими на велосипедах дворовыми мальчишками. Но вот в конце улицы появляется темный силуэт. Руки заложены за спину, походка и жесты незнакомые, чужие. Не сразу, только по мере приближения узнаю в нем отца. Такое впечатление, будто каждый шаг дается ему с трудом, будто он продвигается, силясь шагнуть за пределы пространства и времени… и весь скукоженный какой-то…
– Знаешь, а я тебя во сне видел, – говорю.
– В каком сне? – спрашивает он упавшим голосом.
– Ты сидел на скамейке у церкви и говорил сам с собой. Сначала я подумал, молишься, но потом понял, что нет. На ногах были желтые тапки.
Он смотрел на меня с принужденной улыбкой, не переставая уменьшаться.
А я продолжал:
– Потом я катался на велосипеде, вернее, не катался, бежал за велосипедом, а на нем никого не было, он катился сам по себе.
– Вот вылечишь руку, куплю тебе велосипед. Во что бы то ни стало куплю, – а сам всё ужимается. – И картину туза закончу; не могу выходить на веранду – как выйду, будто на меня смотрит…
Всякий раз, когда он брался за нее, я ломал руку. Перед глазами всплывает недописанная картина папы. Иду на веранду, становлюсь перед ней: на меня смотрят, покачиваясь, большие, с мою голову цветы. Никогда не видел таких, не уверен даже, цветы ли это? Папа стоит рядом и тоже смотрит. Он стал уже с меня ростом.
– Самое грустное в жизни – умереть, – глядя на картину, говорит он и добавляет, помолчав: – Счастливы те, кто так думает.
Оставляю его один на один с картиной и подхожу к окну. Залитая солнцем улица пуста. Мальчишек нет. Во двор въезжают серебристые «Жигули» моего дяди.
– …
– …
– Нет, он не едет в Германию, мы с моим мальчиком идем в ресторан, пировать будем, – лукаво улыбается дядя.
– …
– А арбуз? Ты же хотел, съешь кусок, потом… – Мама стоит в дверях, и… какие у нее зеленые глаза! Так зелено бывает в горах после дождя. Я видел однажды.
Глаза мамы удаляются, хочу удержать ее образ, но он плавно сменяется другим.
…Я в Германии.
Идет дождь, потом выглядывает солнце, потом снова дождь. Погода меняется так часто, так быстро, что привыкнуть невозможно. Я и афганец – у него нижняя челюсть и колени почти неподвижны – большую часть дня проводим, сидя у стеклянной двери, наблюдая за погодой. В те редкие часы, когда солнце заливает маленький дворик, я убеждаюсь: нет, в Армении солнце совершенно другое. Здесь оно какое-то жалкое, блеклое, неспособное обжечь. Не то что наше: глаза щиплет до слез, обгораешь так, что кожа облезает. Интересно, а какое оно в Афганистане? Смотрю на лицо афганца, стараюсь представить их солнце...
Когда я не у двери, хожу по коридору. Одна стена завешана фотографиями, а на другой выставлены всевозможные протезы рук и ног. Однако больше всего притягивает к себе стенд с записками на разноцветных бумажках. Камил говорит, это дети писали, они тоже, как мы, лечились здесь и оставили нам свои пожелания. Все, кроме меня, уже нашли послания на своем языке. Вот и в этот раз – вглядываюсь, с некоторым даже озлоблением, ищу армянские буквы, – не может не быть хотя бы одной… И нахожу! В самом низу, на одной из бумажек едва разбираю написанное корявым изломанным почерком: «Я сын крестьянина, у меня руки крестьянина». Утираю навернувшиеся на глаза слезы радости. Оглядываюсь – повезло, никто не видел, все спят, в коридоре только я и афганец. Он по-прежнему сидит у двери, смотрит в темноту. Я перечитываю эту скупую строчку снова и снова… Потом беру ручку и крупными армянскими буквами приписываю: «Я сын художника, у меня глаза художника»…
Картина снова меняется…
На стенах подвешены большие синие пакеты – для афганцев, чтоб плевали в них. Но они демонстративно становятся рядом с пакетами и плюют на пол. У них характер бунтарский, неуживчивый. Они неуемны, кровь в них кипит, не способны усидеть на одном месте, скачут, носятся без конца, не успокоятся, пока не разобьют что-нибудь. Камил их терпеть не может, обзывает идиотами и всякий раз, обращаясь к ним, начинает с ругательного или другого обидного слова, улыбаясь при этом самой дружелюбной улыбкой. Это нас очень забавляет, мы с трудом сдерживаем смех. Кто знает, может, афганцы делают то же самое по отношению к нам?..
Камил вбегает в палату. Белокурые волосы взмокшей соломой свисают на лоб. Но я смотрю не на волосы, я смотрю на его руки: он не может вытереть пот со лба, у него нет пальцев. Торопливо, как всегда, бросает мне что-то, а голубые глаза бегают по палате – не упустили чего?..
Свет выключают. Наши с Камилом кровати стоят рядом. Взбираемся на верхнюю койку, и начинается… Камил борется с одеялом: натянуть на себя не удается, пробует скользнуть под него змейкой…
– Хватит тебе ворочаться, заснуть не даешь! – Это я прикрикнул на него, раздраженный скрипом кровати.
– Не могу, руки… – проговорил он и заплакал от обиды и бессилия…
Проплакал всю ночь, и я вместе с ним. Очень хотел попросить у него прощения, пытался разговорить его…
– Камил, во сне видишь свой дом, родителей? – Не отвечает, обижен, а я продолжаю: – Вот уже сколько ночей вижу один и тот же сон: дядя машет издали рукой, вокруг него – церкви с высоченными куполами, таких у нас нет, не видел никогда. Подбегаю к нему. Его голубые «Жигули» стоят на площади между церквами. Огромная пустая площадь, оглушающая тишина. Дядя открывает заднюю дверцу и с улыбкой смотрит на меня. Понимаю, что там, внутри, есть что-то для меня неожиданное. В одно мгновение впрыгиваю в машину и вижу: изнутри она вся обита обоями нашего дома. Провожу пальцами по их белой поверхности, касаюсь узоров, а дядя смотрит и улыбается…
– …
– …
– Что собираешься делать, когда руки вылечат? – спрашиваю Камила, следя за пробившимся лучом света на потолке. – Камил? Что собираешься делать?
– Кататься на велосипеде, гонять весь день с утра до вечера, – наконец отвечает он, воодушевившись. – А ты?
– Я тоже… – Слезы затуманили глаза, луч на потолке дрогнул и растаял.
– Григор – это горы, горы – это Григор, Григор – это горы…
Это узбекские мальчишки; как только узнали мое имя, каждый раз вот так выкрикивают. Тела обоих покрыты шрамами от ожогов, кое-где кожа напоминает измятую скатерть.
– Почему тебя зовут «горы»?
– Мое имя не горы.
– Григор – это горы, горы…
Входим с сопровождающим в огромную, освещенную окном в полпотолка столовую. В ряд стоят множество столов, однако свободных мест нет. Приставляют для меня стул и сажают к мальчикам из Анголы. Я впервые вижу чернокожих. Стараюсь не привлекать к себе внимания, сижу, опустив голову, но чувствую устремленные на меня взгляды. Один из них, чтоб взбодрить меня, протягивает мне, улыбаясь, кусок хлеба, другой берет черпак и наливает мне супа в тарелку, жестом показывая, мол, ешь. Они едят быстро и много, заканчивают уже вторую тарелку. А я смотрю на их руки: ладони у них белые, почти как у меня… Вдруг вижу Камила: сидит через несколько столов от меня и сосредоточенно ест.
– Камил, я видел новый сон, тебя видел, – подсаживаюсь со своим стулом к нему и взволнованно рассказываю: – Дядя издали махал мне рукой, вокруг были церкви с высокими куполами, все – как в прошлом сне, только вместо того, чтоб пойти к машине, я вошел в одну из церквей и там увидел тебя. Ты сидел на полу посреди церкви. Посмотрел на меня как-то сквозь и, улыбнувшись про себя, поднял руки, вылеченные руки к голове, раздвинул ими виски, и оттуда вылетели птицы, много-много птиц. Они взлетали вверх, к куполу, наполняя церковь шумом трепещущих крыльев. Потом твое лицо стало блекнуть, превратилось в гладкую поверхность цвета кожи, остались одни глаза. Ты смотрел, но все так же не замечал меня. Я хотел попросить у тебя прощения, но не попросил. Все мое внимание было приковано к птицам, что вылетали из твоих висков…
– Руки вылечились? Скажи, руки мои вылечились? Совсем-совсем вылечились?
Я не успеваю ответить.
Голос Камила глохнет, лицо расплывается…
– …
– …
– …
Сзади снова раздалось:
– Григор – это горы, горы – это Григор…
Кричали узбекские мальчики, указывая на меня пальцем. На этот раз это была не дразнилка: мое имя прочитала появившаяся в палате женщина. Это значило, что я еду домой…
Выкупавшись, одеваюсь в новое, выхожу в коридор, подхожу к стенду – в последний раз прочитать записки. Нет ни моей, ни той «крестьянской», вместо них появилась на армянском другая: «Я не остаюсь в Германии, но Германия остается во мне навсегда»…
Дверь открыта, выходим один за другим. Двор полон детей. Афганец, как всегда, у двери, провожает уходящих холодным взглядом. Когда встречаемся глазами, прочерчивает в воздухе понятный только нам двоим знак и улыбается. Глаза блестят так, как будто он догадался, что́ именно я прочитал на той бумажке, и уверен, что однажды напишу о нем…
– …
– …
– …
Я дома, сижу в постели. За окном ночь, в голове глухой звон. Встаю, на ощупь дохожу до кухни, включаю свет. В горле пересохло, хочется пить. На столе стоит чайник. В его никелированных боках вижу мое безликое отражение… Вожу по нему пальцем, вглядываюсь с напряженным вниманием и вижу уходящую в глубь глаз пустоту…
Первый номер журнала «Литературная Армения» 2024 года можно приобрести, пройдя по ссылке: https://kmbook.ru/shop/literaturnaya-armeniya/
Добавить комментарий