Глава Арцахской епархии ААЦ: «Бог покажет нам путь возвращения, и это станет победным возвращением»
Информационно-аналитический портал Dialogorg.ru в переводе представляет интервью предводителя Арцахской епархии ААЦ Епископа Вртанеса Абрамяна газете «Апараж» о деятельности недавно сформированного офиса Арцахской епархии, защите историко-культурного наследия Арцаха, возможности возвращения в Арцах и других вопросов.
Офис важен постольку, поскольку важна сама деятельность епархии
– Ваше Преосвященство, в Ереване начал свою работу офис Арцахской епархии. Как он создавался и какую миссию имеет?
– Офис важен настолько, насколько важна сама деятельность епархии. И хотя функции епархии немного изменились и отсутствуют важные составляющие епархии: административная территория, церковь и духовный класс, тем не менее епархия не ликвидируется и начинает работать в ином формате. В первую очередь создали епархиальный совет, членами которого стали арцахцы, живущие в Армении, а также те арцахцы, которые на протяжении долгих лет являлись представителями Арцаха в различных странах: США, РФ, Бельгии, Франции. Однако последние недолго оставались в составе епархиального совета, ввиду того, что власти РА ликвидировали мандаты лиц, осуществлявших представительскую миссию, и они отныне не в состоянии выполнить какую-либо работу или озвучить какую-либо проблему, связанную с Арцахом.
После этого мы уже искали место для нашей работы, и навстречу нашей просьбе пошёл руководитель организации ДИАЛОГ Юрий Навоян, благодаря которому начал действовать офис Арцахской епархии. В офисе работают 7-8 человек, которые возглавляют разные сферы. Руководителем офиса является Меланья Балаян. С нами работает бывший министр образования, науки, культуры и спорта Республики Арцах Лерник Ованнисян. Он занимается вопросами культурного наследия. Бывший министр иностранных дел Республики Арцах Карен Мирзоян занимается внешними связями, будет работать с международными структурами. В углублённом порядке мы будем сотрудничать с организацией «Мунк», которая располагается в Тавуше и Ереване. Организация осуществила важную миссию в общине Агорти Арцаха, и мы сотрудничаем с тем, чтобы направить сегодняшнюю молодёжную мысль на содействие в деле объединения армянства Арцаха.
Работаем также в переводческом направлении, будем осуществлять перевод книг, писем, статей. Тем самым мы должны обращать большое внимание на информационное поле, имеем сайт епархии, который должен доводить соответствующую информацию до каждого армянина, отзывчивых людей, действующих на международной арене.
Ввиду того, что Арцахская епархия не является юридической структурой, должны создать фонд Арцахской епархии, который смог бы полноценно заниматься юридическими вопросами. Мы только начали работы, имеем программу, рассчитанную на несколько месяцев. Если сможем в определённой мере ответить на вопросы каждого из арцахцев, предложить обнадёживающие шаги, то это будет означать, что мы выполняем свою миссию.
Мы все должны сплотиться для оказания содействия государственной системе Арцаха
– Проводите ли какие-либо работы по содействию арцахцам в правовой сфере?
– В данном направлении мы не можем действовать, ибо деятельность всех организаций, фондов, занимающихся вопросом Арцаха, должна служить обеспечению справедливого решения Арцахской проблемы. Сегодня социальными, правовыми вопросами арцахского армянства занимается руководство Арцаха, и мы все должны сплотиться только и только для того, чтобы оказать своё содействие, помощь государственной системе Арцаха, чтобы она не только не была ликвидирована, но и продемонстрировала своими положительными шагами и движением, что она есть, существует и является легитимной властью. В этой связи мы не осуществляем подобные программы в правовой плоскости. Социальную компоненту, связанную с армянством Арцаха, реализует Первопрестольный Святой Эчмиадзин, при котором действует социальный отдел.
Обстоятельство игнорирования создаёт у людей панические настроения
– В течение прошедших месяцев Вы провели встречи с арцахцами, проживающими в различных областях. Будет ли это носить продолжительный характер и насколько епархия в состоянии решать, доводить до адресатов поднятые проблемы?
– Изначально, в дни насильственного выселения, у нас была идея создать место, где Арцахская епархия и духовенство смогли бы непосредственно фиксировать проблемы и оказать своё содействие. Во время депортации Сюникская епархия осуществила эту работу и передала все данные Первопрестольному Святому Эчмиадзину.
Наши встречи с арцахцами мы начали с июля месяца, посетили 5 областей. Ранее, когда в качестве предводителя епархии встречался с представителями различных международных структур, офисов, послами, средствами массовой информации, я, однозначно будучи выразителем мысли арцахского армянства, заявлял, что все арцахцы желают вернуться, однако такого морального права, казалось, не имел. Чтобы это было более зримо и предметно, мы начали поездки, составили опросные листы, в которых также был вопрос о возвращении в Арцах в случае наличия определённых гарантий. Мы собрали, обобщили результаты, и 87 процентов, опрошенных однозначно высказались за возвращение, 6 процентов немного сомневались. И эти сомнения были связаны с ситуацией безопасности. Ещё 7 процентов не представляли возвращения – наверное, в связи с психологическими и другими вопросами.
После посещения в октябре других областей картина станет уже полностью ясной. По итогам встречи с 1000 и более семьями мы увидим, какова реальная картина. Добавлю, что подготовительные работы наших встреч мы выполнили неполноценно, если бы осуществили полноценно, то число участников встреч было бы больше. В ходе встреч мы также передали присутствующим наше духовное слово, воодушевляющие мысли.
– А какие вопросы в основном поднимали?
– Преобладающая часть поднятых арцахцами вопросов касалась того, что они проигнорированы, что никогда не представляли, что к ним будет проявлено подобное отношение. Обстоятельство игнорирования создаёт у людей панические настроения, человек уходит в себя и не желает общаться. Это имеющие место быть шокирующие вещи, особенно после такой боли.
А если для каждой общины в отдельности была бы создана единая среда обитания, были бы психологическое содействие и управляемые в нормальном формате, а не разбросанные, небрежные социальные пакеты, всё это можно было осуществить через руководителей общин, глав администраций, посредством поручений им. Ввиду того, что все были проигнорированы, не было соответствующих заданий администрации и создалась хаотическая ситуация, то в этой ситуации должно было иметь место то, что мы увидели. А если всё обстояло по-другому, так, как мы думали, то не было бы эмиграции в разные страны.
Другая проблема связана с паспортом. Препятствия для нас, связанные с паспортом, доходят до абсурда, потому что не может человек, имеющий паспорт РА, сталкиваться с подобными проблемами. И третья – статус беженца. Люди ушли оттуда не по своей воле – имел место геноцид, и соответствующего этому статуса нет. Всё это поднимает в людях волну разочарования. Наш народ – скромный, спокойный, имеющий коллективное мышление народ, и соответствующее распоряжение, поручение люди спокойно выполняют, просто нужно обнадёживающее слово, правовое и морально-нравственное решение. Если объединим всё это, то народ безмятежно продолжит свою работу, живя в Матери-Армении со светлым видением в мыслях о том, что должны вернуться в Арцах.
Уничтожение осуществляет руководство Азербайджана, а власти РА молчат
– В связи с культурным наследием Арцаха мы каждый раз становимся свидетелями того, что разрушаются наши вековые храмы, культурные, духовные, общественные сооружения, во многих случаях демонстративно и нагло. Нельзя ли посредством судебных актов или другими способами сделать так, чтобы Азербайджан не уничтожал их.
– К сожалению, если со стороны руководства не даётся правовой, политической оценки уничтожению его духовно-культурного наследия, то простой народ ничего не может сделать, церковь при всём своём потенциале не может повлиять. Это государственная политика, и уничтожение осуществляет руководство Азербайджана, а власти РА молчат. Больно! И как бы наши общественные организации ни стучались в двери международных организаций, эти двери закрыты, а уши людей глухи.
Церковь, как может, делает доступной информацию об этих болезненных явлениях. Множество раз отправляли письма, много раз на высоком уровне Верховный Патриарх приглашал даже представителей ЮНЕСКО, Всемирного Совета Церквей, десятки раз Эчмиадзин и действующий в Эчмиадзине офис обращались на различных уровнях к послам, однако прискорбно, что при нашем таком усердии власти РА даже палец о палец не ударяют. А если власти по-настоящему захотят, то, несомненно, эти двери откроются, будет представлен судебный иск.
Сегодня власти РА даже не признали правовой формат насильственно выселенного Арцаха. Исполняется год, но пока ещё даже не объявили день скорби.
Некому поймать за руку вандалов, и так будет продолжаться столько времени, пока мы не поймём, что это не только убивает нашу душу, но и наше тело. Прискорбно, что все не только не говорят, но и приспосабливаются к той реальности, которую Азербайджан создаёт. Дальше офисного переживания боли, слов со стороны властей не проводится какой-либо работы.
Арцах не пал, павшие мы, мы встали на колени физически, морально, духовно
– Прошёл почти год после деарменизации Арцаха, но кажется, что прошло много лет, и делается всё, чтобы предать забвению этот вопрос. Как нам сохранить веру в отношении возвращения, реалистическую веру?
– Мы все хотим услышать эту благую весть и жить в Арцахе. Мы не потеряли Арцах, Арцах есть и продолжает существовать, Арцах не пал, павшие мы, мы пали на колени физически, морально, духовно...
Почему это произошло?.. Нам следует вернуться к своим истокам, посмотреть, что делали наши предки, какой процесс они начали, а мы не продолжили его.
В священной книге написано: «Я Бог Айка, Ноя и Григория Просветителя». Айк Наапет боролся со злом, создал страну Армению, превратил её в страну надежды. Праотец Ной спас свою семью. Григорий Просветитель имел такую глубокую веру, что Бог сошёл в Араратскую долину. Эти три человека олицетворяют идею Семьи, Родины и Веры.
Мы отдалились от обета, данного нашими отцами? Конечно, отдалились. В таком случае, чего мы хотим? Когда еврейский народ отдалился от своего Бога, Бог сказал: «Я предам вас в руки ваших врагов». Что из себя представляют сегодня наши враги? Какую идею они несут в себе? Откуда пришли? Будешь ли ты предан в руки твоим внутренним врагам? Ты пропадешь, если не выполнишь обет твоих предков. Цепь оборвалась. Чего теперь вы хотите? Мы не имеем никаких союзников, потому что от самого важного союзника – никогда не предающего Бога, мы отдалились, впали в грех. Подаренные нам Богом победы приписали себе, персонифицировали и впали в смертный грех – в гордыню.
Чтобы снова вернуться к нашим истокам, должны воспользоваться нашим христианским арсеналом, простить друг друга, почувствовать нашу вину, признать, раскаяться, и в этом случае встанем с колен, но если этого не осознаем, то ничего не выйдет, кто бы ни пришёл, что бы ни произошло. Мы отдалились не только от Бога, но и от наших отцов. Хочешь посеять ветер и что пожать? Пожнёшь бурю. А если посеешь пшеницу, то вкусишь хлеб. Мы посеяли гордость, и что должны собрать?
Мы должны вести нашу идентичность к нашим истокам, наша генетическая память связана с ними. Тем самым мы должны уметь сдабривать нашу идентичность с Божьим словом и увидеть свет, данный нашими патриархами. Возвращение Арцаха обусловлено этим обстоятельством: если раскаемся, осознаем, то Господь покажет нам путь возвращения, и это станет победным возвращением, если мы проявим соответствующую верность.
Добавить комментарий