НЕЛЛИ СААКЯН: ОДУШЕВЛЕННАЯ БЕЗДНА ГЕНА
Информационно-аналитический портал Dialogorg.ru представляет статью Нелли Саакян «Одушевленная бездна гена», опубликованная в первом номере журнала «Литературная Армения» 2024 года. Материал является взглядом писателя на исторический портрет народа. «Литературная Армения» – единственный русскоязычный литературно-художественный и общественно-политический журнал в Армении, издается под патронатом Организации ДИАЛОГ.
Окинешь умственным взором историю человечества, и закружится голова: эры, эпохи, ледниковые периоды, периоды потепления, катастрофы, взмывы, конец и снова начало. А сегодня все сроки и вовсе сдвигаются в сторону ещё большего удревнения, в том числе и неолитическая революция. Да, всё случилось, пожалуй, не 12–15 тысяч лет назад, а гораздо раньше. И на вопрос: и давно вы здесь живёте? – предки первых поселенцев древней ойкумены могли бы ответить словами незапамятного рапсода: “Мы живём здесь со времени снов”.
Ойкуменой древние греки называли обитаемую землю, обжитую разумными племенами. И память о времени снов в душе иногда живее, чем день сегодняшний. Так обстоит дело у всех очень древних народов. Отсюда почтение к предкам и старшим в семье. Этому не нужно учить, это непреложно. Этнос стоит на этом. Утратится это – утратится всё. Вот почему враг всегда бьёт в эту мишень. И малые народы начеку. Рана не должна доходить до кости, то есть до гангрены. Заветы предков не позволят беде разрастись. Тот, кто не бережёт заветов, погибнет. Корни не должны терять опоры. Народ плато, не сдавай плато! Этот дом поставил для тебя Бог. И ты должен держаться долго, избыточно долго. Всегда. Дух, не способный выпрямиться, уже не дух.
Так ход истории разрушителен или, как всё грандиозное, ещё и созидателен? Об этом говорят гены таких очень старых народов, как армяне.
Как раз к сроку (а всё нужное появляется к сроку) в издательстве “Литера” вышла изящно изданная книга “Генетическая история армян” Левона Епископосяна, антрополога и генетика, доктора биологических наук, профессора, заведующего кафедрой эволюционной генетики Института молекулярной биологии Национальной академии наук. Область его интересов – генетическая история народов Ближнего Востока и Южного Кавказа, популяционная история армян, палеогеномика. Горячее участие в издании этой необходимой книги принял журнал “Литературная Армения” Союза писателей Армении. Издана она при финансовом содействии писателя Гаяне Тевосян.
Все знают, какова сегодня судьба литературных журналов, брошенных на вымирание. Эпоха нечтения разрастается. Но, как всегда, настоящая помощь приходит именно от тех, кому и самому плохо. Вспомним евангельскую притчу о вдове, которая, имея четыре лумы, положила в кассу храма две лумы и которую заметил Иисус. Это было больше, чем если бы миллионер положил миллион, имея много миллионов, ведь она положила из последнего. О Новый завет, когда же ты устанешь точечно наставлять нас!
С искусством сегодня беда, зато науки о человеке оживились. И кажется, непоказушно. Дай-то Бог. Видимо, риски жизни стали уже совсем непосильными. Пришла пора фундаментального знания. Наш биовид всерьёз задумался о том, откуда он явился на свет, ждать ли прорыва? Поживём – увидим.
Книга Левона Епископосяна написана прекрасным русским языком, местами она даже личностна, хотя и сдержанна. И эта дополнительная краска подкупает.
Легко ли написать портрет народа? Очень старого, много перенесшего и, увы, продолжающего страдать. Каждому армянину, живущему на земле, остро памятен день 19 сентября 2023 года, когда был виден даже из космоса исход карабахцев после многотысячелетней жизни на своей земле. Можно содрогнуться.
Портрет народа создаётся трудами историков, писателей, поэтов, учёных, а сегодня ещё и трудами точечных молекулярных генетиков. Последние уже скрупулёзно точны. Тысячелетиями армянское высокогорье (ландшафт плато, как говорит Епископосян) закаляло, дарило долголетие, рождало даровитых людей, людей завидной энергии, добавляло опыта расслабленным, сурово держало в нравственной узде, дарило умения. Не посрамим высокогорья и мы, ибо высокогорье – это приобретение. Высокое Армянское нагорье взмывает ещё выше в областях Сюника и Карабаха. Что хочет сказать этим природа, не уставшая от высот? Она говорит: не бойся жизни, дитя нелёгкой земли, сделай нелёгкое прекрасным, ибо высокогорье – это ценность из ценностей. Недаром наши предки взобрались так высоко. Знали о преимуществах всего трудного. В вечном противостоянии организм в тонусе. А тонус это не бонус, он так легко вас не покинет. Он отложится в генах. И ваши потомки долго ещё будут пользоваться почти отменным здоровьем. И встречать с пониманием любые действия судьбы.
Ах, как хорошо было по историческим меркам совсем недавно! Армения граничила с Византией и с Ираном, отношения с которым были почти идеальными, потому что это персы, как всякий древний и, главное, очень культурный народ, умеет ценить преданность и трудолюбие инородцев. Даже сегодня всё на том же месте, и армянская диаспора в Иране самая спокойная и богатая из всех армянских диаспор в мире.
Увы, Византия пала. Потемнели и армянские дни. Досталось и грекам, другому христианскому народу ойкумены. А в 1915 году Армения пережила свой самый большой геноцид и уже окончательно лишилась своих западных территорий в Малой Азии, оставшись только клочком земли на Южном Кавказе. Ушли многотысячелетние времена, когда Армянское нагорье нависало над Месопотамией как надбровные дуги над глазницами на черепе (так красочно изобразили эту великолепную ландшафтную картину народы древности). Месопотамия тоже скорбела: она ведь незапамятно спасалась на Армянском нагорье во время многочисленных наводнений. Отсюда шумерский миф об Утнапиштиме и Арарате. Этот миф присвоил Ветхий завет, назвав Утнапиштима Ноем.
Генетик, конечно, смотрит на происходящее менее красочно. Он подсчитывает и отмечает ключевые события крови и ДНК, аллели и мутации, исход народов и новое заселение родовой территории через бездну времён – если возвращение случится. Многое исчезает бесследно, многое меняет лицо, но случаются и зарубки, которые остаются с народом до конца. Устойчивость – её тоже знает история. С замиранием сердца генетик следит за исчезновением или, наоборот, за устойчивостью признака. Горькая утрата или, наоборот, радостная встреча с чем-то упорным, не желающим сдаваться. Отчего этот признак был утерян? А отчего так легко сдался другой? Фиксировать всё нужно добросовестно, тогда ты выйдешь на историю народа. Народ столько выдержал, но кровь не поддалась. Почему? Вскрывай причины, фиксируй мужество или падение иммунных свойств народа. Объясняй. Подскажи потомкам, от чего зависит упорство, а что даже крови не под силу. И ещё борись с упорными искажениями и заблуждениями интерпретаторов. Скажем, с таким заблуждением, что смешение кровей это всегда хорошо, а изоляция народа – это плохо. Не всегда. Нужны примеры? Древний Египет. Сообразуйся только с тем, что говорит ДНК. И ни с чем более. Кровь не обманет, ей это незачем. Её не смягчишь, ей ничего не навяжешь. Генетические заболевания говорят об этом. Природа прямодушна, на увёртки она не способна.
Насколько я поняла, если отец и мать из одной и той же местности, гены ребёнка бывают более устойчивыми. Запомните это на всякий удобный случай. Ещё я усвоила, что высокогорье – это золотой подарок. Ведь всё нелёгкое закаляет. А впереди у армян, надо полагать, ещё много всего. Нельзя жить на пересечении разнородных дорог и ждать тишь да гладь. Будет правильно посчитать, что высокогорье – это изолят. Что не всегда плохо, но, увы, не всегда и хорошо. Вот и распутайте ситуацию. И расшифруйте на языке генетики словосочетание “национальное самосознание”. Это очень важный момент. “Не обойдём вниманием и обратный процесс – влияние этнического самосознания армян на сохранение поразительной стабильности нашего генофонда в течение тысячелетий”, – говорит автор книги.
Да, молекулярная генетика много чего может распознать, рассекретить многие интуитивные загадки. После долгого ледникового периода, длившегося более десяти тысяч лет, наша ойкумена пережила взлёт – грянула неолитическая революция, широко шагнуло земледелие, и производители продовольствия географически распространились значительно быстрее, чем собиратели. К тому же это способствовало и распространению индоевропейского языка. Счастливый исторический час Ближнего Востока с его насыщенной историей. Бурный рост численности предковой армянской популяции начался около 4,5 тысячелетий назад. Отделение армянского языка от единого ствола индоевропейской семьи (отдельная группа, то есть лингвистическая обособленность), видимо, способствовало генетическому своеобразию армян. Умение разумно распределять нагрузки – это очень важно. Неолитическая революция – это была разумная пора. Отменное время для пополнения в том числе и генетических закромов. Иногда ликовать нужно и гену. Набираться сил для возможных последующих невзгод. Разгибать спину перед возможной непредсказуемостью времён. Умение упреждающе видеть ситуацию. Мы не потеряли время. Будущим поколениям было из чего черпать. Спасибо отцам.
Молекулярная генетика, ау! Переведи, пожалуйста, всё, что я сказала и ещё скажу дальше, на язык твёрдых сущностей. Объясни некоторые пристрастия армян. Почему, скажем, военное дело очень не чужая для нас вещь, причём с глубокой древности. Видимо, тактильные ощущения нам любы. Кожа – приятный материал. Шелковистый, упругий, мягкий. Отсюда любовь к коню. А армянина с конём Византия не просто ценила, а зазывала к себе. И дозазывалась до того, что некоторые из армян даже становились императорами Византии. Конь – это ещё и ратное дело, а ратный талант за армянами числился всегда. Подсчитайте только, сколько в Великую Отечественную войну в России было великих военачальников-армян. Ратный талант армян сказывался ещё в очень глубокой древности: коня одомашнили в местности между озёрами Ван и Урмия.
Следующее пристрастие армян – купеческое дело. Ну где не был известен армянский купец! Великий Шёлковый путь отчасти и армянский, ибо армянские купцы возили специи из Индии в Европу по этому пути. В средневековье все были помешаны на пряностях, особенно в Северной Европе с её пресноватой пищей. Кстати, из-за пряностей была снабжена и экспедиция Колумба: он плыл не для того, чтобы открывать новые континенты, а для того чтобы проложить новый путь в Индию и доставлять в Европу дорогостоящие специи. Правда, обогатил Испанию не специями, а золотом, то есть в разы больше.
А теперь объединю ратный и купеческий талант армян. И скажу о том, что деятельная натура купца есть ничто иное, как показатель здоровья. Как выдающегося певца отличает от обычного горлопана то, что пение надо ещё наполнить волхвованием, так купец без выдающегося здоровья ничто. Тут у меня пример – всем примерам пример. Армянский купец из Джульфы (Иран) возил по Каспию вино в Россию, в Астрахань. Было это в самом конце ХVII века. Фамилия купца была Манукян.
После трёх длительных поездок он решил осесть в Астрахани, ибо виноград рос и здесь. Он купил виноградник, женился на местной девушке, потом расширил своё дело и стал возить вино уже из Астрахани в Петербург. У него родился сын, потом внучка. Её фамилия была, как водится, Манукова. Фамилия, как говорится, обрусела. Эта внучка и была матерью Александра Васильевича Суворова. Смуглолицый, курчавый, обладающий всё учитывающим, ничего не теряющим из вида купеческим взглядом, живой по натуре, быстрый, любитель афоризмов. Среди его афоризмов есть один, который иначе как армянским не назовёшь: “не числом, а умением”. Откуда нам взять числом, мы народ небольшой. Один только расчёт на умение. А откуда умение? Нелёгкая история выработала находчивость. Впереди военного обоза у Суворова ехали не пушки, а кухня. Привал. Солдаты переобулись в сухое. Тут тебе и подоспела горячая каша. С маслом, а то и с куском мяса. Причём фельдмаршал ел эту кашу вместе с солдатами. Да в такую армию с таким поводырём побежит даже ленивый. “Пуля – дура, штык – молодец”. Ох и любят же армяне афоризмы! “Наука побеждать”. Да ведь не проигрывать же. Ну, живчик! Генетическое загляденье. Как электролампочка перед тем, как сгореть, вспыхивает особенно ярко, так и гены в правнуке горят уже последним небывалым огнём. Вот так же и прадед Ганнибал сказался в Пушкине, а прадед Солон – в Платоне. Бог хороший хозяин, у него не пропадает ничего.
Вот дореволюционный бакинский нефтепромышленник-миллионер Александр Манташев. Познакомившись с Менделеевым, он мог бы спекулировать на этом знакомстве и выманивать из него то, что делают почти все. Но он пошёл другим путём. Чувствуя незаурядность натуры ученого, он подружился с ним и стал у него учиться. Через какой-то срок он знал уже о нефти всё. Как вы думаете, пошло это на пользу дела или нет? Вот как важна тяга к учению. Естественно, возросли и капиталы, причём настолько, что возникла мысль о меценатстве.
Но меня подкупила другая черта Менделеева – его страсть мастерить чемоданы. Он делал их идеально. Талантливый человек ведь талантлив во всём. Чуть выдаётся свободная минутка, он к чемоданам. Он дарил их знакомым. Мог бы открыть собственное дело и стать очень богатым человеком. Но в голове его засела и другая страсть: неотступное думание о периодической системе элементов.
Ну, молекулярная генетика, расскажи своим строгим языком, откуда всё это, переведи в свои неподкупные аллели мои раскатистые художественные размышления, поставь шах и мат невоспитанному воображению поэтов, дай по зубам безбрежным гуманитариям с их криком о Флоренции или об Афинах времён Фидия и Перикла.
Переафинить Афины пытались и Рим, и Константинополь, и Флоренция, и даже, прости Господи, Париж нового времени. Правда, последнее было просто карикатурой, да и всё прочее не очень получалось, а перед великим Древним Египтом все, включая и сами Афины, присели на корточки.
Так что, наука, давай расшифруй нам само устройство жизни. И если можешь, ответь наконец на самый жгучий вопрос: существует ли Тот, кто разделил человечество на расы и народы и создал саму жизнь? Поставлено ли что-то одушевлённое над всем сущим? Или мы заперты в каком-то мутном бульоне эволюционной неразберихи. Говори полную правду, потому что говорить полуправду стыдно.
Чтобы иметь историю, надо иметь предысторию, желательно очень долгую. И скапливать что-то такое, чтобы было что проедать потомкам. Период снов, неведомых праправнукам, очень важен. Это удлиняет историю и без того древних народов. Аллель, выплывающий из небытия, которое небытиём никогда не было, а было полноценным бытиём с горечью нам неведомой.
Но продолжу свои примеры армянских умений. Почему-то считается, что армяне очень любят деньги, богатство. Но лучшие из армян как раз прямы, тверды и даже не корыстолюбивы. Читаю воспоминания русского адвоката ХIХ века А. Кони, и моя грудь вздымается от гордости. Кони был самым незапятнанным из адвокатов, зная людей и жизнь, славился неподкупностью. Слово такого человека многого стоит.
Кони познакомился в Ницце с графом Лорис-Меликовым, но не с тем Лорис-Меликовым, который был фактически вторым лицом в государстве при Александре II, а с отставным лицом, пенсионером, который лечился в Ницце от туберкулёза в последние дни своей жизни. Кони был потрясён: он мог предположить, что Лорис был умным человеком, но чтобы настолько умным! Перед ним был человек, который сразу видел проблему и не мешкая приступал к её разрешению. Когда он был губернатором в Харькове, казна выслала ему определённую сумму на борьбу с холерой. Это был рутинный жест со стороны властей. Лорис с холерой покончил, а оставшуюся сумму отослал обратно в казну. Власть опешила. Это был первый и единственный случай. Власти привыкли к тому, что обычно просят прислать ещё, а тут возвратили, да ещё и девяносто процентов (вникните!). Такого в Петербурге ещё не видели. Кстати, и по сей день это не стало нормой. Страна привыкла читать о губернаторах то, что писали Гоголь и Салтыков-Щедрин, а тут… То-то харьковчане, когда Лориса вызвали на работу в Петербург, с большой неохотой расставались со своим губернатором, который наводил порядки не драконовскими методами, а справедливо, последовательно и неизменно твёрдой рукой. И они оставили такую память о своём губернаторе, что в Петербурге второй раз опешили. Вот так лучшие из армян любят деньги, богатства и блага. Они любят безупречную работу, принесение пользы стоит у них на первом месте. А иначе зачем за что-то браться? И уж если взялся… Высокогорье учит рачительности. Прежде всего любуешься своей работой ты сам.
Тут я должна сказать, что в диаспоре лучшие из армян особенно видны, потому что родина воздаёт скупее, здесь фактор зависти притормаживает выделение человека: мастер не любит мастера, хотя и узнает его мгновенно. А в смешанной среде чужие умения как-то виднее.
Вот Иосиф Орбели, величайший из директоров Эрмитажа, – вдохновенный, дерзостный, кипучий, обаятельный. Надо же было, не боясь другого могущественного Иосифа (Сталина), ещё до войны однажды спрятать под пальто выдающееся полотно Леонардо да Винчи – портрет Богоматери и унести его домой, подальше от глаз комиссии, отбирающей картины для продажи за границей (советская власть нуждалась в деньгах), и тем самым спасти шедевр. А когда через месяц комиссия покинула Эрмитаж, он вернул картину на место. Да пыль бы осталась от Орбели, узнай Сталин об этом. И некоторые сотрудники Эрмитажа знали о том, что сделал Орбели, но патриотично молчали. Тайфун (так называли его в Эрмитаже) всё решает правильно, считали они. Много ли примеров такого благородного единения?
Но вершиной эстетической жилки армян всё-таки является не Орбели, а Павел Флоренский, мать которого происходила из рода карабахских меликов (князей). Сын гордился своей матерью, как драгоценностью в семье. Он и внешне был очень похож на мать. “Вот сидит армянин Флоренский”, – говорила Зинаида Гиппиус. Дед, отец матери, имел феноменальный вкус и был законодателем мод в дореволюционном Тифлисе. “Столп и утверждение истины” – книга Флоренского на все времена.
Долго не унимаются отзвуки армянских генов. И никакие беды таким генам не страшны. “Чем ниже падение, тем выше взлёт”. Вперёд, лицом в зарю, народ Айка! Катастрофа не для тебя. Ты подготовлен к ней тысячелетиями и высокогорьем.
Кончу музыкальным талантом армян. В ХХ веке в России сразу три выдающихся композитора – гениальный Арам Хачатурян, сочный Арно Бабаджанян и подхваченный кино и телевидением Микаэл Таривердиев, не говоря уже о бесчисленных более мелких очень неплохих мелодистах. Что называется прорвалось. Главный балет ХIХ века в России “Лебединое озеро” Чайковского, а в ХХ веке, безусловно, “Спартак” Хачатуряна. Кстати, очень хорош и второй его балет “Гаяне”, который просто затоплен мелодиями. Что ни номер, то загляденье. Тут уместно спросить: музыка, которая не вызывает удовольствия, не чарует, является ли музыкой, ведь нельзя влюбиться в какие-то шумы и стуки, чем гремит современная музыка. А в “Танец с саблями” и в лезгинку Арама Хачатуряна, не говоря уже о его знаменитом вальсе, влюбиться можно. Когда звучит что-то из ряда вон, сидящие в зале должны потеряться во времени и пространстве. Что же до Арно Бабаджаняна, то он был ещё и гениальный пианист. Но судьба стояла на страже. Это её обычное состояние.
Я выделила только некоторые предпочтения армянских генов. Но на меня могут обидеться мастеровые люди. Что это вы всюду лезете со своей духовностью, да без нас вы и шагу не ступите. Щели жизни затыкаем мы. Посмотрите кругом – всё это наша работа. Что же, они правы. Только один пример: в старые времена на крышах домов на Армянском нагорье вы не нашли бы двух одинаковых каменных водостоков. Ни один мастер не повторял другого.
Я ничего не воспеваю, я просто отмечаю закономерности. Армянин ищет закономерного равновесия. Но может ли ему это дать его родная земля, лежащая на пересечении стольких интересов? И чем дальше двигалась история, тем становилось всё тревожнее. Полноценного хозяина сгоняли, лишали опоры, бросали в диаспоральный бурелом. Тревожность и вечное ожидание беды усиливали в нас догадливость. Неплохое свойство. Но мы не напрашивались ни на что похвальное, помогающее жить. Да, крыло талантливости с нами, но опять же – кто не выберет более спокойную и менее талантливую участь?..
Отмечу ещё одно неплохое свойство: армянин не терпит безотцовщины. Армяне хорошие отцы, это в нас безотказно. Отец – это чувство ответственности. Это очень дисциплинирует и развивает интуицию. История сделала нас собранными. Но мы и на это не напрашивались. Каждый из нас индивидуально находил свои жизнеустроительные пути. Живя среди других народов, армяне были заметны своим трудолюбием, энергией, активностью индивидуального начала. Не забывая себя (забывают себя только святые и пророки, которых у нас было не меньше, чем стяжателей), армянин приносил в то же время много пользы. Мы очень чувствительный народ. Даже мечтательный народ. В нас никогда не утихает чувство утраченной Атлантиды. Найти её невозможно, но и забыть не дано. Аллель, специфическая форма гена, скажи, что ты думаешь об этой незатягивающейся ране? Аллель, капелька, микрон микрона, почему ты не уберёшь из наших снов память о цветущей весне на прекрасном нагорье и о джейране (косуле), который никогда не учился ни в каких хореографических училищах, но прыгает так, как никто из великих танцоров. Его учитель – радость жизни, его “ковровая” окраска сказочно красива.
Аллель, я уже давно на чужбине. Я благодарен приютившей меня земле. Но главной мечтой армянина было, есть и всегда будет – увидеть Арарат из собственного окна, то есть непременное возвращение на мужественное высокогорье, залитое таким солнцем, которое сгущает в виноградине сахаристость, а в понимающих людях особо ценные свойства. Но счастья у мужественных земель чаще всего не бывает. Мы последний островок христианства в той ойкумене, где это христианство и зародилось. С тех пор много поколений прошло по земле. Прошли и сгинули. Так кому же, как не крови, ответить хотя бы на часть загадок? Человек не живёт вечно, но кровь как раз занята вечными вопросами. Её фиксации несмываемы. Мой прапрапра, ты живёшь во мне целёхонький, твоя кровь бьётся во мне. Моя задача проста и величественна – пронести жизнь дальше, не остановить какое-то накопление. Эта цепочка не может быть слепой: Бог не работает с ничтожными вещами. Я подключён к чему-то неведомому и грандиозному. Любитель тайны, получай её и бейся, бейся, бейся над расшифровкой её, если сможешь. А нет, то Бог всё равно оценит твои старания. Свою роль воздающего он выполняет исправно.
Прочла написанное. Многовато слова “Бог”? Да, многовато. Но ведь это всё равно, что обвинять воду в том, что она вкусна. Можно ли перехвалить совершенство? Не подкрашенную же газировку с сомнительными добавками воспевать. Или несуществующую эволюцию, в которую не верил и сам Дарвин, в общем-то человек набожный. Он всё медлил и медлил с опубликованием своего труда. Молодчина. А то, что что-то может удлиниться, развиться или переформатироваться, – так ведь это предусмотрел и этому положил начало сам Бог. Форма – не стоячая вещь. Мир текуч, подвижен, часто меняет облики. “Боюсь, изменишь облик ты…” Сколько раз менялся облик нашей планеты: то Тангея, то очень разбросанная по океанам Гея… Казалось бы, какое сбивающее с толку разнообразие, но кровь, как и Бог, говорит нам, что многое всё-таки остаётся на своих местах. Люди проницательные это поняли, они вчитались в Бога. И это не всегда учёные. О нищее рацио! Жизни не надо мешать. Для понимающих заблуждения не глубинны. Бог сосчитал таких людей во всех народах и выделил их, наградив сильной интуицией. Вот почему на склоне дней Гильгамеш отправился к Утнапиштиму, живущему в дельте двух великих месопотамских рек, чтобы выведать у него тайну то ли человеческого долголетия, то ли самой жизни. Потому что старец знал ответы. Как знала их и самая выдающаяся часть древнеегипетских жрецов, открывшая принцип пирамид, то есть принцип сохранения материальных останков на оглушительно долгие сроки. Вот и кровь таится, делая вид, что она материя, а не дух… Так в какую одушевлённую бездну гена смотрит электронный микроскоп? И не похожи ли и мы на Гильгамеша, который отправился к Утнапиштиму? Только наш Утнапиштим – аллель…
Сегодня становится уже окончательно ясно, что за всем разнообразием самых первых на земле цивилизаций маячит одна матричная дошумерская цивилизация, которая породила уникальную культуру и философию Индии, Китая, Ирана, Армянского нагорья, Ближнего Востока, а позже – Греции и Европы. Естественно, включая и сам Шумер. Восток и Запад получили от месопотамских просторов с их очень внятной сферической картой ночного неба язык, культуру, идеологию, науку, технологии. Об этой богатой матричной дошумерской цивилизации сегодня свидетельствуют археологические, генетические, лингвистические и фольклорные данные. Платон не там искал Атлантиду…
“Поэт издалека заводит речь, / Поэта далеко заводит речь.” (Марина Цветаева). Дальше, чем, может быть, хотелось бы и самому поэту…
Первый номер журнала «Литературная Армения» 2024 года можно приобрести, пройдя по ссылке: https://kmbook.ru/shop/literaturnaya-armeniya/
Добавить комментарий